Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 10. Судьба писателя. Формирование общественных и философских взглядов И. С. Тургенева - И. С. Тургенев
9 часов
Урок 10. Судьба писателя. Формирование общественных и философских взглядов И. С. Тургенева
Материалы к уроку. Учебник. Статьи «Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева», «Общественные взгляды Тургенева», «Детство», «Юность», «Молодость», «Повести „Муму“ и „Постоялый двор“». И. С. Тургенев в воспоминаниях современников (М., 1988). Ю. В. Лебедев. «Тургенев» (М., 1990. — Серия «Жизнь замечательных людей»). И. С. Тургенев. «Записки охотника», «Муму», «Ася».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные: формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя (И. С. Тургенева) в процессе анализа художественного произведения.
Задачи урока:
• повторить основные сведения о темах и проблематике творчества Тургенева, полученные в 5 — 9 классах;
• познакомить учащихся с обстоятельствами жизни писателя, повлиявшими на его творчество;
• раскрыть позицию Тургенева в общественно-политической борьбе 50 — 60-х годов XIX века.
Изучение биографии писателя в школе служит уяснению истоков его творчества, его идейной позиции. Основные факты биографии писателя (первых этапов) ученики могут почерпнуть из учебника, прочитав статьи «Детство», «Юность», «Молодость». Опрос по этому материалу можно провести в виде теста или индивидуальной работы, представив на карточках вопросы:
♦ Какие семейные обстоятельства, детские и юношеские впечатления способствовали развитию литературного таланта Тургенева?
♦ В чём заключалась «аннибаловская клятва» юного Тургенева?
На основном этапе урока учитель может расположить биографические данные вокруг трёх тематических центров, определяющих главные мотивы творчества писателя, уже во многом знакомые ребятам. Соответственно спланировать три учебные ситуации:
1. Тургенев и крепостничество (Тургенев и народ).
Учитель с помощью подготовленных учеников или используя средства наглядности активизирует в памяти ребят и дополняет сведения о тех биографических обстоятельствах, которые способствовали возникновению антикрепостнического пафоса произведений писателя (детство в усадьбе матери, судьба и нрав В. П. Тургеневой, дружба Тургенева с крепостными крестьянами, «аннибаловская клятва», близость к кружку Белинского и т. д.).
Переходя от биографии к творчеству, учитель ставит вопросы:
♦ В каких произведениях писателя отразились его наблюдения над помещичьим бытом крепостной России?
♦ Какие биографические обстоятельства и черты личности писателя способствовали созданию картин народной жизни?
♦ Какие уродливые проявления крепостничества раскрываются в повести «Муму»?
♦ Кого Тургенев считает жертвами крепостного права?
♦ Какими предстают люди из народа, крепостные крестьяне в «Муму» и «Записках охотника»?
Для ответа на вопрос, почему «Записки охотника» стали открытием для современников писателя, необходимо внимательно прочитать статью учебника «Записки охотника» и выполнить задания рубрики «Повторение изученного». Они позволяют соединить знания учеников о рассказах «Бежин луг» и «Певцы» с новыми сведениями о цикле «Записки охотника».
Далее учитель остановится на характеристике общественно-политических взглядов Тургенева. В сильном классе можно предложить ребятам самостоятельно освоить материал: проработав статью учебника «Общественно-политические взгляды Тургенева», раскрыть смысл определения «либерал-постепеновец», которым Тургенев обозначал свою позицию.
2. Природа в жизни и творчестве Тургенева.
Биографическая справка о роли Спасского-Лутовинова в жизни писателя или экскурсия в тургеневскую усадьбу (заочная или телевизионная) послужит толчком к активизации знаний учеников о мастерстве Тургенева-пейзажиста. Освежить в памяти изученный ранее материал помогут вопросы:
♦ Какой предстаёт русская природа в рассказе «Бежин луг»?
♦ Какую роль играют описания Рейна в повести «Ася»?
♦ Как автор соотносит лики русской природы с душевным складом русских крестьян в книге «Записки охотника»?
Учитель может дополнить размышления о значении образов природы в произведениях Тургенева уже на примере романного творчества писателя в небольшом обзорном сообщении.
3. Любовь в жизни и творчестве Тургенева.
Рассказ учителя или сообщения подготовленных учеников о романе писателя с Полиной Виардо, о встречах Тургенева с поразившими его незаурядными русскими женщинами Ю. Вревской, М. Савиной подготовят к пониманию роли любовного сюжета в романах Тургенева. Ученикам откроется рыцарственность и драматизм тургеневского понимания любви, истоки образа «тургеневской девушки», ставшего одним из национальных символов России. Десятиклассники могут подтвердить эти сведения собственными наблюдениями над повестью «Ася» (или «Первая любовь», «Вешние воды»).
Каждый фрагмент урока заканчивается выводом по итогам сообщений и беседы.
В заключение можно подчеркнуть, что главными героями Тургенева на протяжении всего творческого пути оставались русская природа и русский человек.
Домашнее задание
Перечитайте рассказы И. С. Тургенева «Свидание», «Певцы».
Для индивидуальной работы
1. Подготовьте сообщение на тему «Любовь в произведениях И. С. Тургенева» на материале статьи учебника и ранее изученных произведений.
2. Составьте план-конспект сочинения о роли пейзажа в «Записках охотника».
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворений в прозе И. С. Тургенева по указанию учителя (или по собственному выбору).
4. Подготовьте устное сочинение на тему «Черты „тургеневской девушки" в образе главной героини повести „Ася“».