Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Страницы истории западноевропейского романа XIX века Ч. Диккенс
Урок 56. Жизнь и творчество Ч. Диккенса. Социальная проблематика романов писателя. Религиозно-философские мотивы в рассказе Рождественская песнь в прозе
Обзорная тема
1 час
Урок 56. Жизнь и творчество Ч. Диккенса. Социальная проблематика романов писателя. Религиозно-философские мотивы в рассказе «Рождественская песнь в прозе»
Материалы к уроку. Ч. Диккенс. «Рождественская песнь в прозе». Учебник. Статья «Чарлз Диккенс».
Планируемые результаты образования
Личностные: развитие способности понимать диалог культур; формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями.
Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Предметные: формирование устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; знание содержания произведений мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций.
Задачи урока:
• познакомить учеников с творчеством Ч. Диккенса;
• раскрыть своеобразие художественного мира писателя, его особенную привлекательность для русских художников слова;
• пробудить интерес к романам английского писателя и английской литературе XIX века в целом.
В учебнике основное внимание уделяется роману «Домби и сын». Однако подробное изучение этого произведения в рамках базовой программы едва ли возможно. Поэтому представляется целесообразным сосредоточить внимание учеников на относительно небольшом по объёму рассказе «Рождественская песнь в прозе», тем более что это даёт возможность и актуализировать понятие «вечный образ», и ввести (или закрепить) определение «святочный рассказ».
Основными этапами урока могут стать следующие:
♦ Чтение статьи учебника и ответы на вопросы для самопроверки.
♦ Выступление подготовленного ученика (или учителя) с рассказом о жизни Ч. Диккенса, дополняющее сведения учебника.
♦ Краткое знакомство с двумя-тремя романами Диккенса, наиболее широко известными русскому читателю («Записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста»).
Формой работы могут стать презентации, подготовленные творческой группой учеников с использованием фрагментов отечественных и зарубежных кинофильмов по произведениям Ч. Диккенса.
Беседа позволит освоить наиболее важные идеи рассказа «Рождественская песнь в прозе».
♦ Почему имя Скруджа, героя рассказа, стало нарицательным обозначением бессердечного скряги?
♦ Какие литературные герои могут быть названы предшественниками этого персонажа Диккенса? Можно ли считать Скруджа одним из воплощений «вечного образа» скупого?
♦ Как в рассказе используется фантастика?
♦ Каковы идеалы писателя, выраженные в рождественском рассказе?
♦ Что именно, на ваш взгляд, вернуло богачу Скруджу способность сострадания и любви к людям?
Самостоятельная работа с учебником: прочитать фрагмент статьи «Ч. Диккенс», посвящённый роману «Домби и сын», написать аннотацию к этому произведению. Такая работа поможет ученикам целенаправленно проработать текст статьи и зафиксировать в форме короткого письменного сообщения важнейшие особенности романа.
Домашнее задание
Письменно ответить на вопрос: почему творчество Ч. Диккенса оказалось созвучно художественным поискам русских писателей второй половины XIX века?