Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Русская литературная критика второй половины XIX века
Урок 65. Русская литературная критика второй половины XIX века
Обзорная тема
1 час
Урок 65. Русская литературная критика второй половины XIX века
Материалы к уроку. Раздел учебника «Русская литературная критика второй половины XIX века». Ресурсы Интернета (по рекомендации учителя), например,
Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. Раздел «Литература»: http://www.krugosvet.ru/ taxonomy/ term/39
Энциклопедия «Рубрикой»: http://www.rubricon.com Литературная энциклопедия (М., 1929 — 1939. — Т. 1 — 11): http://feb- web.ru/feb/litenc/encvclop/ и др.
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, благодаря освоению результатов современного литературоведения и обращению к лучшим образцам литературной критики.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Предметные*: формирование представлений об основных направлениях литературной критики.
Задачи урока:
• обобщить знания об отдельных литературно-критических статьях, привлекавшихся на уроках;
• расширить представление учеников о литературной критике второй половины XIX века.
В связи с тем, что работа на этом уроке должна решать задачи повышенного уровня сложности, уместно использовать форму семинара. Заранее подготовиться к нему ученики смогут под контролем и с помощью учителя, выполнив следующие задания в группах:
1-я группа
• Законспектируйте статью учебника «„Эстетическая критика" либеральных западников».
• Подготовьте сообщение о представителях этого направления в литературной критике: П. В. Анненкове и А. В. Дружинине.
• Приведите цитаты из статьи, раскрывающие философские и эстетические основы взглядов критика.
• Дайте оценку «эстетической критике»: какие положения этой школы вам кажутся наиболее справедливыми, важными для оценки литературных произведений?
2-я группа
• Законспектируйте статью учебника «„Реальная критика" революционеров-демократов».
• Подготовьте сообщение о представителях этого направления в литературной критике: Н. Г. Чернышевском, Н. А. Добролюбове.
• Приведите цитаты из статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», раскрывающие философские и эстетические основы взглядов критика.
• Дайте оценку «реальной критике»: какие положения этой школы вам кажутся наиболее справедливыми, важными для оценки литературных произведений?
3-я группа
• Законспектируйте статью учебника «Общественная и литературно-критическая программа нигилистов».
• Подготовьте сообщение о представителях этого направления в литературной критике: Д. И. Писареве, М. Антоновиче.
• Приведите цитаты из статьи Д. И. Писарева «Базаров», раскрывающие философские и эстетические основы взглядов критика.
• Дайте оценку критическим взглядам нигилистов: какие положения этой школы вам кажутся справедливыми, важными для оценки литературных произведений?
4-я группа
• Законспектируйте статью учебника «Литературно-критическая программа славянофилов».
• Подготовьте сообщение о представителях этого направления в литературной критике: А. С. Хомякове, К. С. Аксакове.
• Приведите цитаты из статьи учебника, раскрывающие философские и эстетические взгляды славянофилов.
• Подготовьте сообщение о славянофильских журналах.
5-я группа
• Законспектируйте статью учебника «Литературно-критическая деятельность почвенников».
• Подготовьте сообщение о представителях этого направления в литературной критике: А. А. Григорьеве, Н. Н. Страхове.
• Приведите цитаты из статьи А. А. Григорьева «После „Грозы“ Островского: письма к И. С. Тургеневу», раскрывающие философские и эстетические основы взглядов критика.
• Подготовьте тезисный конспект статьи Н. Н. Страхова „Отцы и дети“. Роман И. С. Тургенева».
• Дайте оценку критике почвенников: какие положения этой школы вам кажутся наиболее справедливыми, важными для оценки литературных произведений?
Во время подготовки учитель прорабатывает материал с каждой группой учащихся, разъясняя сложные для них эстетические понятия и подсказывая, как наиболее точно и доступно сформулировать для сверстников сообщения на заданные темы.
Во время урока каждая группа представляет своё направление литературной критики. Учитель при необходимости дополняет и уточняет информацию.
Завершить семинар можно обобщающей беседой по вопросам:
• Почему во второй половине XIX века оказалась невозможной «универсальная» литературная критика, представленная в 30 — 40-е годы XIX века лучшими из статей В. Г. Белинского?
• В чём ценность развития нескольких литературно-критических направлений для становления русской литературы?
Домашнее задание
1. По итогам семинара сформулируйте собственные принципы анализа и оценки литературного произведения для современной критики и публицистики.
2*. Познакомьтесь с образцами литературно-критических статей в современных литературных журналах. Какие традиции литературной критики XIX века можно в них обнаружить?
Язык литературы
Задание 1
1. Определите стиль текста. Укажите признаки стиля.
