Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Страницы истории западноевропейского романа XIX века Ч. Диккенс
Урок 58. Атмосфера 60-х годов XIX века и её отражение в романе Преступление и наказание - Ф. М. Достоевский

Материалы к уроку. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» (части 1, 2). Учебник. Статьи «Идеологический роман „Преступление и наказание"», «Жанровое своеобразие романов Достоевского».

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.

    Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем.

    Предметные: формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения.

Задачи урока:

    • раскрыть связь основного конфликта романа с эпохой 60-х годов XIX века;

    • показать особенность романов Достоевского как «романов идей». «Изо всех наших замечательных романистов один Достоевский взял общественное движение за главный предмет своего творчества», — писал Владимир Соловьёв (Соловьёв В. С. Три речи в память Достоевского. Речь первая).

Справедлива ли эта мысль? Анализируя поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», ученики увидели, что поэт изображает движение крестьянского мира к новому сознанию. В прозе Лескова весь пёстрый русский мир показан в непрерывном движении. Очевидно, для философа Вл. Соловьёва «общественное движение» означает только интеллектуальное (идейное) движение русского образованного общества, ещё точнее столичной интеллигенции, в эпоху Достоевского уже по преимуществу разночинной. Действительно, именно к этой среде приковано внимание писателя, именно из неё выбирает он героев многих своих произведений, в том числе и главного героя романа «Преступление и наказание».

Работу на уроке можно начать с составления психологического портрета Раскольникова. Анализ главы 1 части 1 романа позволит выявить такие черты личности героя, как склонность к рефлексии, болезненная самолюбивая чувствительность, интеллектуальность, сложность внутреннего мира, своеобразная «изломанность» натуры. Эти черты образованного разночинца знакомы нам по лирике Некрасова, отчасти они присутствуют и у Базарова. Поможем ученикам осознать эти черты как типические, подчеркнув сходство Раскольникова с тургеневским героем. Обратимся к первому же внутреннему монологу Родиона Раскольникова.

«...Всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова... я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю» — все эти реплики легко представить в устах Базарова.

Презрение к заурядности большинства, мышление «аксиомами», неприязнь к действительности, стремление сказать своё, новое слово, вера в собственное превосходство и, главное, жажда дела, активного, нетерпеливого вмешательства в жизнь, неприятие «болтовни» — всё это черты одного поколения: поколения Каракозовых, перовских, Лопатиных. Внешние обстоятельства существования Раскольникова также весьма типичны. Достоевский словно дополняет Тургенева, изображая в деталях те обстоятельства, из которых и выходит «наш брат самоломанный». Достоевский ведёт нас в ту среду, где рождаются самые свежие идеи, где напряжённо бьётся мысль молодого поколения, где все новейшие теории обретают горячих поклонников, где скудость материальной жизни ведёт к сгущению жизни умственной. Его герои едят, пьют, спят, одеваются, работают как будто на бегу, «мельком», зато они бесконечно и с упоением спорят, развивают свои мысли, излагают убеждения, обсуждают вечные темы. (Интересно предложить ученикам выписать из романа или хотя бы из одной главы все нравственно-философские проблемы, которые так или иначе затрагивают в своих диалогах персонажи романа.) Перед нами открывается бурлящий котёл идей. Здесь всё в движении, в поиске, в становлении. Жизнь идей — их зарождение, развитие, их реальные плоды — всё это показывает Достоевский в своих произведениях. Отсюда и жанровое определение его романа как идеологического. (Подробнее об этом см. в статье учебника.)

Обратимся к двум эпизодам, точно характеризующим идейную атмосферу 60-х годов XIX века и отношение к ней Достоевского.

Часть 1, глава 6. Разговор офицера и студента в трактире, услышанный Раскольниковым после первого визита к процентщице.

Чем поразила эта беседа Раскольникова? Конечно, совпадением прозвучавших в ней мыслей с его собственными, только что зародившимися. Обратим внимание ребят на слова:

«Конечно, это были самые обыкновенные и самые частые, не раз уже слышанные им, в других только формах и на другие темы, молодые разговоры и мысли».

Попробуем выделить эти «обычные» мысли из конкретной ткани разговора. (Оформить в виде цитат или записать собственные формулировки.) Обида за молодые силы, пропадающие без поддержки, рассуждения о пользе для всех, достигнутой насилием над некоторыми, готовность «пересмотреть» понятия долга и совести и совсем базаровское: «природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках». К обсуждению этих и близких к этим идей, снова и снова возвращает нас писатель на протяжении романа, показывая тем самым, из какого раствора выкристаллизовалась острая, как бритва, и логически безупречная теория Раскольникова.

Часть 2, глава 5. Визит Лужина.

Сфера идей, как бы чиста и благородна она ни была сама по себе, не может не соприкасаться с реальностью. Что же происходит, когда идеи из сокровища избранных становятся достоянием всех? Первым следствием становится их опошление, приспособление к корыстным интересам дельцов. Тургенев показал это в сценах с Кукшиной и Ситниковым, Достоевский создал образ Петра Петровича Лужина.

Чтение сцены дополним беседой:

    ♦ Почему Лужин так спешит «отрекомендоваться», т. е. представить себя сторонником новых идей? Как он интерпретирует эти идеи?

♦ Как оценивают высказывания Лужина Разумихин и Раскольников?

    ♦ Какую роль в диалоге играет понятие «дело»? Какими смыслами оно наполняется у разных героев?

    ♦ В каких словах выражена идея этого фрагмента? Какова роль данной сцены в романе?

Заметим, что Лужин осознаёт влияние идей на практическую жизнь и желает использовать их для «обделывания своих дел». Он цитирует положения современных экономических теорий, оправдывающих буржуазное хищничество и социальный эгоизм, но при этом пользуется терминологией либерально-демократической партии: «горячность к делу», «полезные сочинения», «отрезали себя от прошедшего» и т. д. Недаром Разумихин отвечает резкой отповедью: «...видите ли, к общему-то делу в последнее время прицепилось столько разных промышленников, и до того исказили они всё, к чему ни прикоснулись, в свой интерес, что решительно всё дело испакостили». Достоевскому важно показать, что в наступившей эпохе множество людей стремятся эксплуатировать идеи в корыстных целях. Это тоже черта современности.

    Домашнее задание

1. Прочитайте статью учебника «Жанровое своеобразие романов Достоевского», выпишите её основные тезисы.

2. Подберите примеры в тексте, подтверждающие характеристику «Преступления и наказания» как идеологического романа.

Для индивидуальной работы

1. Подготовьте близкий к тексту пересказ фрагмента «Сон Раскольникова» (часть 1, глава 5).

2*. Подберите репродукции русских художников-реалистов XIX века, показывающие Петербург таким, каким изобразил его автор «Преступления и наказания».