Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Страницы истории западноевропейского романа XIX века Ч. Диккенс
Урок 64. Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взглядами Ф. М. Достоевского - Ф. М. Достоевский
Материалы к уроку. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание», эпилог. Учебник. Статьи «Сибирь и каторга», «Почвенничество Достоевского».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование готовности и способности к самостоятельной творческой и ответственной деятельности.
Метапредметные: владение языковыми средствами — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Предметные: формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения.
Задачи урока:
• раскрыть идейно-композиционное значение эпилога;
• помочь ученикам осознать взаимосвязь философских взглядов Ф. М. Достоевского с художественными образами романа «Преступление и наказание».
На протяжении нескольких уроков ученики следили за нравственными мучениями героя, наблюдали, как он переходит от раскаяния к озлоблению, от тоски к презрительной холодности. Почему же Раскольников всё-таки приходит с повинной? Раскаивается ли он по-настоящему в этот момент? Свои размышления ученики могут сопоставить с мнением автора учебника (статья «Раскольников и Сонечка»).
Рассказ одного из учеников о суде над Раскольниковым и обстоятельствах, повлиявших на приговор, можно завершить вопросом: как сам герой воспринимает происходящее, стремится ли к облегчению своей участи?
Обратившись к описанию первого года каторги, подчеркнём, что Достоевский поделился со своим героем собственным жизненным опытом. Интересной страницей урока может стать сообщение об автобиографических мотивах в эпилоге романа, основанное на «Записках из мёртвого дома» и воспоминаниях о Достоевском.
♦ Завершились ли нравственные муки героя с началом формального наказания? В чём винит себя Раскольников и в чём оправдывает? Почему другие каторжане ненавидят его?
Размышляя об этом, ученики увидят, что нравственный переворот в душе героя ещё не наступил. Гордость и безверие Раскольникова по- прежнему отделяют его от людей, окружают пропастью, преодолеть которую способна только Сонечка.
Духовное преображение наступает «вдруг», без внешних причин, как бы по воле Провидения. Болезнь Раскольникова «от уязвлённой гордости» — последняя фаза его духовного кризиса. Сон, приснившийся во время этой болезни, свидетельствует о том, что смысл и причины собственного преступления становятся наконец видны Раскольникову, что он впервые начинает видеть свою духовную болезнь со стороны, а это и есть признак выздоровления. Истолкованию сна посвящена значительная часть статьи учебника. Предложим ребятам после знакомства с ней поразмышлять:
♦ О чём стремился предупредить своих современников Достоевский?
♦ Угрожают ли подобные эпидемии современному человечеству?
♦ В чём видит писатель защиту от идейных «стрихинов»?
Перед тем как прозвучит финальный фрагмент романа, обратим внимание учеников на пейзаж, символически воплощающий идею новой жизни, на присутствие евангельских ассоциаций в подтексте. Здесь же десятиклассники могут поделиться своими предположениями о дальнейшей судьбе героя.
Выразительное чтение финального фрагмента завершит урок. Пусть в оставшееся время или дома ребята самостоятельно сформулируют главную идею романа, как они её понимают, в форме страницы из «Дневника писателя», т. е. от имени самого Ф. М. Достоевского.
Домашнее задание
Напишите сочинение на одну из следующих тем:
1. Нравственные уроки романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
2. Живёт ли сегодня теория Раскольникова?
3. Роль символических деталей в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
4. «Преступление и наказание» Достоевского как детектив.
5. Новое звучание темы «маленького человека» в истории семейства Мармеладовых.
6*. «Жестокий талант» или гений гуманности? (Мои размышления о творчестве Ф. М. Достоевского.) (Эссе.)
Язык литературы
По учебнику русского языка повторите требования к жанру рецензии (с. 205).
Используя ресурсы Интернета, приведите пример рецензии на одну из экранизаций романа «Преступление и наказание». Определите, соответствует ли текст жанру рецензии, укажите достоинства и недостатки (содержательные, стилистические). Подготовьте собственную рецензию на кинофильм.
♦ Прочитайте в учебнике русского языка материал о жанре проблемного очерка. Подберите пример проблемного очерка в одном из выпусков «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского. Определите, какой проблеме он посвящён, какова позиция автора, в чём он стремится убедить читателей и какие средства для этого использует.
Если тема очерка вас увлекла, напишите собственное рассуждение на эту тему.