Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Страницы истории западноевропейского романа XIX века Ч. Диккенс
Урок 63. Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя - Ф. М. Достоевский

Материалы к уроку. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» (часть 4, глава 4; часть 5, глава 4; часть 6, глава 7 — 8). Учебник. Статья «Раскольников и Сонечка».

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями.

    Метапредметные: способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

    Предметные: способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

Задачи урока:

    ♦ раскрыть образ Сони Мармеладовой, объяснить её роль в судьбе Раскольникова;

    ♦ разъяснить ученикам смысл евангельских мотивов в романе Достоевского.

Начать работу на уроке можно с постановки проблемного вопроса: почему именно Соню выбирает Раскольников, чтобы сделать своё признание? Для глубокого ответа ученикам нужно будет выполнить несколько предварительных заданий:

1. Сжато передайте историю Сони, рассказанную Мармеладовым, сделав при этом акцент на мотивы её поступка. Дайте ответ на вопрос: кто виноват в трагедии Сонечки?

2. Проанализируйте два описания героини (часть 2, глава 7; часть 3, глава 4). Какие черты Сони стремится выделить автор?

3. Прочитайте выразительно и прокомментируйте сцену встречи Раскольникова и Сони в главе 4 части 4 романа. В ходе анализа можно опереться на следующие вопросы:

    ♦ Как выглядит комната Сони? Есть ли в её описании намёки на «профессию» её обитательницы?

    ♦ Что чувствует Соня, впервые видя у себя Раскольникова? Чего она ждёт от этой встречи? Как автор раскрывает её чувства?

    ♦ Зачем Раскольников мучает Соню страшными вопросами и предположениями? Что он стремится доказать?

    ♦ Зачем Раскольников просит Соню читать ему Евангелие? Почему он выбирает именно историю о воскресении Лазаря?

    ♦ Как раскрывается в сцене чтения Евангелия нравственный облик Сони? Что поражает в ней Раскольникова?

    ♦ Для чего автор подчёркивает сходство Сонечки с Лизаветой, их дружбу?

    ♦ Как подействовало чтение Сони на Раскольникова? Куда он зовёт её в этот миг? Почему он её выбрал?

В итоге ученики должны осознать, что в Сонечке Раскольников увидел своё отражение. Он считает её также проклятой, преступившей и по силе духа равной себе, а значит, достойной вместе с ним властвовать «над всем муравейником». Предметом специального обсуждения может стать вопрос о том, почему чтение Евангелия вызвало в Раскольникове вспышку демонической гордости и презрения к людям.

На следующем этапе урока в центре внимания сцена признания Раскольникова. Учитель может подробно прокомментировать эту сцену, ещё раз показав детям особенности психологизма Достоевского — подробнейшее изображение напряжённо-противоречивой душевной жизни героев. Но можно ограничить разбор и работой над вопросами: как и для чего собирался Раскольников открыть Сонечке правду и как это получилось на деле? Обратим внимание учеников на подчёркнутое автором сходство этой минуты в жизни Раскольникова с моментом убийства. В чём смысл такого сопоставления? Каковы нравственные следствия этого поступка героя?

С этой минуты и до конца романа путь героя предопределён: публичное признание в убийстве становится неизбежным, намечается и перспектива нравственного возрождения героя через очищение страданием. Надежду на духовное воскресение Раскольникова поддерживает аналогия между ним и умершим Лазарем, воскрешённым Божественной волей.

Завершить обсуждение можно вопросом: почему именно Соня становится опорой и спасением Раскольникова? (Ученики могут познакомиться с точкой зрения автора учебника и предложить своё понимание замысла Достоевского.)

    Домашнее задание

1. Подготовьте устное сочинение на тему «Образ Сони Мармеладовой в романе „Преступление и наказание”».

    2. Составьте сравнительную характеристику Сони и Дунечки.

3. Подберите материал к сочинению на тему «Сны Раскольникова и их роль в художественном мире романа».

Для индивидуальной работы

1. Подготовьте выборочный пересказ на тему «Суд над Раскольниковым».

2. Предложите свои варианты продолжения истории Родиона Раскольникова: как могла сложиться его судьба после каторги.