Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70 - 80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе
Урок 66. Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70 - 80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе

Обзорная тема

Урок 66. Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70 — 80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе

Материалы к уроку. И. С. Тургенев. «Новь» (фрагменты). Ф. М. Достоевский. Дневник писателя (фрагменты). А. П. Чехов. «Дом с мезонином».

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, благодаря освоению результатов современного литературоведения и обращению к лучшим образцам литературной критики.

    Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

    Предметные: формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; *формирование представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле; владение начальными навыками литературоведческого исследования историко-литературного и теоретико-литературного характера.

    Задачи урока:

    • показать ученикам связь народнических идей с творчеством русских писателей второй половины XIX века, влияние народничества на литературный процесс;

    • вызвать учеников на размышления об идеале народности в искусстве, литературе последних десятилетий XIX века.

Ученикам известно, что ноты сочувствия простому человеку, стремление приносить благо народу с помощью литературы присутствовали у многих писателей уже в начале XIX века. Они стали важнейшими мотивами творчества писателей «гоголевской школы» в 40— 50-е годы XIX века. Тургенев и Некрасов, Лев Толстой и Гончаров были союзниками в общем деле борьбы за освобождение крестьян от крепостного рабства. После долгожданного манифеста 1861 года общее ликование улеглось быстро. Результатами реформы остались недовольны все: и помещики, и мужики (вспомним, как говорится об этом у Некрасова: «Порвалась цепь великая, / Порвалась — расскочилася: / Одним концом по барину, / Другим — по мужику!..»).

Уместно включить в урок сообщение об экономическом и политическом положении России в 70-е годы XIX века, это раскроет ученикам исторические корни народничества. Здесь же необходимо напомнить школьникам о конкретных проявлениях народнического движения, его наиболее ярких представителях. Таким образом, урок будет иметь интегрированный характер. В нём могут принять участие учителя истории.

Но объяснить массовое хождение в народ только экономическими причинами нельзя. Никакие беды крестьян не могли бы заставить сотни юношей и девушек из обеспеченных семей оставить привычный с рождения круг и образ жизни и пойти в нищие сёла помогать жалким и больным людям, если бы русская культура (прежде всего литература) не воспитала в них чуткую совестливость, ненависть к буржуазному паразитизму.

«Мне кажется иногда, что я страдаю за всех притеснённых, бедных, жалких на Руси... нет, не страдаю — а негодую за них, возмущаюсь... Что я за них готова... голову сложить», — говорит героиня романа И. С. Тургенева «Новь». Марианна и её друг Нежданов мечтают: «...мы будем полезны, наша жизнь не пропадёт даром, мы пойдём в народ...»

Верное высоким целям, утверждаемым литературой, поколение семидесятников было готово идти в народ. Литература предсказала, запечатлела и во многом направила это движение.

    ♦ Какую новую цель ставят перед своими читателями русские писатели в 70 — 80-е годы XIX века? В чём они видят достойное дело для чистых молодых сердец и рук?

Революционеры-демократы видели в хождении в народ прежде всего средство агитации, надеясь подтолкнуть крестьян к восстанию. Поэт Л. Н. Трефолев обращается к России:

Надейся! Исчезнут тираны,

Исчезнут коварство и ложь,

Надейся! Ты вылечишь раны,

Венец свой терновый сорвёшь.

      («К России». 1877)

В стихах Г. А. Мачтета, ставших одной из самых популярных революционных песен, скорбь о погибшем товарище сменяется пророчеством о мщении:

Замученный тяжкой неволей,

Ты славною смертью почил...

В борьбе за народное дело

Ты буйные кости сложил... <...>

Как ты — мы, быть может, послужим

Лишь почвой для новых людей,

Лишь грозным пророчеством новых

Грядущих и доблестных дней...

Но знаем, как знал ты, родимый,

Что скоро из наших костей

Подымется мститель суровый,

И будет он нас посильней!

      («Последнее прости». <1876>)

Исторические факты красноречиво расскажут о судьбе первой волны народничества. Дело Веры Засулич, процесс 193 и т. д. Но никакие даты и документы не раскроют так ясно и глубоко причины краха революционного народничества, как роман И. С. Тургенева «Новь» (учитель может вкратце познакомить учеников с творческой историей романа и откликами на него современников). Можно предложить ученикам сопоставить фрагмент романа, описывающий попытку Нежданова взбунтовать крестьян (глава 23, выразительное чтение или пересказ, близкий к тексту), и картину И. Е. Репина «Арест пропагандиста» (1880). Ученики смогут выявить идейно-тематическое сходство: противопоставление революционера-агитатора всем окружающим, в том числе и мужикам, которых пытался агитировать герой; сходство деталей: крестьянская одежда символизирует стремление слиться с народом, а тёмный колорит обеих картин передаёт тьму невежества и злобы, которую пытаются победить герои. Различие заключается не только в сюжете. Главное — различная трактовка образа героя.

