Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Страницы истории западноевропейского романа XIX века Ч. Диккенс
Урок 59. Петербургские углы. Униженные и оскорблённые в романе - Ф. М. Достоевский
Материалы к уроку. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание (части 1, 2). Учебник. Статья «Мир петербургских углов и его связь с теорией Раскольникова».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности.
Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные: владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве личностного эмоционального восприятия и интеллектуального понимания.
Задачи урока:
• раскрыть жизненные истоки теории Раскольникова;
• помочь ученикам осмыслить гуманистическую позицию Достоевского, утверждение достоинства падшего человека, его права на сочувствие окружающих.
Исследуя в своих романах жизнь и борьбу идей, Достоевский показывает всю глубину их связей с действительностью, значимость реальных житейских фактов для создания отвлечённых теорий. Всем ходом повествования писатель уверяет нас, что идея Раскольникова взросла на почве Петербурга и связана неразрывно с его улицами и углами, с несчастными судьбами обитателей столичных трущоб.
В методической литературе предлагаются разные способы для раскрытия ученикам этой взаимосвязи: заочное путешествие по Петербургу Достоевского, анализ ряда конкретных эпизодов, выявляющих преступное состояние мира и подтверждающих мысли Раскольникова о бессилии «тварей дрожащих», сопоставление картин Петербурга в «Преступлении и наказании» и «Медном всаднике» Пушкина и т. д.
Один из вариантов проработки этой темы — подготовка устного сочинения на тему «Женские судьбы в романе „Преступление и наказание“». Выбор этот позволит, во-первых, несколько сузить круг эпизодов для разбора, а во-вторых, наметить важную для художественного мира Достоевского тему, которая станет центральной на одном из следующих уроков.
Почему внимание писателя приковано прежде всего к униженным женщинам и детям? Какие образы несчастных женщин наполняют роман и какова их роль в повествовании?
1. Часть 3, глава 2. Как характеризует Раскольникова история его сватовства к дочери его квартирной хозяйки? История эта, окружённая до конца таинственностью, показывает, что злобное, раздражительное отношение Раскольникова к людям не изначально. Мы догадываемся о чуткости его к душевной красоте, о стремлении взять под защиту слабых и обездоленных.
2. Часть 1, глава 4. Встреча с девочкой на бульваре. Поведение Раскольникова в этом эпизоде не случайный порыв, а его прежняя норма. Судьба безвестной девочки на бульваре затем многократно варьируется в различных эпизодах романа, подтверждая размышления Раскольникова о процентах, обречённых на гибель. Соответственно множатся и образы «хищников», оскорбителей: Лужин, Свидригайлов, франт на бульваре — разные облики ненавистной автору преступной машины, которая изготавливает из слёз и страданий одних людей удовольствие других.
3. Часть 2, глава 6. Женщины у входа в увеселительное заведение. Самоубийство Афросиньюшки. Так Достоевский показывает финал истории девочки на бульваре. Безысходность ситуации отнимает всякую надежду на спасение обречённых.
4. История Сони Мармеладовой. История эта, рассказанная Мармеладовым, убеждает Раскольникова в том, что гибель слабых становится неизбежной не только из-за насилия хищников, но и из-за смирения и попустительства других несчастных, их неспособности на протест, их готовности пользоваться плодами чужой жертвы. Так, Катерина Ивановна живёт на «заработанные» Соней гроши и Мармеладов у Сони же просит на выпивку. «Какой колодец сумели выкопать и пользуются», — думает Раскольников. Смирение жертв заставляет Раскольникова от жалости переходить к ненависти. Он предвидит бесконечность этого процента и сулит Сонечкину судьбу её младшей сестре. Но именно отсюда неожиданно для героя прольётся на него самого поток сострадания и любви. От самой униженной, оскорблённой, оболганной девочки он получит духовную опору в своём собственном падении.
5. Мать и сестра Раскольникова. Тяжелее всего для Раскольникова видеть, как то же колесо начинает перемалывать его близких. Он отчётливо осознаёт, что жертва Дунечки мало отличается от Сонечкиной жертвы. Благопристойная проституция под видом брака, по мнению Раскольникова, подлее проституции явной. Чувство собственной вины и бессилия овладевает им так же, как Мармеладовым, и герой топит его в духовном запое.
Объективен ли образ мира, возникающий в сознании Раскольникова? Предложим ребятам вообразить, как воспринимает петербургские картины Разумихин. (Рассказ о прогулке по столичным улицам от лица Разумихина, сделанный одним из учеников, мог бы оттенить болезненную мономанию Раскольникова.) Интересно также сравнить видения Раскольникова и фрагменты некрасовского цикла «О погоде», созданного в 1858 — 1865 годах. Такое сопоставление позволит понять, что уродливые картины реальности видны не одному Раскольникову, но только у Раскольникова они складываются в стройную систему доказательств, нанизываются на общий стержень его теории, приобретают символический смысл.
Взгляд Раскольникова субъективен, но это не значит, что он неверен. Во многом его отношение к действительности разделяет и автор. В особенности близки их позиции в самом истоке, в мучительном сострадании к оскорблённой красоте, к чистоте, втоптанной в грязь. Образ поруганной женственности — один из сквозных мотивов в творчестве Достоевского. Этот образ служит приговором современному миру. Писатель показывает, что бесчеловечные теории во многом порождаются бесчеловечным состоянием общества. Но, сближаясь с героем в оценке современной действительности, Достоевский отстраняется от него в поисках пути выхода из преступного состояния мира. Писатель стремится показать, что путь, избранный Раскольниковым, ведёт к нравственному тупику.
Домашнее задание
1. Перечитайте фрагмент части 3, главы 5: изложение Раскольниковым своей теории в квартире Порфирия Петровича. Выпишите цитаты, содержащие основные положения теории.
2. Составьте план-конспект рассказа о семействе Мармеладовых. Вывод о роли этой истории в романе запишите полностью.
2. В части 1, главе 1 («проба» Раскольникова) выберите и подчеркните в тексте слова, раскрывающие психологическое состояние героя.