Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Страницы истории западноевропейского романа XIX века Ч. Диккенс
Урок 60. Истоки и смысл теории Раскольникова. Преступление Раскольникова. Глубина психологического анализа в романе - Ф. М. Достоевский
Материалы к уроку. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» (часть 1, главы 6, 7; часть 3, глава 5). Учебник. Статья «Теория Раскольникова».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века, участия в дискуссиях по нравственной и философской проблематике литературных произведений.
Метапредметные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
Предметные: способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Задачи урока:
• раскрыть антигуманный смысл теории Раскольникова и её связь с современной писателю действительностью;
• показать мастерство Достоевского в анализе сложных состояний человеческой души.
Изложение теории Раскольникова не должно занимать много времени на уроке, поскольку сама по себе теория его проста и изложена очень ясно и доходчиво в разговоре Раскольникова с Порфирием Петровичем. Достаточно воспроизвести её основные положения в нескольких кратких формулах. Важнее помочь ученикам разобраться, в чём сила этой теории.
Ученики уже подготовлены к тому, чтобы ответить на этот вопрос. Предыдущие уроки показали, что теория Раскольникова:
1) опирается на массу повсеместных фактов реальной жизни, в которой действительно сильные попирают слабых без всяких угрызений совести и моральных терзаний;
2) связана с идеями и мнениями, которые «носятся в воздухе», разделяются большинством образованных людей, она концентрирует в себе самые распространённые настроения не только молодёжи, но и солидных господ вроде Лужина.
Теория Раскольникова утверждает имеющееся состояние мира как единственно возможное, оправдывает его, а значит, освобождает человека от морального стыда перед уродствами жизни, от сострадания к несчастным, от нравственных усилий по улучшению общества.
По точному замечанию Разумихина, в теории Раскольникова, в основном повторяющей все новейшие буржуазные теории, оригинальным является только разрешение крови по совести, т. е. освобождение преступника не только от общественного суда, но и от суда нравственного закона, живущего внутри человека. Вернее, Раскольников считает, что те, кто «право имеет», изначально лишены этого нравственного закона, и именно в этом видит их превосходство. Отсутствие совести становится, по Раскольникову, родовым признаком гения, сверхчеловека. Совесть же признаётся принадлежностью рабов, атрибутом «тварей дрожащих», средством нравственного порабощения слабых. Обратившись к статье учебника, десятиклассники смогут осмыслить богоборческий, антихристианский смысл теории Раскольникова, понять, почему Порфирий расспрашивает своего гостя о его вере в Новый Иерусалим и в воскресение Лазаря.
Достоевский не оспаривает идеи Раскольникова теоретически. Он показывает результаты воплощения их в жизни, предлагая читателю «по плодам» оценить их сущность. Рассмотрим вместе с учениками, как изображено в романе воплощение теории Раскольникова.
1. Напомним, что петербургская жизнь уже идёт по раскольниковской теории. Отвратительные её плоды предстают перед нами повсюду.
2. Важнейшее место в романе занимает проведённый Раскольниковым над самим собой эксперимент, совершённое им «по теории» преступление.
Анализ эпизода преступления может строиться на следующих вопросах и заданиях:
♦ Каковы особенности психологизма Достоевского?
(Автор раскрывает психическое состояние героя «изнутри», отмечая детально каждую мелькнувшую у него мысль, каждое мимолётное чувство, а также их физические проявления: бледность или внезапный румянец, озноб, дрожание рук и т. д. Авторское описание, внутренний монолог и несобственно прямая речь героя — основные приёмы психологического анализа в романе.)
♦ На что обращает наше внимание автор, описывая в главе 6 приготовления Раскольникова к убийству и первые шаги по осуществлению своего замысла?
(Подчёркнуто безволие героя, его одержимость, предсказанное им же самим болезненное состояние.)
♦ Какие ощущения, чувства стремился вызвать Достоевский у читателя, описывая момент убийства?
(Вряд ли следует на уроке перечитывать и смаковать эту сцену. Лучше помочь ребятам осознать свои чувства в момент первого чтения (в том числе при помощи звуковых или цветовых ассоциаций) и показать, что Достоевский мастерски решает одну художественную задачу: заставив читателя увидеть всё происходящее глазами Раскольникова, как бы слиться с ним и физически ощутить ужас, отвращение, страх, сопутствующие преступлению. Зачем это нужно? Достоевский не пытается осудить Раскольникова, он добивается того, чтобы для читателя, пережившего всё вместе с героем, убийство стало внутренне невозможным, чтобы раз и навсегда мысли о насилии над человеком вызывали бы в памяти страшные образы главы 7 «Преступления и наказания», чтобы никакой соблазн теории или житейской пользы не пересилил чувства физического отвращения к пролитию чужой крови.)
В итоге ученики должны прийти к выводу о том, что «жестокость» Достоевского имеет художественное обоснование, является средством нравственного воздействия на читателя и заключает в себе гуманистическое содержание.
Домашнее задание
1. Подготовьте сообщение на тему «Как и почему возникла теория Раскольникова».
2. Подберите в тексте романа примеры, опровергающие хотя бы одно из положений теории Раскольникова.
3. Подготовьте выборочный пересказ на тему «История Дуни Раскольниковой».
4*. Проведите сравнительный анализ нигилизма Базарова и теории Раскольникова. Выводы оформите в виде сочинения-миниатюры.