Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Страницы истории западноевропейского романа XIX века Ч. Диккенс
Урок 56. Жизнь и творчество Ч. Диккенса. Социальная проблематика романов писателя. Религиозно-философские мотивы в рассказе Рождественская песнь в прозе

Обзорная тема

1 час

Урок 56. Жизнь и творчество Ч. Диккенса. Социальная проблематика романов писателя. Религиозно-философские мотивы в рассказе «Рождественская песнь в прозе»

Материалы к уроку. Ч. Диккенс. «Рождественская песнь в прозе». Учебник. Статья «Чарлз Диккенс».

Планируемые результаты образования

    Личностные: развитие способности понимать диалог культур; формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями.

    Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

    Предметные: формирование устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; знание содержания произведений мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций.

Задачи урока:

    • познакомить учеников с творчеством Ч. Диккенса;

    • раскрыть своеобразие художественного мира писателя, его особенную привлекательность для русских художников слова;

    • пробудить интерес к романам английского писателя и английской литературе XIX века в целом.

В учебнике основное внимание уделяется роману «Домби и сын». Однако подробное изучение этого произведения в рамках базовой программы едва ли возможно.     Поэтому представляется целесообразным сосредоточить внимание учеников на относительно небольшом по объёму рассказе «Рождественская песнь в прозе», тем более что это даёт возможность и актуализировать понятие «вечный образ», и ввести (или закрепить) определение «святочный рассказ».

Основными этапами урока могут стать следующие:

    ♦ Чтение статьи учебника и ответы на вопросы для самопроверки.

    ♦ Выступление подготовленного ученика (или учителя) с рассказом о жизни Ч. Диккенса, дополняющее сведения учебника.

    ♦ Краткое знакомство с двумя-тремя романами Диккенса, наиболее широко известными русскому читателю («Записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста»).

Формой работы могут стать презентации, подготовленные творческой группой учеников с использованием фрагментов отечественных и зарубежных кинофильмов по произведениям Ч. Диккенса.

Беседа позволит освоить наиболее важные идеи рассказа «Рождественская песнь в прозе».

    ♦ Почему имя Скруджа, героя рассказа, стало нарицательным обозначением бессердечного скряги?

    ♦ Какие литературные герои могут быть названы предшественниками этого персонажа Диккенса? Можно ли считать Скруджа одним из воплощений «вечного образа» скупого?

♦ Как в рассказе используется фантастика?

    ♦ Каковы идеалы писателя, выраженные в рождественском рассказе?

    ♦ Что именно, на ваш взгляд, вернуло богачу Скруджу способность сострадания и любви к людям?

Самостоятельная работа с учебником: прочитать фрагмент статьи «Ч. Диккенс», посвящённый роману «Домби и сын», написать аннотацию к этому произведению. Такая работа поможет ученикам целенаправленно проработать текст статьи и зафиксировать в форме короткого письменного сообщения важнейшие особенности романа.

    Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос: почему творчество Ч. Диккенса оказалось созвучно художественным поискам русских писателей второй половины XIX века?