Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Повторение изученного. Из литературы первой половины XIX века. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь
Урок 5. Неповторимый облик лирического героя М. Ю. Лермонтова. Энергия трагических переживаний и углублённый психологизм лермонтовской лирики - М. Ю. Лермонтов

1 час

Урок 5. Неповторимый облик лирического героя М. Ю. Лермонтова. Энергия трагических переживаний и углублённый психологизм лермонтовской лирики

Материалы к уроку. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пёстрою толпою окружён...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...».

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства и привлечения других видов искусства на уроках литературы, воспитания хорошего вкуса, сознательного отношения к литературе, умения отличать высокие образцы искусства от произведений массовой культуры.

    Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

    Предметные: знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы (поэзии М. Ю. Лермонтова), их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы.

Задачи урока:

    • повторить и углубить знания об особенностях лирики Лермонтова, полученные в 5 — 9 классах;

    • выявить взаимосвязь между творческой индивидуальностью поэта и особенностями эпохи, формировавшей его гений;

    • продолжить освоение и закрепление понятий романтизм, мотив, лирический герой.

В 10 классе обращение к творчеству Лермонтова носит характер обзорного повторения изученного, поэтому уместно попытаться освежить впечатления школьников о его художественном мире, активизировать их память, «востребовать» имеющиеся знания, постепенно дополняя и выводя их на новый уровень осмысления. Проще всего задать вопрос: каковы основные мотивы лирики Лермонтова? Но ответить на него без солидной предварительной подготовки смогут немногие ученики, а с другой стороны, исчерпывающий ответ сделает ненужным всё дальнейшее. Может быть, лучше избежать сухости теоретических обобщений на этом этапе и, например, смоделировать ситуацию «незнания», всегда комфортную для учеников и освобождающую ресурсы памяти и творческого поиска. Можно, таким образом, начать урок с чтения и обсуждения стихотворения «Выхожу один я на дорогу...», незнакомого десятиклассникам, но очень характерного, «лермонтовского», и поставить вопрос о том, по каким приметам (словам, образам, интонациям и т. д.) мы узнаём поэзию Лермонтова. С помощью учителя или самостоятельно ученики находят несколько ключевых образов (мотивов) стихотворения — их можно выписать на доске и в тетрадях:

Выхожу один я на дорогу... (Одинокое странствие.)

В небесах торжественно и чудно... (Совершенство природы.)

Что же мне так больно и так трудно... (Душевный непокой, горечь страдания.)

Я ищу свободы и покоя... (Жажда освобождения, воли.)

Можно проследить развитие каждого мотива в лирическом сюжете стихотворения, их взаимодействие и видоизменение. Далее обратимся к стихотворениям, знакомым и заученным наизусть ещё с 5 класса, и попробуем услышать переклички мотивов. Хорошо, если тексты прозвучат целиком, но даже если в памяти учеников будут всплывать лишь отдельные строчки стихотворений, этого будет достаточно, чтобы пополнить каждую колонку импровизированной таблицы. Мотивы одиночества, изгнания, скитальчества, образы роскошной и равнодушной природы, ноты разочарования, отчаяния, скорби, мятежные порывы к свободе начнут резонировать, связывая воедино все прочитанные прежде лермонтовские стихотворения. Так мы поможем ученикам не только погрузиться в эмоциональную стихию Лермонтова, но и подойти к пониманию одной из важных особенностей его художественного мира: устойчивости, повторяемости немногих мотивов, их глубокой и многообразной разработки.

Закончить эту часть урока можно обобщённой характеристикой лирического героя Лермонтова (монологический ответ ученика может быть экспромтом или индивидуальным домашним заданием). Возможно также задание на основе материала учебника русского языка (с. 350 — 353), например, познакомьтесь с предложенным здесь разбором стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва». Сравните выводы автора разбора со своими впечатлениями. Используйте приведённую схему разбора для анализа вашего любимого стихотворения М. Ю. Лермонтова.

Следующий этап урока должен показать связь творчества поэта с его биографией, политической и культурной жизнью его эпохи.

Вопросы беседы:

1. Какие черты собственной личности Лермонтов придал своему лирическому герою?

2. Какие обстоятельства биографии Лермонтова повлияли на тематику и эмоциональный строй его поэзии?

3. Какие особенности общественно-политической жизни России 1830-х годов отразились в творчестве Лермонтова?

4. Какие литературные и культурные влияния испытал Лермонтов в годы юности? Как они сказались в его творчестве?

Такая работа поможет не только повторить и закрепить уже известную информацию, но и на новом уровне оценить многообразие и сложность явлений, изучаемых историей литературы. Перечисляя важнейшие из разнородных факторов, сформировавших неповторимую лермонтовскую поэзию (здесь на равных будут упомянуты и раннее душевное развитие, и разлука с отцом, и трагическая гибель Пушкина, и политическая реакция 1830-х годов, и влияние Байрона, и философия любомудров, и т. д.), ученики приходят к пониманию того, что лирический герой Лермонтова есть выражение души автора, но в той же мере он и голос своей эпохи, закономерное проявление новой стадии литературного процесса.

В итоге урока учениками осознаются главные свойства творчества Лермонтова, обеспечившие ему особое место в русской литературе: 1) психологизм, открытие сложности и общезначимости душевной жизни современного человека; 2) соединение на новом уровне опыта реалистической и романтической поэзии.

    Домашнее задание

Устно или письменно ответьте на вопросы: каковы важнейшие особенности поэзии Лермонтова? Почему лермонтовский этап стал новой эпохой в русской литературе?