В числе многих идей В. Г. Белинского, оказавшихся плодотворными для русской культуры, была и мысль о важной, необходимой роли в формировании общественного самосознания произведений мемуарного характера. Называя их «летописями наших времён», великий критик призывал не только читать и публиковать автобиографии, записки, дневники, но и писать их. Призыв его стал предвидением. Русская мемуаристика совершает во второй половине XIX века качественный и количественный скачок; лучшие её творения становятся заметным явлением литературного процесса и предметом внимания со стороны читателей и критики; в её жанрах пишут люди разных убеждений, разного социального положения. Круг самого Белинского, среда сотрудников «Отечественных записок» и «Современника» дали целый ряд интереснейших мемуаристов: П. В. Анненкова, И. И. Панаева, А. Я. Панаеву и многих других. Разделял мнение Белинского о большой ценности мемуарной литературы автор «Былого и дум» А. И. Герцен. Свою исповедь оставил его друг и соратник И. П. Огарёв. Пишет «Литературные и житейские воспоминания» И. С. Тургенев. И. А. Гончаров создаёт мемуарные «Заметки о личности Белинского» и воспоминания «В Университете» и «На Родине».
Каждый из мемуаристов своим путём пришёл к мысли оставить воспоминания. Личность, мировоззрение, жизненные перипетии, эпоха определили содержание воспоминаний, их особенности, их уровень, принципы отбора материала. (Г. Г. Елизаветина.)
2. Выпишите из толкового словаря определение понятий: мемуары, мемуаристика.
3. Какие литературные мемуары, упомянутые в тексте, вам знакомы?
4. Как вы думаете, в каком случае необходимо обращаться к мемуаристике при изучении истории литературы?
Задание 2
В главе «Описание» учебника «Русский язык» найдите отрывок из воспоминаний И. С. Тургенева о В. Г. Белинском (упражнение 306).
♦ Какое впечатление произвёл на вас этот фрагмент?
1. Сопоставьте его с фрагментом «Литературных воспоминаний» Д. В. Григоровича:
«Печатание повести „Деревня" дало повод объяснению, которое мне во всех подробностях рассказывал В. П. Боткин вскоре после нашего знакомства. Несколько дней спустя после выхода декабрьской книжки „Отечественных записок" собрались пить чай к Тургеневу; тут были Анненков, Панаев, Некрасов, Боткин и другие. Вошёл Белинский и с тою горячностью, которая всегда его отличала, начал преувеличенно хвалить мою повесть, говоря, что собирается написать о ней статью в „Современнике". Ему стал так же горячо возражать Некрасов. Началось живое объяснение и кончилось тем, что Белинскому явственно было высказано, что прежде всего журнал „Современник" не ему принадлежит и похвалы о том, что печатается в „Отечественных записках", не могут быть допущены в „Современнике". Белинский всё-таки похвалил повесть, но это была уже не статья, а скорее заметка; в ней сказано было, что я не имею никакой способности к повестям, но обладаю дарованием для физиологических очерков. <...>
Авторитет Белинского, уважение и любовь к нему людей ему близких, из которых я знал только Некрасова и несколько Панаева, не допускали меня сердиться на него за его отзыв. Был ли я описан ему умышленно в неблагоприятном виде или другое что, но только в обхождении Белинского со мною заметна была некоторая холодность. Увлечённый его статьями, его авторитетом, я, может быть, продолжал бы заходить к нему в надежде сгладить невыгодное впечатление, но меня удерживали лица, его окружавшие, из которых многие были мне несимпатичны, удерживала также — сказать ли? — моя скромность. В кружке Белинского находились лица, внушавшие мне даже некоторый страх; их знание, бойкость речи, резкость суждений, вопросы, которые между ними обсуждались, — всё это, чувствовал я, было не по моим силам. <...> Белинский, человек в высшей степени пылкий и впечатлительный, искренно привязанный к друзьям, нередко, однако ж, переносил свои увлечения то к одному из них, то к другому; отсюда происходила та переменчивость, то внезапное пристрастие, в котором его упрекали лучшие его приятели. <...>
Белинский сам, впрочем, часто признавался в своей слабости к увлечениям. Панаев, самый, быть может, искренно преданный из друзей его, передаёт таким образом слова Белинского: „Я и теперь часто каждый день рассчитываюсь с каким-нибудь своим прежним убеждением и постукиваю его, а прежде так у меня было, что ни день, то новое убеждение. Вот уж не в моей натуре засесть в какое-нибудь узенькое определеньице и блаженствовать в нём“.
Упоминаю здесь о склонности Белинского к быстрым переходам и увлечению не с тем, конечно, чтобы ставить их ему в упрёк. Увлекаться могут только люди, у которых в душе священная искра, — люди, одарённые богатою, одушевлённою натурой, способные сильно испытывать впечатления и горячо принимать их к сердцу или мозгу. Такие люди, при всей своей неровности, всегда оставляют после себя результат в том или другом роде, смотря по своей специальности; во всяком случае, от них больше пользы, чем от людей, ко всему равнодушных, прямолинейных, обсахаренных в узком эгоизме, прикрывающих его видом благоразумия и строгой рассудительности».
2. Сочетание каких типов речи встречается в этом тексте? Назовите их. Укажите признаки каждого из этих типов речи.
3. Укажите микротемы, объединяющие фрагменты воспоминаний Тургенева и Григоровича.
4. Какие дополнительные краски к портрету В. Г. Белинского, нарисованному Тургеневым, добавляет Григорович?
5. Расскажите, как прочитанные фрагменты дополнили ваше представление о литературном процессе 40-х годов XIX века и о роли Белинского в литературной жизни того времени.