Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70 - 80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе
Урок 69. Война и мир как роман-эпопея. Творческая история произведения - Л. Н. Толстой
Материалы к уроку. Учебник. Статья «Творческая история „Войны и мира“».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Метапредметные: владение языковыми средствами — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Предметные: владение навыками анализа художественных произведении с учётом их жанрово-родовой специфики.
Задачи урока:
• познакомить учеников с эволюцией замысла Толстого, раскрыть связь творческой истории «Войны и мира» с формированием исторических взглядов писателя;
• углубить знания о свойствах эпопеи;
• раскрыть основные жанровые признаки «Войны и мира».
С основными обстоятельствами работы Л. Н. Толстого над романом ученики могут познакомиться в статье учебника «Творческая история „Войны и мира“». Писатель сам раскрыл логику движения замысла от развившегося явления к его истокам. Учитель имеет возможность на этом примере ярко проиллюстрировать особенности реалистического искусства в целом: стремление не только изобразить, но и всесторонне исследовать то или иное явление действительности, изучить его причины и последствия. Также история работы писателя над романом раскрывает диалектическую природу мышления Толстого-художника, его способность видеть в каждом оформившемся состоянии общества результат борьбы противоречивых стремлений. (Так, современная ему общественная жизнь оказывается результатом поражения декабристов, само же декабрьское восстание — следствием войны 1812 года, но и торжество России в Отечественной войне не могло, по Толстому, состояться без пережитого ранее аустерлицкого позора). Движение Толстого в глубь истории теоретически могло быть бесконечным. Почему же он всё-таки выбирает границами своего повествования 1805 год и начало 20-х годов XIX века?
Ответ скрыт в судьбе писателя, в том, как на этом этапе развиваются его взгляды. Ученики уже знают о том, как формировались взгляды Толстого на историю, роль в ней народа и отдельной личности. Мы видели, что эпоха национального единства (1812 год) в сознании писателя противопоставлена современной раздробленности общества. Стремление выявить глубинные связи между частными судьбами и движением истории заставляет Толстого сосредоточиться на том периоде, который эту взаимосвязь наиболее отчётливо выявляет.
Взгляды писателя и в равной мере житейские обстоятельства предопределили и жанровую специфику романа. В эти годы Толстой реально чувствует себя участником жизни государственной, организуя деятельность яснополянской школы, выступая в роли ходатая по крестьянским делам. «Мысль семейная» в его романе также рождается из самого непосредственного бытового контекста. Так частное и общенародное на редкость гармонично уравновешиваются в восприятии художника, обусловливая уникальную художественную гармонию «Войны и мира».
Об отличиях романа Толстого от традиционных образцов этого жанра подробно сказано в учебнике. Ученики могут выписать эти отличия в виде кратких тезисов. Далее необходимо вспомнить, что им уже известно о жанре эпопеи, и убедиться, что все присущие этому жанру черты свойственны «Войне и миру». Подробный анализ художественных особенностей произведения будет осуществлён на следующих уроках по мере углубления в него. Важно, чтобы учитель не забывал указывать на черты синтеза романа и эпопеи по ходу работы. (Дополнительно можно раскрыть ученикам, что Толстой опирался на опыт Пушкина в романе «Капитанская дочка» и трагедии «Борис Годунов», показать, что именно здесь Толстой находит зерно изображения в единстве «судьбы человеческой, судьбы народной», которое разовьётся в его «Войне и мире».)
Учитывая знакомство учеников с биографическими материалами учебника, можно предложить ребятам ответить на вопрос: какие факты и предания из истории собственной семьи, своих предков использовал Толстой в романе, почему он это сделал? (Важно здесь показать ученикам, что писатель использовал эти факты не только из личного пристрастия, но потому, что видел в них типическое содержание, отражение национальных основ русской жизни.)
Домашнее задание
Подготовьте сообщение на тему «Жанровое своеобразие „Войны и мира“».
Для индивидуальной работы
1. Найдите в учебнике и выпишите в тетрадь отличия «Войны и мира» от западноевропейских романов XIX века.
2. Подберите несколько примеров, показывающих единство частного и исторического в романе-эпопее «Война и мир».
3. Попробуйте объяснить, чем вызван интерес писателей 60 — 70-х годов XIX века (Толстого, Некрасова) к судьбам декабристов.