Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 12. Творческая история романа Отцы и дети. Герой 60-х годов XIX века нигилист Базаров и его прототипы - И. С. Тургенев

Материалы к уроку. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Учебник. Статьи «Роман „Рудин“», «Роман „Дворянское гнездо“». «Роман „Накануне". Разрыв с „Современником"». «Творческая история романа „Отцы и дети"».

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование готовности и способности к самостоятельной творческой и ответственной деятельности.

    Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

    Предметные: формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения.

Задачи урока:

    • раскрыть одну из главных черт художественной индивидуальности Тургенева: чуткость к современным явлениям общественной жизни;

    • познакомить учеников с творческой историей романа «Отцы и дети», выявить место Базарова среди других героев времени в творчестве Тургенева;

    • начать наблюдения над способами создания образа героя.

От разговора о жизни писателя и его мировоззрении мы переходим к знакомству с особенностями его художественного метода. Одну из важнейших черт Тургенева-художника, подмеченную ещё его современниками, можно раскрыть во вступительном слове, которое поможет ученикам глубже осознать и запомнить материал прочитанных ими дома статей учебника. Обзор романов и повестей Тургенева, созданных в 50-е годы XIX века, должен быть подчинён одной мысли: каждый раз Тургенев выводит на сцену типическое лицо десятилетия, пятилетия, последних нескольких лет. В сильном классе можно предложить ученикам самостоятельно сформулировать вывод: какая особенность таланта Тургенева раскрылась им в ходе знакомства с фрагментами учебника, посвящёнными трём романам писателя?

Рудин, Лаврецкий, Инсаров воплощают в своих судьбах движение русского общества. Способность Тургенева запечатлевать в своей прозе типы, едва воплотившиеся, а то и едва народившиеся в самой жизни, особенно отчётливо проявилась в «Отцах и детях». Творческой истории этого произведения будет посвящена основная часть урока.

О жизненной достоверности Базарова однозначно высказывались даже критики противоположных направлений:

«Если мы не знаем полных Базаровых в действительности, то, однако же, все мы встречаем много базаровских черт, всем знакомы люди, то с одной, то с другой стороны напоминающие Базарова» (Н. Н. Страхов. «И. С. Тургенев. „Отцы и дети“»);

«...Всё наше молодое поколение с своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа» (Д. И. Писарев. «Базаров»).

Следовательно, творческая история произведений Тургенева вообще и романа «Отцы и дети» в частности — это прежде всего история поиска главного героя, собирание этих черт, рассыпанных в разнообразии жизни, в цельный художественно-полнокровный образ.

История работы Тургенева над романом и рассказ о прототипах Базарова могут быть предметом самостоятельной работы учеников с материалами учебника. (Конспектирование или выбор и зачитывание тезисов статей, сообщения учеников по результатам домашней индивидуальной работы.) Учителю важно акцентировать внимание ребят на сверхзадаче, видевшейся писателю в процессе создания романа: показать обеим партиям их частичную неправоту и частичную правоту их противников, смягчить конфликт «отцов» и «детей», напомнив им о взаимном родстве.

От знакомства с прототипами можно перейти к образу героя в первых главах романа. Прочитать фрагмент, в котором даётся портрет Базарова, звучат первые его реплики и отзывы о нём. Анализируя портрет героя во 2-й главе, яркие штрихи, рассыпанные в тексте 2 — 5-й глав, можно предложить ученикам оценить приёмы создания образа героя у Тургенева. Десятиклассники увидят, что Тургенев сдержан в описаниях и характеристиках. Чаще он прибегает к подтексту, намёку, он не спешит раскрыть характер героя. (Вообще в первых главах Аркадий занимает количественно больше места, но в нём то и дело мы видим косвенно отражённого Базарова.) К этим намёкам, выразительным деталям должно быть устремлено внимание учеников уже на первом этапе работы над романом.

Завершая разбор, подытожим первые впечатления о герое и сопоставим их со словами Тургенева из письма К. К. Случевскому: «...он честен, правдив и демократ до конца ногтей».

    Домашнее задание

1. Выполните первое задание рубрики учебника «Литературоведческий практикум: анализируем прочитанное произведение».

На основе анализа первых глав романа сформулируйте основные вопросы, вызывающие споры Базарова с Павлом Петровичем. Выпишите реплики персонажей, наиболее точно раскрывающие точку зрения каждого из них. (Можно оформить эти наблюдения в виде сравнительной таблицы.) Что вас привлекает и что отталкивает в позициях героев- антагонистов?

2*. Выполните коллективный проект.

Подготовьте сообщение о политико-экономической ситуации в России накануне реформы 1861 года. Составьте историко-культурный комментарий, примечания к фрагментам споров Базарова с Павлом Петровичем в 9 — 11-й главах.

Для индивидуальной работы

Подготовьте выразительное чтение (инсценирование) фрагмента спора Базарова с Павлом Петровичем в главе 10.