Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Страницы истории западноевропейского романа XIX века Ч. Диккенс
Урок 62. Второстепенные персонажи, их роль в повествовании - Ф. М. Достоевский
Материалы к уроку. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, обогащение опыта сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной деятельности, развитие способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Метапредметные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
Предметные: способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Задачи урока:
• раскрыть взаимосвязи главных и второстепенных персонажей в образной системе романа, роль антагонистов и «двойников» Раскольникова для воплощения авторского замысла;
• продолжить освоение понятий герой, образ, система образов произведения.
Проще всего организовать на уроке работу по группам, предложив каждой группе собрать материал для исследования образа одного из второстепенных героев и выполнить ряд заданий:
• рассказать о герое и охарактеризовать его;
• определить, какой тип художественных отношений связывает его с главным героем — Раскольниковым: сходство, контраст, параллелизм и т. д.;
• оценить роль данного героя в идейно-художественном мире романа.
Такой урок, достаточно прозрачный по композиции, позволит сосредоточиться на выявлении внутренних связей между персонажами, оценить мастерство Достоевского в построении художественного мира, многогеройного и пёстрого, но в то же время подчинённого единой художественной идее.
Единство системы образов обеспечивается прежде всего централизующей ролью Раскольникова. Все другие персонажи так или иначе вовлечены в его орбиту, а чаще всею именно его глазами увидены и оценены. Так, например, Лужин, с первых страниц заклеймённый Раскольниковым как подлец, до конца романа всё более оправдывает эту характеристику. Так же неприятен Раскольникову и Свидригайлов. Но оба они не только противопоставлены Раскольникову, но и выполняют роль его «двойников», поскольку каждый из них руководствуется в жизни идеями, предельно близкими теории Раскольникова. Лужина его «философия» приводит к публичному позору, Свидригайлов кончает жизнь самоубийством. Так Достоевский укрепляет в сознании читателя убеждение в неизбежном жизненном крахе антигуманных теорий. В то же время на фоне Лужина и Свидригайлова высвечивается глубина и сила натуры главного героя, бескорыстие его веры, человечность, скрытая за ожесточением. Недаром Раскольников, несмотря на своё преступление, любим, в то время как его двойники отвергнуты. Любовь и красота в образе Дунечки Раскольниковой отворачиваются от них навеки.
Раскольников и Порфирий не только следователь и подследственный. Отношения между ними напоминают ту неразрывную связь, которой соединены Алёна Ивановна и Лизавета, Катерина Ивановна и Сонечка. Неразрывная связь палача и жертвы, мучителя и мученика, при этом мучитель сам отчасти страдает. «Без нас вам нельзя обойтись», — говорит Порфирий Петрович Раскольникову, убеждая его прийти с повинной. Он тоже своего рода «двойник» Раскольникова: «Мне все эти ощущения знакомы, и статейку вашу я прочёл как знакомую». Тонкостью психологического чутья, знанием жизни, актёрством схожи эти герои. Следователь и преступник — враги, но именно в злейшем своём враге Раскольников находит искреннюю симпатию, поддержку, доброту. В поединке с Порфирием Петровичем проявляются и сила воли Раскольникова, и его изощрённый ум, и детская беззащитность.
Важное место занимает в системе образов романа Разумихин. Автор не только вкладывает в его уста многие свои мысли, но и наделяет его лучшими человеческими качествами: добротой, честностью, простодушием, неутомимостью в самоотверженном служении ближнему. Дружелюбие этого героя, его неукротимый оптимизм, сила и бодрость в борьбе с житейскими трудностями контрастируют с мрачным и капризным характером Раскольникова, помогая понять, что жизнь не так беспросветна, как представляется Родиону Романовичу. Нищий студент Разумихин такой же представитель общественного движения 60-х годов XIX века, носитель тех же идей и взглядов. Но на его примере показано, что ясный разум и чистое сердце становятся препятствием на пути недозрелых теорий, доброта к конкретному человеку спасает от губительной жажды облагодетельствовать всё человечество разом.
Особняком среди персонажей романа стоит маляр Миколка, сознавшийся в преступлении, которого не совершал. Это «двойник» Раскольникова из совсем другой — крестьянской, народной среды. Детская восторженность сочетается в нём с правдоискательством, глубокой верой. Образованному Раскольникову придётся ещё дорасти до Миколкиной самоотверженности и высоты того нравственного чувства, которое заставляет человека считать себя совиновным во всех грехах человечества.
Анализ образной системы должен показать ученикам, как продумана структура романа, как все образы помогают выявить авторскую идею. Раскольников предубеждённым взглядом отыскивает в мире только то, что подтверждает его теорию, но в эту теорию не вписываются ни товарищеское бескорыстие Разумихина, ни жертва Николки, ни самоотверженность Сонечки Мармеладовой.
Домашнее задание
1. Подготовьте сообщение на тему «„Двойники" Раскольникова в романе Достоевского „Преступление и наказание"».
2. Выберите в тексте романа эпизоды, раскрывающие образ Сони Мармеладовой, определите художественные приёмы, использованные Достоевским для создания этого образа.
3. Подготовьте выразительное чтение наизусть фрагмента из Евангелия от Иоанна о воскрешении Лазаря из Вифании, глава 11 (часть 4, глава 4).
Для индивидуальной работы
1*. Проанализируйте образ Лебезятникова, его место в романе, связь его монологов с идеями Чернышевского.
2*. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Почему Раскольников не покончил с собой?».