Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 11. Преходящее и вечное в художественном мире И. С. Тургенева - И. С. Тургенев

Материалы к уроку. Учебник. Статьи «Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева», «Повести о трагическом смысле любви и природы». И. С. Тургенев в воспоминаниях современников (М., 1988). Ю. В. Лебедев. «Тургенев» (М., 1990. — Серия «Жизнь замечательных людей»). И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства.

    Метапредметные: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

    Предметные: владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве личностно эмоционального восприятия и интеллектуального понимания.

Задачи урока:

    • раскрыть особенности мироощущения И. С. Тургенева;

    • углубить понимание идейно-художественного своеобразия ранее изученных произведений писателя;

    • познакомить учеников с некоторыми стихотворениями в прозе Тургенева.

Если на первом обзорном уроке в центре внимания была тематика творчества Тургенева и её биографические истоки, то на втором мы стараемся углубиться в нравственную и философскую проблематику произведений, раскрыть её мировоззренческие основы. Работа группируется вокруг тех же трёх смысловых центров. Но проблемы, отражённые писателем, рассматриваются в первую очередь в свете ключевой для Тургенева антитезы «мгновенное — вечное».

1. Народная тема в творчестве Тургенева.

Умение писателя в кратком мгновении жизни прозревать вечное, непреходящее особенно ярко проявляется в тех сценках из народной жизни, которые мастерски схвачены Тургеневым. Они отпечатываются в памяти ярче цветной фотографии. Выхваченные взглядом писателя из потока жизни, они сиюминутны, но, словно блеск молнии, освещают всё вековое течение народного бытия.

Пение Якова из рассказа «Певцы», встреча Акулины с её возлюбленным из рассказа «Свидание» — к этим фрагментам учитель может добавить стихотворения в прозе «Щи», «Деревня», «Два богача» в собственном чтении или в исполнении мастеров художественного слова. Размышляя об этих страницах, ученики увидят и горечь писателя, сознающего тяжесть крестьянской доли, и веру в духовную красоту русского человека.

Опорой в беседе могут стать вопросы:

♦ Как оценивает Тургенев современный быт, условия жизни крестьянства?

♦ Какие качества людей из народа вызывают восхищение писателя?

♦ Какие вечные ценности хранит, по мнению Тургенева, народная жизнь?

Особо можно остановиться на стихотворении «Русский язык». Оно знакомо ребятам, но по-настоящему оценить выраженные в нём скорбные мысли и силу веры десятиклассники смогут только теперь. У них достаточно знаний, чтобы понять, почему автор готов впасть в отчаяние, раздумывая о судьбах Родины. А глубокое знакомство с творчеством Пушкина, Лермонтова, Гоголя поможет им осознать, чем преодолевается сомнение писателя.

Ярче оттенить современность тургеневских раздумий поможет фраза о русском языке из письма к Е. Е. Ламберт от 12(24) декабря 1859 года: «...он удивительно хорош по своей честной простоте и свободной силе. Странное дело! Этих четырёх качеств — честности, простоты, свободы и силы — нет в народе, а в языке они есть... Значит, будут и в народе». Это высказывание писателя может послужить основой для яркой и интересной дискуссии в классе. Работа может также строиться как подготовка к выразительному чтению наизусть стихотворения в прозе «Русский язык».

2. Философия природы в мировоззрении Тургенева.

Статья учебника «Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева» поможет ученикам познакомиться с философскими основами особого тургеневского восприятия природы. Но, может быть, для современного школьника так же трудно оценить уникальную точность, живую конкретность пейзажных зарисовок Тургенева, как вникнуть в шеллингианскую концепцию природы. Поэтому главное на данном этапе — найти какие-то очень простые и доходчивые примеры, которые совпали бы с чувствами самих ребят, соответствовали бы их жизненному опыту. К сожалению, роскошные картины природы из «Записок охотника» чаще всего остаются для учеников, даже в старших классах, только словами, а не картинами. Зато представить себе дерзко чирикающего воробья-«завоевателя» сможет каждый (стихотворение в прозе «Мы ещё повоюем!»). И молчаливый разговор собачьих глаз тоже знаком многим (стихотворение в прозе «Собака»). Именно такого рода примеры помогут ребятам убедиться, что Тургенев бесконечно дорожит всем происходящим в живой природе. Каждая птица, каждый цветок для него имеют своё лицо. Минутное в природной жизни наполняет его силой и радостью даже в дни старческого одиночества. Другой полюс тургеневского отношения ярко воплощён в стихотворении «Природа». Равнодушное величие «общей матери» тяжело переживается человеком, возомнившим себя любимым её детищем.

3. Любовь в изображении Тургенева.

Уже на первом уроке, обращаясь к повести «Ася», знакомясь с биографией писателя, ученики увидели, что любовь предстаёт у Тургенева как могучая, прекрасная и роковая сила. Теперь они глубже осмыслят вопросы:

♦ Почему писатель изображает любовь лишь в её кратких взлётах, неповторимых мгновениях?

♦ В чём причина неизбежного трагического финала даже самой прекрасной любовной истории?

В статье учебника «Повести о трагическом смысле любви и природы» десятиклассники найдут глубокое истолкование этой проблемы, увидят, что трагическое восприятие любви обусловлено не только личным опытом, но и философскими взглядами Тургенева. Важно, чтобы школьники не воспринимали понятие любви в художественном мире Тургенева слишком узко. Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, по Тургеневу, лишь один из обликов Любви. Осознать это помогут школьникам стихотворения в прозе «Порог», «Памяти Ю. П. Вревской», «Воробей». Эти произведения позволят также понять, почему Тургенев остаётся в сознании читателей непревзойдённым певцом любви, почему, несмотря на трагическую основу его философии, мы воспринимаем его как одного из самых светлых художников в русской литературе. Вера в победу любви над смертью, бесконечное восхищение красотой мироздания, красотой живого существа, способного на жертву ради любви, — таков гуманный и жизнеутверждающий пафос творчества Тургенева.

Внимательная проработка тем этого урока послужит в дальнейшем базой для разрешения вопроса об отношении автора к герою при изучении романа «Отцы и дети», поэтому наблюдения и выводы должны быть обязательно зафиксированы учениками по ходу занятия.

    Домашнее задание

1*. Расскажите об одном из ведущих мотивов творчества Тургенева по плану:

1) биографические истоки; 2) философские основы; 3) их воплощение в творчестве.

2. Прочитайте статьи учебника «Роман „Рудин"», «Роман „Дворянское гнездо"». «Роман „Накануне". Разрыв с „Современником"», ответьте на вопросы для самопроверки.

Опережающее индивидуальное задание

Подготовьте по учебнику сообщение о прототипах Базарова в романе «Отцы и дети». Об одном из них расскажите подробнее, воспользовавшись дополнительными источниками информации.