Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70 - 80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе
Урок 67. Этапы биографии писателя и их отражение в творчестве - Л. Н. Толстой
15 часов
Урок 67. Этапы биографии писателя и их отражение в творчестве
Материалы к уроку. Л. Н. Толстой. «Детство. Отрочество. Юность» (фрагменты: повторение изученного). Учебник. Статьи «Родовое гнездо», «Детство», «Отрочество и юность», «Молодость на Кавказе», «Толстой — участник Крымской войны», «Уход и смерть Толстого».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, создателя великой литературы, носителя высоких духовных идеалов.
Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные: формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя (Л. Н. Толстого) в процессе анализа художественного произведения.
Задачи урока:
• показать ученикам значение разных этапов жизни писателя для формирования его духовного мира, их роль в становлении сложной и противоречивой личности Толстого, в выработке его жизненной философии;
• актуализировать и углубить знания учеников об изученных ранее произведениях Толстого.
Жизненный путь Л. Н. Толстого во всей его сложности, конечно, не откроется перед учениками за сорок минут. Такая задача невыполнима, поэтому учителю очень важно так отобрать материал и таким образом организовать работу, чтобы, во-первых, максимально использовать уже имеющиеся у ребят знания и, во-вторых, не пытаясь «объять необъятное», помочь десятиклассникам ощутить главное: грандиозный масштаб личности Толстого, поистине ренессансную широту его человеческой натуры и творческого дара. «Он человек был, человек во всём» — эта шекспировская строчка может послужить не только эпиграфом, но и лейтмотивом урока.
В согласии с материалом учебника главное внимание необходимо уделить тем фактам биографии писателя, которые повлияли на формирование его гуманистических идеалов.
1. Детство. Семья.
Примерный круг вопросов:
♦ Можно ли назвать детство писателя счастливым? Как сам Толстой оценивает его?
♦ Какие качества характера, черты личности своих близких, подмеченные в детстве, Толстой впоследствии особенно ценил и в других людях?
♦ Какие чувства, мечты, идеалы воспитала в будущем писателе игра в «муравейных братьев»?
♦ Почему Толстой считает детство важнейшей эпохой в жизни человека?
(В ответах на все эти вопросы ученики могут использовать не только материалы учебника, но и знакомую им повесть Л. Н. Толстого «Детство», разумеется, не отождествляя при этом автобиографические мотивы произведения с документальной автобиографией.)
2. Годы становления.
♦ Как оценивал зрелый Толстой, стремление своей юности «стать комильфо»? Почему аристократ по происхождению становится проповедником демократизма, опрощения, народности?
(Здесь уместно будет напомнить ребятам об одном герое Толстого — русском офицере Жилине («Кавказский пленник»). В его образе воплощает писатель лучшие черты народного характера: мужество и простоту, человечность и патриотизм.)
♦ Какие открытия сделал Толстой, окунувшись в жизнь казачьей станицы?
♦ Как обогатился жизненный опыт молодого писателя за время пребывания в осаждённом Севастополе?
♦ Какие качества таланта Толстого поставили его после первых же публикаций наравне с признанными авторами?
(Краткую характеристику творческого метода Толстого на примере повести «Детство» можно использовать как подсказку для размышлений.)
3. Творческая зрелость.
♦ Какими целями была обусловлена просветительская деятельность Л. Н. Толстого в начале 60-х годов XIX века? Почему задуманное не осуществилось?
♦ Какие ростки в русской общественной жизни дал яснополянский опыт Толстого?
♦ Как нравственные убеждения писателя проявлялись в организации им собственного семейного мира? (Лучшим ответом на этот вопрос была бы экскурсия в Ясную Поляну, хотя бы кинематографическая или заочная в форме презентации.)
♦ Чем вызван отказ писателя от литературного творчества в 80-е годы XIX века?
4. Л. Н. Толстой на рубеже веков.
♦ Какую роль играет Толстой — его голос, авторитет — в общественной жизни России последних десятилетий XIX — начала XX века?
♦ В чём видит Толстой свои обязанности перед народом, какие пути их исполнения выбирает?
♦ Какие драматические противоречия наполняют последние годы жизни писателя? Как удаётся Толстому их преодолевать?
♦ Какой символический смысл вкладывали современники (а затем и потомки) в предсмертный уход Толстого?
Раскрыть эти вопросы учитель может, используя статьи учебника, дополнительную литературу, заранее подготовленные сообщения учеников. Кроме того, можно предложить несколько вопросов, позволяющих создать нехрестоматийное изображение великого человека и тем самым приблизить его к учащимся. Например,
♦ Какие черты характера Толстого вызывали наибольшее раздражение у его современников, служили причиной конфликтов с равновеликими и духовно близкими ему людьми?
♦ Какие диаметрально противоположные убеждения с одинаковой страстностью исповедовал Толстой в разные периоды своей жизни?
♦ Какие качества собственной натуры ненавидел и презирал писатель, как боролся с ними?
Важно, чтобы ученики осознали, что величие Толстого-человека не в идеальной и безупречной жизни, а в необычайной совестливости, в беспримерно строгом суде над собой, в страстной жажде обретения истины.
Домашнее задание
1. Сделайте сообщение на тему «Диалектика души и диалектика характера в произведениях Л. Н. Толстого».
2. Составьте план рассказа о жизненном пути писателя.
3*. Подберите примеры проявлений детскости в героях романа «Война и мир». Почему Толстой ценил в людях детскость?