Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Страницы истории западноевропейского романа XIX века Ч. Диккенс
Урок 57. Судьба писателя, трагические обстоятельства, сформировавшие его мировоззрение - Ф. М. Достоевский
8 часов
Урок 57. Судьба писателя, трагические обстоятельства, сформировавшие его мировоззрение
Материалы к уроку. Учебник. Раздел «Ф. М. Достоевский». Статьи «Детство», «Отрочество в Военно-инженерном училище», «Начало литературной деятельности», «Кружок Петрашевского», «Сибирь и каторга».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Предметные: сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя (Ф. М. Достоевского) в процессе анализа художественного произведения.
Задачи урока:
• познакомить учеников с важнейшими фактами биографии Ф. М. Достоевского, показать связь между обстоятельствами жизни и мировоззрением писателя;
• дать представление о почвенничестве как системе взглядов, отразившихся в творчестве Достоевского 60 — 70-х годов XIX века.
Художественный мир Ф. М. Достоевского полон контрастов, внимание писателя часто приковано к трагическим ситуациям, требующим предельного напряжения духовных сил. Освоить этот мир, тем более оценить присущую ему особую красоту, большинству школьников нелегко. Но предложим им уже на первом уроке задуматься, мог ли быть гармонически ясным и умиротворённым душевный мир человека, пережившего собственную казнь.
Роковой день, ставший новой точкой отсчёта в судьбе Ф. М. Достоевского, не сможет обойти вниманием учитель в своём сообщении о жизни писателя (и в учебнике биографические сведения «стянуты» к этому моменту, как к смысловому центру). Важно показать ученикам, как из этого пережитого молодым писателем потрясения прорастают важнейшие убеждения Достоевского, и прежде всего его страстная убеждённость в бесконечной ценности каждой человеческой жизни, его неприятие любых форм человекоубийства, будь это «обычное» преступление или узаконенное и оправданное обществом «наказание» — казнь. Можно включить в урок выразительное чтение небольшого фрагмента романа «Идиот» или просмотр сцены из кинофильма, где князь Мышкин говорит о недопустимости смертной казни, о моральных страданиях приговорённого к смерти. Это позволит заострить внимание учеников на современности проблематики Достоевского, заставит размышлять о том, как долго обществу приходится дорастать до идей и нравственных постулатов своих гениев.
Рассказ учителя на уроке неизбежно отразит разделение жизни Достоевского на два этапа: до и после казни, но важно при этом показать, что личность Достоевского не распадалась надвое, что главное в нём, сложившееся с детства, не рухнуло, а окрепло в трагических обстоятельствах. Это неприятие преступного состояния мира, сочувствие страдающему человеку и поиск пути, способного привести человечество к лучшей жизни. Деятельный гуманизм Достоевского изначально был платформой его мироощущения, он пропитал страницы романа «Бедные люди», он же привёл писателя в кружок социалистов, а затем подтолкнул к созданию собственной нравственно-философской системы. Менялось представление Достоевского о способах изменения мира, но сама жажда преображения действительности оставалась неизменной.
На новом этапе жизни увлечение христианским социализмом уступает место почвенничеству. В чём смысл этой идеологии, учитель раскроет в своём слове или в процессе совместной с учениками работы над статьёй учебника. Важно при этом особенно выделить черты, отлучавшие Достоевского от либеральных и демократических партий:
• утверждение народной правды — сердечного знания Христа как образца для всего общества; готовность не просвещать народ, а учиться у него;
• неприятие эгоистической сущности современной западной буржуазной цивилизации, критика порождённых ею для самооправдания философских и экономических теорий;
• вера во всемирное предназначение России как носительницы истинного христианства.
Объяснив ученикам сущность почвеннических взглядов Достоевского, учитель может предложить одной группе учеников самостоятельно отыскать в статье учебника, повествующей о детстве и юности писателя, факты, которые способствовали формированию таких взглядов. Другая группа десятиклассников попробует связать полученную информацию о взглядах Достоевского с содержанием ранее изученных произведений («Мальчик с ручкой», «Белые ночи»). Таким образом у ребят должно возникнуть целостное представление о Достоевском как о великом писателе, оригинальном мыслителе, человеке необыкновенной судьбы.
Домашнее задание
1*. Выпишите из статьи учебника основные черты идеологии почвенничества. Покажите на пяти-шести примерах из текста, что
роман «Преступление и наказание» связан с почвенническими идеями Достоевского.
2. Подготовьте выборку цитат из 1-й части романа, раскрывающих образ Раскольникова и образ Разумихина.
Для индивидуальной работы
Подготовьте выразительное чтение фрагмента воспоминаний Достоевского о первой встрече с Белинским и Некрасовым (из «Дневника писателя» за 1877 год). Объясните, почему впоследствии разошлись их пути в литературной и общественной жизни.