Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70 - 80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе
Урок 70. Сатирическое изображение большого света в романе. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества - Л. Н. Толстой
Материалы к уроку. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Том I, часть 1, главы 1— 6, 12 — 13, 18 — 21; часть 3, главы 1 — 2. Учебник. Статьи «Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями.
Метапредметные: владение языковыми средствами — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Предметные: способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Задачи урока:
• раскрыть отношение Толстого к светскому обществу;
• показать, какими средствами создаётся сатирическое изображение света в романе «Война и мир»;
• начать сбор материала для характеристики главных героев романа.
Почему роман-эпопея, призванный отразить судьбу народную, начинается подробным изображением пустейшего события — вечера в салоне Анны Павловны Шерер? На первом уроке по роману до конца понять смысл этого не удастся, но можно наметить излюбленный путь Толстого: от внешнего к внутреннему, от поверхностного к более глубокому. Жизнь большого света — самый поверхностный слой национальной жизни, но именно он — самый привлекательный, блестящий, изысканный. Мы знаем, что и сам Толстой прошёл искушение блеском комильфо, значит, в его изображении высшего света есть личная нота. Какова она? Какой видится автору аристократическая верхушка России? Как выражается его отношение к ней? Над этим и предстоит поразмышлять ребятам на уроке.
Характеристику хозяйки салона может дать один ученик; обратим при этом внимание на то, какие выражения сменяются на лице Анны Павловны. Оказывается, этих выражений очень немного и все они заранее предопределены: в разговоре с гостями оживление и порывы, сдержанная улыбка; «глубокое и искреннее выражение преданности... соединённое с грустью» при упоминании об императрице; «торжественное участие» возле старой тётушки; беспокойное, опасливое выражение при виде Пьера. Героиня как будто меняет маски. Пытаясь заглянуть в её душу, мы находим и там маску неизменного «энтузиазма», которую Анна Павловна носит «по обязанности» много лет. Такие же маски видит Толстой на лицах почти всех посетителей салона: небрежная любезность князя Василия, светлая улыбочка и блестящие белые зубы маленькой княжны, скучающий взгляд князя Андрея, притворный интерес княгини Друбецкой. Так же прикрыты маской дружеской заботливости и подлинные чувства, интересы гостей (поиск покровителей, желание узнать о настроении двора и т. п.). Высшее воплощение эта особенность светских людей находит в детях князя Курагина. «Прекрасная Элен» и «милый Ипполит» — их маски закреплены ярлычками-прозвищами. Перечитаем описание этой пары и подумаем, почему Толстой рисует их вместе, подчёркивает их сходство. Десятиклассникам нетрудно понять мысль писателя: Элен — блистательная внешность светского общества, Ипполит — его уродливая изнанка. В его поведении выражается явно то, что скрывается у других под внешней учтивостью и светскостью: пошлость, пустота, нравственная нечистоплотность. Отсутствие подлинной духовной жизни компенсируется поддельной активностью. В каких образах выражает Толстой неестественность, механистичность этой кажущейся жизни? («Разговорная машина», «жужжащие веретёна», «виконт, сервированный, как что-то сверхъестественно-утончённое» и т. д.) Подлинная жизнь притаилась где-то поблизости: она в резких морщинах князя Василия, в неожиданно доброй улыбке князя Андрея, в исплаканном лице Друбецкой. Она прячется, чувствуя, что здесь неуместна. И только с простодушным и по-детски доверчивым Пьером настоящая жизнь врывается в салон, вызывая глубокий ужас
хозяйки. Почему Анну Павловну так беспокоит Пьер? Рассуждая об этом, школьники отметят искренность героя, его отзывчивость ко всякому высказанному чувству, живую мысль, готовую высказаться с полной искренностью, т. е. всё то, что опасно для «разговорной машины», что недопустимо в среде «комильфо».
Пьер выделяется из всех не только крупной нескладной фигурой, но и своей задушевной улыбкой. Сам того не желая, он с первых страниц противостоит светской мертвечине своим живым умом и непосредственностью.
Сцену в квартире Анатоля и Долохова обсудим коротко, в русле вопроса: что добавляет этот эпизод к характеристике Пьера? (Отметим «бесхарактерность» героя, его податливость внешним влияниям.)
Затем вслед за Толстым перенесёмся в пышную залу, где умирает граф Безухов. Казалось бы, здесь, перед лицом вечного таинства, люди должны сбросить маски. Но не тут-то было. Снова автор глазами Пьера подмечает «заданные» выражения на лицах Курагина, Катишь, Анны Михайловны. Только на миг личины спадают, и открывается хищная деловитость Друбецкой, злобная ненависть княжны, стариковская слабость князя Василия. Наконец, сцена борьбы за мозаиковый портфель становится итоговым приговором: светская жизнь в салоне Шерер отталкивает своей ненатуральностью, но настоящая жизнь тех же самых людей ещё отвратительнее — в ней царят жадность, корысть, злоба. Пьер опять остаётся непричастен всеобщей комедии. Его наивный взгляд открывает читателю фальшь происходящего, хотя сам герой постоянно убеждает себя, что всё так и должно быть, что всё идёт правильно. Толстой показывает, что герой ещё не сформировал свои убеждения, что он ещё не в состоянии отличать добро от зла, что часто влияние светского круга заглушает в нём инстинкт истины и добра.
Поняв это, ученики легко ответят на вопросы, относящиеся к эпизоду женитьбы Пьера на Элен Курагиной:
♦ Почему этого брака желают Курагины? Как относятся к Пьеру и Элен окружающие? Что удерживает Пьера от объяснения? Как показывает Толстой колебания героя? Что заставляет Пьера согласиться с навязанной ему ролью?
Ученики заметят, что, кроме естественного влечения к красавице Элен, Пьером руководит всё то же мнение света. Общее удовольствие от предстоящего брака внушает ему мысль, что иначе быть не может, и заглушает сомнения. Серьёзнейшей жизненной катастрофой обернётся для Пьера эта женитьба.
Подведём итог при помощи вопроса: какую роль в жизни лучших людей своего времени играет светское общество? (Мы убедились, что, даже презирая свет или оставаясь чужими ему, умные и чистые люди попадают под его влияние и влияние это оказывается разрушительным для их судеб.)
Домашнее задание
1. Подготовьте характеристику одного из второстепенных героев романа, принадлежащих к светскому обществу (Борис Друбецкой, Берг, Анатоль Курагин, Жюли Карагина).
2. Перечитайте сцены жизни светских салонов Петербурга во время Отечественной войны 1812 года (том 3, часть 2, глава 6; том 4, часть 1, главы 1 — 3). Впишите в тетрадь дополнения по изученной теме.
3. Подготовьте пересказ-анализ эпизода «Визит Курагиных в имение Болконских» (том 1, часть 3, главы 3 — 5).
4. Подготовьте выразительное чтение и анализ эпизода «Дуэль Пьера с Долоховым». Объясните роль этого фрагмента в романе.