Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Повторение изученного. Из литературы первой половины XIX века. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь
Урок 6. Образ Акакия Акакиевича Башмачкина. Отношение автора к герою в повести Шинель - Н. В. Гоголь
2 часа
Урок 6. Образ Акакия Акакиевича Башмачкина. Отношение автора к герою в повести «Шинель»
Материалы к уроку. Н. В. Гоголь. «Шинель».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями.
Метапредметные: владение языковыми средствами — умение определять языковые средства в тексте (на примере повести «Шинель»).
Предметные: формирование навыков различных видов анализа литературных произведений.
Задачи урока:
• проследить, какими художественными средствами создаётся образ героя;
• раскрыть сложность и глубину авторской позиции в повести, возможность неоднозначного истолкования образа героя.
Понятие «маленький человек» возникало на уроках, посвящённых «Медному всаднику» А. С. Пушкина (а ещё раньше — «Станционному смотрителю»). Можно отметить и то, что тема «маленького человека» в её сентименталистском варианте была намечена уже Карамзиным в повести «Бедная Лиза». Почему же понятие это в первую очередь связывается с героем гоголевской «Шинели»? Постараемся на уроке дать всестороннюю характеристику не только герою, Акакию Башмачкину, но и нарицательному понятию «маленький человек», выясним, что входит в комплекс «маленького человека» у Гоголя.
Первое, что находится на виду, — социальная приниженность героя, незначительность его общественного статуса. Титулярный советник — низшая должность, самая первая ступень в чиновничьей иерархии. В этом отношении Акакий Башмачкин — родной брат Самсона Вырина, такой же «сущий мученик четырнадцатого класса», защищённый своим званием только от побоев, и то не всегда. Маленькое жалованье обрекает героя на бедность, почти нищету. Попросим ребят привести цитаты, раскрывающие тяжёлое социальное положение героя. Мы видим, что Гоголь не скупится на подробности, описывая убогий быт, скудный рацион, ветхую одежду Башмачкина. Итак, «маленький человек» — это бедный, социально униженный человек.
Но в конторе, где он служит, Башмачкина окружают такие же небогатые, равные ему по статусу чиновники. Однако они веселы, общительны и ничуть не похожи на своего жалкого сослуживца. Что делает Башмачкина последним среди равных? Почему он стал предметом насмешек и издевательств? Размышляя над этим вопросом, ученики должны будут увидеть, что комплекс «маленького человека» создаётся не только социальными обстоятельствами, но и психологическими качествами: Акакий Акакиевич не обладает ни талантами, ни волей, чтобы пробиться на более высокую ступеньку социальной лестницы. Он робок, пассивен, замкнут в себе. У него нет никаких человеческих привязанностей. Он ни о чём не мечтает. Его существование напоминает жизнь моллюска. Ребятам нетрудно будет найти черты, раскрывающие узость кругозора, ограниченность внутреннего мира Башмачкина. Значит, «маленький человек», по Гоголю, — это ещё и духовно обделённый, жалкий человек.
Работа с текстом в ходе урока даёт возможность не только осмыслить характер главного героя, но и выделить основные приёмы создания образа Башмачкина в повести. Ученики могут выписать названия приёмов, проиллюстрировав их примерами (дополнить примеры можно самостоятельно, в процессе домашней работы).
Умолчание. «В департаменте... но лучше не называть, в каком департаменте... служил один чиновник». Гротеск, «...потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире с лысиной на голове». Гипербола, «...кулак величиною в чиновничью голову». Сравнение. «Сторожа... даже не глядели на него, как будто бы через приёмную пролетела простая муха». И т. д.
