Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Повторение изученного. Из литературы первой половины XIX века. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь
Урок 7. Нравственный смысл повести Н. В. Гоголя Шинель - Н. В. Гоголь

Материалы к уроку. Н. В. Гоголь. «Шинель». П. Вейнберг. Стихотворение «Он был титулярный советник...».

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.

    Метапредметные: владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем.

    Предметные: осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве личностного эмоционального восприятия и интеллектуального понимания.

Задачи урока:

    • помочь ученикам осмыслить проблематику и нравственный пафос повести «Шинель» в целом;

    • показать влияние повести «Шинель» на развитие литературного процесса в России;

    • дополнить представления учащихся о творческой позиции Гоголя, об особенностях его гуманизма.

Нравственный смысл повести Н. В. Гоголя «Шинель» отчасти был осознан учениками на предшествующем уроке. Но смысл произведения шире, чем изображение достойного жалости «маленького человека», проблематика богаче и пафос его сложнее. К пониманию этого необходимо привести учеников на заключительном уроке по творчеству Гоголя.

Отправной точкой может стать фраза И. С. Тургенева (?), над которой предлагается поразмышлять десятиклассникам. Можно переформулировать высказывание, чтобы помочь осмыслить его:

«Все мы вышли из гоголевской, Шинели“», т. е. все мы (русские писатели) учились у Гоголя, продолжали его традиции, были воспитаны на его «Шинели» и т. д.

Чему же научила «Шинель» Гоголя русских писателей (и русских читателей, конечно)? Главный урок повести — интерес к жизни «маленького человека», сочувствие к нему. Действительно, русская литература на многие годы сделает мелкого чиновника одним из главных героев, неизменно вызывая сострадание к обитателям петербургских углов и уездных департаментов. В качестве примера обратимся к стихотворению П. Вейнберга, сотрудника демократического журнала «Искра». Оно стало широко известным благодаря романсу А. С. Даргомыжского:

Он был титулярный советник,

Она — генеральская дочь;

Он робко в любви объяснился,

Она прогнала его прочь.

Пошёл титулярный советник

И пьянствовал с горя всю ночь,

И в винном тумане носилась

Пред ним генеральская дочь.

      1859

В чём сходство этого стихотворения с повестью Гоголя? Ребята легко увидят близость главных героев: оба титулярные советники, ничем другим не замечательные. Раскроют они и сюжетное сходство: в каждой истории чиновник мечтает о счастье, но все его надежды оказываются разбиты.

Предложим ученикам пристальнее вглядеться в образ генеральской дочери, созданный всего одной строкой. Какой вы себе её представляете? Почему она так поступила? Нельзя не почувствовать жестокость и высокомерие в её поведении.

Кто из персонажей «Шинели» больше всего напоминает генеральскую дочь? Конечно, значительное лицо. Подберём слова и словосочетания, синонимичные этому наименованию персонажа. (Важный человек, представительный господин, ответственный работник, представитель власти, высокопоставленный чиновник, чиновное лицо, сановник, государственный человек и т. д.) Итак, перед нами некто, занимающий высокое положение в обществе, имеющий вес. Это полная противоположность Акакию Башмачкину. Почему же в повести о жизни мелкого чиновника Гоголь так много места уделяет значительному лицу? (Можно попросить ребят кратко пересказать, что мы узнаём об этом персонаже.)

Как автор относится к значительному лицу? Чтобы ответить, сравним два фрагмента повести:

1. «Так протекала мирная жизнь человека, который с четырьмястами жалования умел быть довольным своим жребием...»

2. «...Значительное лицо, совершенно, впрочем, довольный домашними семейными нежностями, нашёл приличным иметь для дружеских отношений приятельницу в другой части города. Эта приятельница была ничуть не лучше и не моложе жены его; но такие уж задачи бывают на свете, и судить об них не наше дело».

В первом фрагменте, характеризующем Акакия Акакиевича, кроме жалости, слышится и уважение к человеку, столь смиренномудрому. Оказывается, в жизни Башмачкина есть нечто поучительное и достойное подражания. Во второй фразе отчётливо видна едкая ирония автора, едва прикрытое умолчанием обличение порочности героя.

С появлением значительного лица в повести возникает конфликт.

Перечитаем сцену визита Башмачкина к значительному лицу (можно в лицах). В чём суть конфликта? Обсуждая это, обратим внимание ребят на настойчивое повторение автором слов значительный, незначительный. Автор подсказывает: важный чиновник видит в стремлении Башмачкина обратить на себя внимание, добиться справедливости угрозу собственной значительности. Гоголь выстраивает за значительным лицом целую галерею подобных ему лиц, вплоть до титулярного советника, поставившего лакеев у входа в свою «приёмную».

