Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70 - 80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе
Урок 71. Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов - Л. Н. Толстой
Материалы к уроку. Л. Н. Толстой. «Война и мир» (том 1, часть 1, главы 7 — 11, 14 — 17, 22 — 25).
Планируемые результаты образования
Личностные: воспитание готовности к служению Отечеству, его защите на примере образов литературных героев, вызывающих восхищение и уважение своим служением России; формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века, участия в дискуссиях по нравственной и философской проблематике литературных произведений.
Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем.
Предметные: способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Задачи урока:
• раскрыть основные нравственные ценности, на которых основана семейная жизнь Ростовых и Болконских;
• показать общенациональный характер этих ценностей.
Обширный материал этой темы целесообразно распределить между двумя группами учащихся, предложив им одинаковые задания и вопросы.
1. Подготовить выразительное чтение (инсценирование) эпизодов, наиболее ярко показывающих образ жизни Ростовых / Болконских.
2. Охарактеризовать старших представителей семьи: графа Илью Ростова / старого князя Болконского.
3. Выбрать из ряда слов, характеризующих взаимоотношения родителей и детей, те, которые больше соответствуют семье Ростовых / Болконских: любовь, нежность, ответственность, понимание, ласка, доверие, уважение, послушание, почтительность, откровенность, наказание, поощрение, баловство, строгость, справедливость, настойчивость, порывистость, внимательность, снисходительность, взаимопомощь. Обосновать свой выбор примерами из текста.
4. Проанализировать эпизод, раскрывающий отношения между братом и сестрой Болконскими / детьми в семье Ростовых.
5. Объяснить, как связан семейный уклад Ростовых / Болконских с жизнью всего народа, как он влияет на состояние государства и общества.
В ходе такой работы ученики выявят существенные различия в бытовых проявлениях двух русских дворянских семей, отметят, что природная, стихийная душевность Ростовых противоположна суровой духовности, интеллектуальности Болконских. Если в первой семье растёт прежде всего семьянин, то во второй воспитывается гражданин. В то же время главные нравственные ориентиры в двух семьях одинаковы: это любовь, искренность (честность), единство поколений в понимании смысла и цели человеческой жизни, взаимное уважение и преданность членов семьи, любовь к своему Отечеству.
Переходя от изображения света к семейным сценам, Толстой показывает действительную жизнь русского дворянства, раскрывает истоки нравственного облика лучших его представителей. Особенно внимательно учитель должен отнестись к последнему вопросу (он может стать предметом коллективной работы уже без разделения на группы). Эпизод прощания княжны Марьи с братом и сцена пляски Данилы Купора в доме Ростовых помогут в поиске ответа. Глубокая вера княжны Марьи и душевная широта Ильи Андреевича Ростова — качества, общие для дворянства и простого народа. Уход на войну князя Андрея и Николая Ростова является выражением тех общественных устремлений (социальная активность, патриотизм, чувство ответственности), которые противостоят эгоизму аристократической верхушки.
В качестве итогового задания можно предложить ребятам небольшое сочинение или устный ответ на вопрос: какую из семей вы взяли бы за образец для строительства своей семейной жизни?
Домашнее задание
1. Расскажите о традициях и ценностях семейства Курагиных.
2. Составьте план сопоставительной характеристики Наташи Ростовой и княжны Марьи Болконской.
Для индивидуальной работы
1. Идеальным воплощением русской женщины уже в XIX веке считалась Татьяна Ларина. Какие черты пушкинской Татьяны можно увидеть в героинях Толстого?
2*. Сопоставьте семейные страницы «Войны и мира» и повести Л. Н. Толстого «Детство». Выводы запишите.