Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70 - 80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе
Урок 68. Политические и философские взгляды Л. Н. Толстого - Л. Н. Толстой

Материалы к уроку. Учебник. Статья «Религиозно-этические взгляды Толстого».

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения.

    Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем.

    Предметные: формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения.

Задача урока:

    • раскрыть единство устремлений Толстого в его жизненных исканиях, стабильность главных нравственных ценностей, организующих его духовный мир вопреки противоречивым теоретическим взглядам.

И вновь перед учителем стоит сложнейшая задача: объяснить ученикам, каковы были убеждения Толстого. Но это невозможно, ведь взгляды писателя находились в постоянном диалектическом становлении, развитии. Остановка на какой-либо «неподвижной идее» в принципе чужда мировоззрению художника, утверждавшего, что только в бесконечном борении жив человек, а спокойствие считавшего «душевной подлостью». Поэтому, характеризуя политические и философские взгляды Толстого в ходе лекции, мы только выделяем наиболее яркие этапы, временные ориентиры, становившиеся жизненной платформой адептов Толстого, его учеников, но не самого писателя.

Наша цель на данном уроке — подготовить учеников к восприятию философского звучания «Войны и мира», поэтому рационально лишь вкратце остановиться на таких понятиях, как «непротивленчество», «обновлённое христианство», и на антиэстетической теории Толстого. В центре внимания должны быть проблемы взаимодействия личности и истории, личности и массы, истории и народа.

Можно предложить ученикам вспомнить основные этапы формирования взглядов Толстого на общинную, роевую жизнь (от детской игры в «муравейных братьев» до чувства сопричастности общенародному подвигу в севастопольские дни).

    ♦ В чём, по Толстому, ценность роевой жизни?

    ♦ Как объясняет Толстой причины распадения национального единства в современную ему эпоху?

    ♦ Какие примеры национального единства обнаруживает Толстой в русской истории?

    ♦ Какие пути нового обретения единства провидит и проповедует писатель?

Размышления над последним вопросом должны привести к центральной для Толстого идее нравственного самоусовершенствования. Единение народа, по мысли Толстого, стихийно достигается в моменты опасности общегосударственной. Но в мирной жизни достичь его можно только через преодоление каждой личностью эгоизма, тщеславия, самолюбия, через совершенствование себя верой, страданием, трудом. Учитель покажет десятиклассникам, что опрощение, непротивление, отрицание художественного творчества — разные способы нравственного самоусовершенствования, на разных этапах жизни казавшиеся Толстому наилучшими.

В заключение предложим ученикам поразмышлять о том, кто из русских писателей-современников наиболее близок Толстому по своим идеалам и ценностям. (Это позволит ещё раз подчеркнуть оригинальность взглядов писателя и в то же время его неразрывную связь с генеральной линией русской литературы XIX века в поиске высших духовных ценностей — Красоты, Добра и Правды.)

    Домашнее задание

Повторите особенности эпопеи как литературного жанра. Подготовьте сообщение на тему «„Война и мир“ как роман-эпопея».

    Для индивидуальной работы

1*. Расскажите о педагогической деятельности Л. Н. Толстого в 60 — 70 годы XIX века.

2*. Кратко расскажите, опираясь на учебник, в чём заключался смысл конфликта Толстого с государством и церковью.

3*. Посмотрите фильм С. А. Герасимова о жизни Льва Толстого. Напишите о своих впечатлениях.