Задумаемся, почему писатель показывает этого героя «очень порядочным» и, в общем, неплохим человеком, который спутался, сбился с пути, «получивши генеральский чин», и сам не рад такой жизни. Поможем ученикам уяснить: Гоголь разоблачает не пороки отдельного лица, а весь строй петербургской жизни, в которой придать себе значительности можно, только унизив другого человека, подчеркнув его незначительность, повергнув в трепет. Множество примеров такого поведения можно выбрать в повести (отношение сослуживцев к Акакию Акакиевичу, отказ Петровича подлатать старую шинель, насмешки писателей над теми, «которые не могут кусаться», и т. д.). Значительное лицо и Акакий Башмачкин — элементы одной и той же иерархической лестницы, порождение одной безжалостной бюрократической машины, для которой нет человека, а есть только чин. Следовательно, и попытка титулярного советника возразить вышестоящему, настойчивость в поисках справедливости — бунт против самого порядка.

Теперь мы можем дополнить вывод о пафосе «Шинели». В этом произведении сострадание к «маленькому человеку» сплавляется с обличением бесчеловечной действительности, способной превратить человека в насекомое. Конечно, школьники и прежде встречались с подобными мотивами, идеями в литературных произведениях. Думается, они сумеют назвать повесть Тургенева «Муму», рассказы Чехова «Толстый и тонкий», «Хамелеон», повесть Короленко «Дети подземелья» и др. Теперь мы можем показать ученикам истоки этой традиции, раскрыть роль Гоголя в становлении «натуральной школы», подготовив тем самым ребят к разговору о критическом реализме как литературном направлении.

Но и это не окончательный итог. Жалость и гнев в повести нарастают к эпизоду смерти Башмачкина и разрешаются авторским комментарием: «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нём его никогда и не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное...» и т. д. Однако это лишь мнимый финал. Повесть заканчивается эпизодом, который сам автор называет фантастическим. Истории о привидении у Калинкина моста, сдирающем шинели со всех плеч, не разбирая чина и звания, предшествуют рассказу о встрече покойного Акакия Акакиевича со значительным лицом. Послушаем этот фрагмент в пересказе, близком к тексту, а затем проведём краткую беседу по вопросам:

♦ Верите ли вы в «явление» мстителя Башмачкина?

♦ Какими реальными причинами можно объяснить происшествие со значительным лицом?

♦ Почему значительное лицо изменило своё поведение с нижестоящими чиновниками?

Эти вопросы подводят нас к осмыслению главного: в чём смысл финала повести? Ученики должны проникнуть в глубину авторской мысли, увидеть, что Гоголь таким финалом ещё раз подчёркивает равенство всех чинов перед силами судьбы, неизбежность возмездия за совершённый грех (не уточняя, исходит ли наказание от потусторонних сил или от собственной больной совести человека), превосходство нравственного закона над утвердившимися нормами общественной жизни. И главное, в финале повести утверждается неистребимость человеческого в человеке, значительность всякого человека для мира, каким бы незаметным и ненужным он ни казался. Безликому при жизни Башмачкину даётся посмертная сила образумить, оживить человеческое в отмирающей душе значительного лица.

Заключить урок можно возвращением к первому вопросу: чему научила Россию гоголевская «Шинель»? Повесть Н. В. Гоголя «Шинель» стала уроком сострадания к «маленьким людям», уроком ненависти к несправедливому мироустройству, уроком веры в значительность человеческой души.

В. Г. Белинский определил пафос поэзии А. С. Пушкина как «лелеющую душу гуманность». Можно ли эти слова отнести к творчеству Н. В. Гоголя? Конечно нет. Гоголь не лелеет нашу душу, а раздражает, печалит, возмущает нас, изображая в человеке самое пошлое, низменное, недостойное.

Но значит ли это, что Гоголь не является гуманистом? В чём особенности его гуманизма?

Предложим ребятам поразмышлять об этом дома, подтвердив свои рассуждения примерами из поэмы «Мёртвые души» и повести «Шинель».

    Домашнее задание

1. Прочитайте и перескажите фрагмент романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди»: отзыв Макара Девушкина о повести Н. В. Гоголя «Шинель».

2*. Подберите в других петербургских повестях (в одной из них) примеры сатирического изображения русской действительности.

Для индивидуальной работы

1. Прочитайте в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди» суждение чиновника Макара Девушкина о «Станционном смотрителе» А. С. Пушкина и «Шинели» Н. В. Гоголя. Согласны ли вы с этим высказыванием и почему?

2. Кому из иллюстраторов «Шинели», на ваш взгляд, лучше всего удалось передать идейный смысл произведения?

3. Письменно сравните Акакия Башмачкина и Самсона Вырина.

Опережающее индивидуальное задание

По вариантам прочитайте произведения О. Бальзака «Отец Горио», «Евгения Гранде», «Гобсек». Подготовьте пересказ произведения и отзыв о нём.

Язык литературы

По учебнику русского языка повторите сведения о фразеологии.

Определите, из каких литературных произведений заимствованы примеры фразеологических оборотов в упражнении 77.

    * Покажите, какую роль играют фразеологизмы в повести Н. В. Гоголя «Шинель».