Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Уроки 8 - 9. Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Творчество Ф. Стендаля. Творчество О. Бальзака
Обзорная тема
2 часа
Уроки 8 — 9. Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Творчество Ф. Стендаля. Творчество О. Бальзака
Материалы к уроку. Учебник. Статьи «Страницы истории западноевропейского романа XIX века», «Фредерик Стендаль», «Оноре Бальзак».
Планируемые результаты образования
Личностные: развитие способности понимать диалог культур, а также различных форм общественного сознания посредством сопоставления творчества зарубежных и русских авторов.
Метапредметные: формирование устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним.
Предметные: знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы.
Задачи урока:
• углубить представления учеников о реализме как художественном методе и литературном направлении; подготовить к восприятию литературных произведений второй половины XIX века на базе освоенных теоретических понятий;
• познакомить с творчеством европейских писателей-реалистов, показать единство важнейших художественных признаков реализма в прозе европейских и русских авторов первой половины XIX века.
Данный урок важен как узловой пункт, связующий два этапа изучения русской литературы XIX века. Предшествующая работа в 9 классе и начале 10 класса даёт достаточный материал для знакомства с историей становления реализма в русской литературе, в творчестве Пушкина, Лермонтова и Гоголя, для осознания учениками основных свойств реализма как художественного метода, противопоставленного в первую очередь романтизму. Далее ученикам предстоит знакомство с произведениями зрелой реалистической литературы, созданными в эпоху господства этого литературного направления. Следовательно, целью работы школьников на протяжении многих уроков будет не только выявление реалистических черт в творчестве писателей второй половины XIX века, но и прежде всего осознание индивидуальных, неповторимых особенностей творческой манеры каждого из них. Для того чтобы подготовить ребят к такой работе, нужно в первую очередь добиться максимально
чёткого понимания свойств реалистического метода. Как правило, в 9 классе ребята получают о реализме довольно общее представление, так сказать описательное. Трудность ещё и в том, что в творчестве писателей первой половины XIX века черты метода реалистического смешаны с чертами романтическими. Теперь необходимо от описательности перейти к строгим формулировкам, которые будут для учеников ориентирами в разнообразии реалистической литературы. Кроме того, нужно включить сведения о развитии русской литературы в контекст общеевропейского литературного процесса.
Можно предложить следующие этапы работы на уроке:
1. Самостоятельная работа со справочной литературой (или выписками из литературоведческих словарей, энциклопедий) для ответа на вопрос: каковы основные особенности реализма как литературного направления? Десятиклассники должны выделить следующие главные черты реализма:
• историзм (признание зависимости характеров от порождающей их эпохи; историческая конкретность изображаемых мест, времени, характеров; преимущественный интерес к современности);
• стремление к познанию законов объективной действительности средствами искусства;
• изображение типических характеров во взаимодействии с типическими обстоятельствами.
2. Работа в группах по предварительному заданию: выявление признаков реализма в ранее изученных произведениях (например, М. Ю. Лермонтов. «Бородино»; А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»; Н. В. Гоголь. «Шинель»).
Не стремясь к полному анализу произведения, предложим ученикам вопросы:
♦ Где и когда происходит история, описанная авором?
♦ Какие черты русской действительности раскрываются в произведении?
♦ Почему произведение можно считать реалистическим?
3. Слово учителя о параллельном развитии реалистического метода в искусстве разных стран, о творческом взаимодействии писателей в первой половине XIX века, например, о знакомстве П. Мериме с творчеством А. С. Пушкина и взаимном интересе писателей, а также о стремлении каждого из них создать исторический роман на реалистических принципах («Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Хроника царствования Карла IX» П. Мериме).
Во Франции Стендаль и Бальзак стали художниками, в творчестве которых наиболее полно оформились признаки реалистического изображения действительности.
4. Чтение статьи учебника «Фредерик Стендаль» или индивидуальное сообщение ученика о биографии Стендаля. Изложение сюжета романа «Красное и чёрное» в учебнике учитель может дополнить собственным комментарием или анализом конкретного фрагмента романа. Можно также использовать на уроке просмотр фрагментов фильма «Красное и чёрное» (режиссёр С. А. Герасимов. Киностудия им. М. Горького, 1976).
Вопросы для самопроверки:
1. Почему героем нескольких произведений Стендаля становится молодой современник, увлечённый идеями и образом Наполеона?
2. Как наполеоновская идея влияет на судьбы героев Стендаля?
3. Какая проблематика сближает романы Стендаля и произведения русских писателей XIX века?
Важно, чтобы ученики вспомнили, что об опасности наполеоновской идеи говорил ещё А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» («Мы все глядим в Наполеоны...» и т. д.). С Наполеоном сравнивали Германна в «Пиковой даме» и Чичикова в «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя. Следовательно, писатели-реалисты отмечают общественное явление, охватившее людей в разных странах, связанное с закономерностями развивающихся отношений в обществе в эпоху, когда капитал становится критерием оценки человека, целью его стремлений.
Ещё ярче стремление к наживе и обострённый индивидуализм показал в цикле своих романов О. Бальзак.
5. Работа со статьёй учебника «Оноре Бальзак» может строиться как создание тезисного конспекта с последующей коррекцией при помощи вопросов для самопроверки.
Дополнением может послужить выступление ученика (учеников) с отзывом о прочитанных произведениях О. Бальзака.
В итоге урока уместно будет слово учителя о национальных особенностях русского реализма в сравнении с европейским:
• широта изображения жизни в общенациональном ракурсе;
• шекспировская полнота изображения характеров;
• опора на православные идеалы.
По мере изучения литературы XIX века эти характеристики наполнятся для учеников конкретным содержанием. Тогда можно будет развернуть дискуссию о правомерности терминов «критический реализм» или «реализм ренессансного типа» для выражения особенностей русской литературы XIX века. Сегодня этот вопрос обсуждается и во «взрослом» литературоведении.
Важно, чтобы школьники ещё раз убедились в зависимости литературного процесса от исторических судеб государства и народа и подошли к выводу о том, что именно реалистическая литература в наибольшей степени стремится к тесной связи с современной действительностью, к погружению в самую гущу сегодняшней жизни.
В заключение можно подчеркнуть, что на новом этапе развития русской литературы не меняется общенациональная духовная основа. Литература по-прежнему будет выражать стремление русских людей к немеркантильному, неэгоистическому счастью, запрос на высшие ценности. Вслед за Пушкиным, Лермонтовым и Гоголем писатели второй половины XIX века будут искать ответ на вопрос, как жить по совести.
Домашнее задание
1. Выучите определение реализма как литературного направления.
2. Выпишите из энциклопедии или другого справочного издания имена зарубежных и русских писателей-реалистов XIX века и названия их произведений.
Опережающее индивидуальное задание
Прочитайте статьи «Детство», «Юность», «Молодость» в разделе учебника «И. С. Тургенев». Ответьте на вопросы для самопроверки.