Важно, чтобы вопросы и замечания учителя помогли школьникам осознать логику того или иного приёма, закономерность его применения. Например, почему в начале повести образ Акакия Акакиевича создаётся при помощи портрета, художественной детали, авторской характеристики, оценочных суждений других персонажей? (Автор помогает нам увидеть героя «снаружи», таким, каким видят его окружающие.) Почему такие приёмы, как внутренний монолог персонажа и несобственно прямая речь, используются лишь в тот момент, когда он начинает мечтать о шинели? (Эти приёмы раскрывают тайны душевной жизни героя, так автор изображает «пробуждение» сознания Башмачкина.) Какую роль играет в повести изображение портного Петровича? (Это своеобразный «двойник» Башмачкина; его характеристика позволяет писателю углубить представление о скудном существовании петербургских бедняков и подчеркнуть лучшие качества «маленьких людей»: любовь к своему делу, бескорыстие, способность сочувствовать другому человеку.)
Итак, в ходе текстуального анализа мы убеждаемся в разнообразии художественных приёмов, использованных Гоголем для изображения титулярного советника Башмачкина, и в том, что все эти приёмы направлены к одной цели: создать образ «маленького человека» во всех смыслах этого слова. Малость героя задана не только социальным статусом, но и его собственной психологией, она не только осознаётся всеми окружающими, но и безусловно принимается им самим. Автор не только не оспаривает такого мнения о Башмачкине, но делает всё, чтобы с ним согласился и читатель. Акакий Акакиевич, в изображении Гоголя, существо убогое, жалкое, обделённое судьбой во всех отношениях. Единственные душевные движения, свидетельствующие о том, что он ещё не совсем превратился в устрицу, — его любовь к буквам и мечта о новой шинели.
Попросим учеников высказать свою оценку: считают ли они такую любовь и такую мечту достойными человека? Ответ не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. Конечно, мечтать о новой шинели не так красиво, как, например, об алых парусах или о полёте на Марс. Но кто из нас не мечтал самозабвенно — и не только в детстве — о какой-нибудь вещи, которая, казалось, своим присутствием могла бы изменить всю нашу жизнь? Конечно, с горькой иронией автор пишет о «любимцах» и «нелюбимых» буквах Акакия Акакиевича. Общение с буквами подчёркивает одиночество героя среди людей. Но разве его увлечённость не напоминает страсть коллекционера, упорно собирающего то, что другим кажется только старым хламом? И разве не свойственно каждому человеку вносить «лишние эмоции» в самое простое дело, если это дело для него любимое (будь то рыбалка, собирание головоломок или рисование чёртиков в тетради)?
Так постепенно мы приходим к пониманию двойственности изображения героя у Гоголя.
С одной стороны, его герой, несомненно, убог и жалок не только социально, но и духовно.
С другой стороны, в нём всё то же человеческое, что и в каждом из нас. Пафос повести Гоголя не в том, чтобы в «маленьком человеке» выявить большого, а в том, чтобы заставить нас пожалеть маленького, проникнуться состраданием именно к такому — убогому и обделённому. Он всё-таки «брат твой», напоминает Гоголь расшалившемуся молодому чиновнику, и тому вдруг стыдно становится обижать безответного старика. Неплохо бы и современному школьнику услышать этот призыв писателя и не постыдиться признать в жалком титулярном советнике своего брата.
Задача учителя на данном уроке прежде всего в том, чтобы помочь ребятам преодолеть дистанцию, отделяющую их от гоголевского героя. Иначе им будет непонятно то влияние, которое имела повесть Гоголя на всю последующую русскую литературу. «Все мы вышли из гоголевской, Шинели’’», — говорил И. С. Тургенев1. Что означает это признание? Какие нравственные уроки извлекла из повести русская культура? К этим вопросам обратимся на следующем уроке.
1 Авторство этого афоризма точно не установлено.
Домашнее задание
1. Подготовьте пересказ, близкий к тексту, эпизода «Месть Акакия Акакиевича».
2. Подготовьте устное сообщение на тему «Образ Башмачкина в повести Гоголя, Шинель».
3*. Сопоставьте Башмачкина с одним из героев повестей «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Нос»: Пироговым, Пискарёвым, Чартковым, Поприщиным, Ковалёвым (по выбору).