Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Страницы истории западноевропейского романа XIX века Ч. Диккенс
Урок 63. Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя - Ф. М. Достоевский
Материалы к уроку. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» (часть 4, глава 4; часть 5, глава 4; часть 6, глава 7 — 8). Учебник. Статья «Раскольников и Сонечка».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями.
Метапредметные: способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
Предметные: способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Задачи урока:
♦ раскрыть образ Сони Мармеладовой, объяснить её роль в судьбе Раскольникова;
♦ разъяснить ученикам смысл евангельских мотивов в романе Достоевского.
Начать работу на уроке можно с постановки проблемного вопроса: почему именно Соню выбирает Раскольников, чтобы сделать своё признание? Для глубокого ответа ученикам нужно будет выполнить несколько предварительных заданий:
1. Сжато передайте историю Сони, рассказанную Мармеладовым, сделав при этом акцент на мотивы её поступка. Дайте ответ на вопрос: кто виноват в трагедии Сонечки?
2. Проанализируйте два описания героини (часть 2, глава 7; часть 3, глава 4). Какие черты Сони стремится выделить автор?
3. Прочитайте выразительно и прокомментируйте сцену встречи Раскольникова и Сони в главе 4 части 4 романа. В ходе анализа можно опереться на следующие вопросы:
♦ Как выглядит комната Сони? Есть ли в её описании намёки на «профессию» её обитательницы?
♦ Что чувствует Соня, впервые видя у себя Раскольникова? Чего она ждёт от этой встречи? Как автор раскрывает её чувства?
♦ Зачем Раскольников мучает Соню страшными вопросами и предположениями? Что он стремится доказать?
♦ Зачем Раскольников просит Соню читать ему Евангелие? Почему он выбирает именно историю о воскресении Лазаря?
♦ Как раскрывается в сцене чтения Евангелия нравственный облик Сони? Что поражает в ней Раскольникова?
♦ Для чего автор подчёркивает сходство Сонечки с Лизаветой, их дружбу?
♦ Как подействовало чтение Сони на Раскольникова? Куда он зовёт её в этот миг? Почему он её выбрал?
В итоге ученики должны осознать, что в Сонечке Раскольников увидел своё отражение. Он считает её также проклятой, преступившей и по силе духа равной себе, а значит, достойной вместе с ним властвовать «над всем муравейником». Предметом специального обсуждения может стать вопрос о том, почему чтение Евангелия вызвало в Раскольникове вспышку демонической гордости и презрения к людям.
На следующем этапе урока в центре внимания сцена признания Раскольникова. Учитель может подробно прокомментировать эту сцену, ещё раз показав детям особенности психологизма Достоевского — подробнейшее изображение напряжённо-противоречивой душевной жизни героев. Но можно ограничить разбор и работой над вопросами: как и для чего собирался Раскольников открыть Сонечке правду и как это получилось на деле? Обратим внимание учеников на подчёркнутое автором сходство этой минуты в жизни Раскольникова с моментом убийства. В чём смысл такого сопоставления? Каковы нравственные следствия этого поступка героя?
С этой минуты и до конца романа путь героя предопределён: публичное признание в убийстве становится неизбежным, намечается и перспектива нравственного возрождения героя через очищение страданием. Надежду на духовное воскресение Раскольникова поддерживает аналогия между ним и умершим Лазарем, воскрешённым Божественной волей.
Завершить обсуждение можно вопросом: почему именно Соня становится опорой и спасением Раскольникова? (Ученики могут познакомиться с точкой зрения автора учебника и предложить своё понимание замысла Достоевского.)
Домашнее задание
1. Подготовьте устное сочинение на тему «Образ Сони Мармеладовой в романе „Преступление и наказание”».
2. Составьте сравнительную характеристику Сони и Дунечки.
3. Подберите материал к сочинению на тему «Сны Раскольникова и их роль в художественном мире романа».
Для индивидуальной работы
1. Подготовьте выборочный пересказ на тему «Суд над Раскольниковым».
2. Предложите свои варианты продолжения истории Родиона Раскольникова: как могла сложиться его судьба после каторги.