♦ Каким увидел революционера-народника Тургенев? А каким изобразил его Репин? Как вы думаете, какое изображение точнее? (Ученики могут не прийти к единому мнению. Важно подчеркнуть, что Тургенев, в отличие от Репина, видит слабость революционного народничества в душевной слабости самих народников, в их удалённости от настоящей крестьянской жизни.)

Как известно, на смену первой революционной волне в условиях реакции пришла вторая, с её «теорией малых дел». Чтобы приблизить ребят к пониманию духа того времени, можно напомнить им всем знакомый с детства рассказ «Филиппок», подчеркнув его связь с просветительской и гуманитарной деятельностью русской интеллигенции 70 — 80-х годов XIX века.

Учитель может познакомить учеников также с сюжетом рассказа А. П. Чехова «Дом с мезонином». После выразительного чтения или пересказа фрагмента спора художника и Лидии ученикам может быть предложено определить, на чьей стороне автор. В чём правы и в чём неправы оба героя? (Можно найти подсказки в статье учебника «Люди, претендующие на знание правды».)

Но были и другие пути, и способы сближения с народом.

Лев Николаевич Толстой в 70-е годы XIX века выдвигает идею «опрощения», предлагая людям из высших слоёв общества добровольно отказаться от неправедной собственности и эксплуатации чужого труда. Вернуться к простым, природным потребностям и обеспечить их удовлетворение личным трудом — вот что предлагает писатель. Толстой первым подаёт пример опрощения, отказываясь от принадлежащей ему собственности в пользу родных, тачая в своей мастерской сапоги и отказываясь от писательства как от ненужной роскоши.

Какой отклик в обществе нашли идеи Толстого? Рассказ об этом может стать темой одного из ученических докладов. (Обратим внимание на то, что, по мысли Толстого, нужно не жалеть народ, а приблизиться к нему по способу жизни, тогда получится слиться с ним в сознании правды и красоты.)

Несколько иначе видит задачу Ф. М. Достоевский. В «Дневнике писателя», в статье «Русское решение вопроса», он пишет: «Если вы почувствовали, что вам тяжело есть, пить, ничего не делать и ездить на охоту, и если вы действительно это почувствовали и действительно так вам жаль „бедных", которых так много, то отдайте им своё имение, если хотите, пожертвуйте на общую пользу и идите работать на всех... И если не хотите сбирать, как Влас, на храм Божий, то заботьтесь о просвещении души этого бедняка, светите ему, учите его... Надо заботиться больше о свете, о науке и о усилении любви» («Дневник писателя» за 1877 год). При этом Достоевский не считает опрощение обязательным. По его убеждению, служить всем можно и обучаясь в университете. «Не раздача имения обязательна и не надевание зипуна... обязательна и важна лишь решимость ваша делать всё ради деятельной любви, всё, что возможно вам ...».

Ученики могут сами ответить, в чём принципиальная разница позиций Толстого и Достоевского и в чём главное сходство между ними.

Далее обратим внимание школьников на то, что при любых переменах для писателей остаётся неизменная вера в народ и убеждённость в том, что без сближения с ним невозможна жизнь интеллигенции. Постепенно в духовных исканиях русских писателей вызревает мысль о том, что не народу нужно навязывать чуждые ему понятия и мысли интеллигенции, а у него учиться правде-истине. «... Это мы должны преклониться перед народом и ждать от него всего, и мысли, и образа...» — писал Достоевский в феврале 1876 года.

В конце урока ученики могут написать небольшое сочинение- рассуждение на тему народности в литературе, опираясь на мысль Ф. М. Достоевского: «Но за литературой нашей именно та заслуга, что она, почти вся целиком, в лучших представителях своих и прежде всей нашей интеллигенции, заметьте себе это, преклонилась перед правдой народной, признала идеалы народные за действительно прекрасные».

    Домашнее задание

1. Расскажите о народническом движении в России, используя в качестве примеров фрагменты литературных произведений.

2. Сравните «почвенничество» Ф. М. Достоевского и «опрощенье» Л. Н. Толстого.

3*. Самостоятельно проанализируйте рассказ А. П. Чехова «Невеста».

4*. Составьте список литературных произведений, в которых отражена тема «хождения в народ».