Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70 - 80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе
Урок 68. Политические и философские взгляды Л. Н. Толстого - Л. Н. Толстой
Материалы к уроку. Учебник. Статья «Религиозно-этические взгляды Толстого».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения.
Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем.
Предметные: формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения.
Задача урока:
• раскрыть единство устремлений Толстого в его жизненных исканиях, стабильность главных нравственных ценностей, организующих его духовный мир вопреки противоречивым теоретическим взглядам.
И вновь перед учителем стоит сложнейшая задача: объяснить ученикам, каковы были убеждения Толстого. Но это невозможно, ведь взгляды писателя находились в постоянном диалектическом становлении, развитии. Остановка на какой-либо «неподвижной идее» в принципе чужда мировоззрению художника, утверждавшего, что только в бесконечном борении жив человек, а спокойствие считавшего «душевной подлостью». Поэтому, характеризуя политические и философские взгляды Толстого в ходе лекции, мы только выделяем наиболее яркие этапы, временные ориентиры, становившиеся жизненной платформой адептов Толстого, его учеников, но не самого писателя.
Наша цель на данном уроке — подготовить учеников к восприятию философского звучания «Войны и мира», поэтому рационально лишь вкратце остановиться на таких понятиях, как «непротивленчество», «обновлённое христианство», и на антиэстетической теории Толстого. В центре внимания должны быть проблемы взаимодействия личности и истории, личности и массы, истории и народа.
Можно предложить ученикам вспомнить основные этапы формирования взглядов Толстого на общинную, роевую жизнь (от детской игры в «муравейных братьев» до чувства сопричастности общенародному подвигу в севастопольские дни).
♦ В чём, по Толстому, ценность роевой жизни?
♦ Как объясняет Толстой причины распадения национального единства в современную ему эпоху?
♦ Какие примеры национального единства обнаруживает Толстой в русской истории?
♦ Какие пути нового обретения единства провидит и проповедует писатель?
Размышления над последним вопросом должны привести к центральной для Толстого идее нравственного самоусовершенствования. Единение народа, по мысли Толстого, стихийно достигается в моменты опасности общегосударственной. Но в мирной жизни достичь его можно только через преодоление каждой личностью эгоизма, тщеславия, самолюбия, через совершенствование себя верой, страданием, трудом. Учитель покажет десятиклассникам, что опрощение, непротивление, отрицание художественного творчества — разные способы нравственного самоусовершенствования, на разных этапах жизни казавшиеся Толстому наилучшими.
В заключение предложим ученикам поразмышлять о том, кто из русских писателей-современников наиболее близок Толстому по своим идеалам и ценностям. (Это позволит ещё раз подчеркнуть оригинальность взглядов писателя и в то же время его неразрывную связь с генеральной линией русской литературы XIX века в поиске высших духовных ценностей — Красоты, Добра и Правды.)
Домашнее задание
Повторите особенности эпопеи как литературного жанра. Подготовьте сообщение на тему «„Война и мир“ как роман-эпопея».
Для индивидуальной работы
1*. Расскажите о педагогической деятельности Л. Н. Толстого в 60 — 70 годы XIX века.
2*. Кратко расскажите, опираясь на учебник, в чём заключался смысл конфликта Толстого с государством и церковью.
3*. Посмотрите фильм С. А. Герасимова о жизни Льва Толстого. Напишите о своих впечатлениях.