Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Страницы истории западноевропейского романа XIX века Ч. Диккенс
Урок 61. Идея и натура Раскольникова. Наказание героя - Ф. М. Достоевский
Материалы к уроку. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» (части 2 — 5). Учебник. Статьи «Теория Раскольникова», «Идея и натура Раскольникова».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Метапредметные: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Предметные: способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Задачи урока:
• раскрыть смысл названия романа, взгляд Достоевского на историю преступления Раскольникова;
• углубить представление о психологизме Достоевского.
Ученики без труда заметят, что композиция «Преступления и наказания» асимметрична. Преступление совершается уже в первой части. Остальные посвящены жизни Раскольникова после того, как он «преступил». Такое строение свойственно многим произведениям детективного жанра, основную интригу которых составляет ход расследования. Эта сюжетная линия есть и в романе Достоевского. Но главный интерес содержится не в ней. «Кто убил», знают или догадываются с самого начала почти все заинтересованные лица. Писателя интересует другое: почему убил и что будет с душой того, кто убил? В сжатом виде ответ на эти вопросы содержится уже в первой части романа: уже здесь показаны истоки теории Раскольникова, а нравственные мучения героя ещё до преступления предопределяют его будущее. В оставшихся пяти частях оба вопроса исследуются более пристально и глубоко. В исследовании причин преступления автор добирается до самых истоков. В последних главах Раскольников видит напечатанной свою статью, ту самую, в которой высказалась впервые его идея, он снова вспоминает об умершей невесте, с которой «много переговорил об этом», наконец, уже в эпилоге видит он сон, в котором истоки его нравственной болезни объясняются общей для человечества эпидемией недозрелых идей. (См. в учебнике статью «Идеологический роман „Преступление и наказание"».)
В изображении нравственных последствий преступления писатель добивается необыкновенной глубины и убедительности. Предложим ученикам сопоставить последствия, предвиденные Раскольниковым, и те, которые оказались для него неожиданными.
Десятиклассники помнят, что болезненное состояние убийцы в момент и после преступления было предсказано Раскольниковым ещё в его статье. Он не угадал только силы и степени этой болезни. (Можно попросить учеников привести несколько примеров, ярко изображающих болезненное состояние героя.) Но главным последствием становится не болезнь, а чувство отчуждённости от людей, невыносимое одиночество, обрушившееся на Раскольникова. Чтение и комментирование двух-трёх сцен по выбору учителя раскроют пропасть, возникшую между героем и окружающими его людьми, особенно заметную в отношениях с близкими. (Первый визит к Разумихину — часть 2, глава 2, встреча с матерью и сестрой — часть 2, глава 7; часть 3, главы 1, 3.)
Здесь же мы находим сцены, в которых показано стремление Раскольникова хоть на миг прикоснуться к людям. (Сцена уличного пения — часть 2, глава 6, разговор с Заметовым, встреча с Мармеладовыми — часть 2, глава 7 и др.)
Можно сосредоточить внимание на одном фрагменте части 2, главы 2 со слов: «На Николаевском мосту ему пришлось ещё раз вполне очнуться... Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной коляски...» до слов: «Раскольников в бессилии упал на диван, но уже не мог сомкнуть глаз...» Выразительное чтение этого эпизода можно дополнить беседой:
♦ Как действует на Раскольникова великолепная панорама Петербурга?
♦ Каков символический смысл жеста Раскольникова, выбросившего в воду поданную ему милостыню? (Сопоставьте эту ситуацию с фактом из жизни самого писателя, описанным в статье учебника «Сибирь и каторга».)
♦ Что означает приснившийся ему в этот вечер страшный сон? Вид Петербурга, всегда казавшийся Раскольникову холодным, теперь укрепляет преступника в его гордыне. Незримо присутствующий в пейзаже образ Петра I — одного из великих свершителей и кровопроливцев словно берёт под опеку своего последователя. Но от этого сердце героя наполняется холодом пустоты. Выбрасывая монетку, Раскольников отвергает сострадание людей, не хочет признать себя одним из них, готовится к борьбе за статус «право имеющего». И в ответ на гордыню рассудка кричит нечеловеческими голосами его загнанная в адские бездны душа. Достоевский показывает, что самым страшным наказанием героя становится нестерпимая душевная мука, много раз приводящая Раскольникова на грань самоубийства. Что же удерживает его от этого нового преступления? В чём залог нравственного возрождения героя? Ответить на эти вопросы поможет рассмотрение образа Раскольникова в системе персонажей романа.
Домашнее задание
1. Прочитайте и законспектируйте статью учебника «„Наказание" Раскольникова».
2. Подготовьте сообщение об одном из следующих персонажей (по вариантам): Пётр Петрович Лужин, Аркадий Иванович Свидригайлов, следователь Порфирий Петрович, Дмитрий Разумихин.