Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 30. Нравы города Калинова. Изображение А. Н. Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху - А. Н. Островский

Материалы к уроку. А. Н. Островский. «Гроза». А. Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...». Учебник. Статья «Состояние мира и расстановка действующих лиц в „Грозе“».

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.

Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

    Предметные: осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; *владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста.

Задачи урока:

    • охарактеризовать образ жизни провинциального купечества и мещанства, изображённый в «Грозе»;

    • раскрыть художественные средства, при помощи которых создаётся образ города Калинова;

    • продолжить изучение способов выражения авторской позиции в драматическом произведении.

Продолжая мысль предыдущего урока, начнём работу с вопроса: какими средствами создаётся общенациональный масштаб изображения в пьесе «Гроза»? (Ученики могут при ответе опираться на статью учебника.) Школьники должны отметить следующие особенности:

    • пейзаж в большинстве сцен открывает широкий вид, создаёт ощущение простора;

    • народные песни органично вливаются в действие пьесы, придавая событиям масштабность;

    • лирическая приподнятость речи уводит от бытового к бытийному смыслу происходящего;

    • некоторые герои пьесы словно бы воплощают в себе черты целых этапов русской истории (Кудряш — эпоху Разина и Болотникова, Кулигин — время русского Просвещения, Кабаниха — эпоху Домостроя и т. д.).

Таким образом, уже в первых сценах Островский создаёт ощущение, что маленький приволжский городок — прообраз всей России. Не случайно и название города воспринимается как подчёркнуто русское, богатое образными фольклорными и мифологическими ассоциациями: тут и песенная калина-малина, обозначавшая всегда места народных гуляний, и сказочный Калинов мост с притаившимися под ним чудищами, и чудная красота белых цветов, и долгая горечь алых ягод калины. «Я понимаю, что всё это наше русское, родное...» — говорит в первом действии приезжий Борис Григорьевич, но признаётся, что не может привыкнуть к Калиновским нравам и обычаям, уж очень ему «дико кажется». «Ещё бы не дико!» — подтверждает коренной кали- новец Кулигин. Родное и дикое — так оценивается жизнь Калинова наиболее образованными героями пьесы. «Тёмным царством» назовёт Калинов и критик-демократ Н. А. Добролюбов.

Но не все с ними согласны. «В обетованной земле живёте!» — утверждает странница Феклуша. Так Островский создаёт полемический подтекст, настраивая читателя на активный диалог, даже спор с той или иной стороной.

Предложим ученикам сопоставить мнения двух «идеологов», дающих оценку нравам и быту Калинова. Можно выписать их высказывания (кратко) в сравнительную таблицу или передать в выразительном чтении. Обратим внимание на различие риторических приёмов в речах Кулигина и Феклуши. Механик-самоучка «рассыпает разговор», не отступая от избранной темы, нанизывая примеры и доводы, подтверждающие исходный тезис (например, «Жестокие нравы в нашем городе»). Рациональность его суждений дополнена эмоциональностью восклицаний, оценочных слов, поэтических цитат. Речь Феклуши — текучая, напевная, порой совсем сказочная, порой приукрашенная узорами церковного красноречия («блаалепие», «добродетелями, как цветами, украшаются»). Характеристику Калинову она даёт в кратких и образных формулах, подтверждая свою мысль противопоставлением, картинами суетной, греховной жизни больших городов.

Речь каждого из идейных противников по-своему красива и убедительна. Но на чьей стороне правда? Как автор помогает нам это понять?

Как изображаются Кулигин и Феклуша? Кто из них вызывает симпатию, а кто — неприязнь? Работа над этими вопросами потребует от учеников внимания к деталям, пристального вчитывания в текст, выявления специфических приёмов характеристики, свойственных драматическому произведению. Это и реплики других персонажей («Какой хороший человек», — говорит Борис о Кулигине), и саморазоблачительные высказывания самих героев («...за убогой-то присматривайте, не стянула б чего». «...Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать — много слыхала... Пойду я, милая девушка, по купечеству поброжу: не будет ли чего на бедность», — говорит Феклуша), и, конечно, поступки, их роль в действии.

Нельзя сомневаться в том, что Островскому симпатичен чудак Кулигин. Он мечтатель, изобретающий вечный двигатель, и ценитель красот природы, любитель поэзии и радетель о пользе общественной. Он не желает уподобляться ругателю Дикому, но готов поспорить с ним ради солнечных часов и громоотвода. Не случайно именно ему достаётся вынести на сцену погибшую Катерину и бросить последнее обвинение обитателям Калинова.

Феклуша нарисована с явной иронией. Насмешка автора заставляет нас так же мало верить её словам о добродетелях калиновцев, как и рассказу о людях с пёсьими головами.

Но главным аргументом в споре о нравах города Калинова, конечно же, являются события пьесы, образы Калиновских обитателей, выведенные Островским. Можно предложить десятиклассникам в той же сравнительной таблице привести факты, подтверждающие слова Кулигина или Феклуши. При этом не обязательно говорить обо всей пьесе, достаточно проанализировать явления 3 и 5 первого действия. Власть Диких и Кабановых и в городе, и в своей семье, их жестокость и самодурство ясно показаны Островским и не оставляют сомнений в правоте слов Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

Дикость и жестокость калиновских нравов изображаются при помощи ярких штрихов, рассыпанных в тексте пьесы: вспомним рассуждения обывателей об упавшей с неба Литве, предупреждение Кудряша, что в случае чего парни сопернику ноги переломают, его готовность «уважить» Дикого или устроить ему «тёмную», зловещие пророчества старой барыни. Но глубже всего жестокость и дикость родного уклада раскрываются в трагической судьбе Катерины Кабановой.

    Домашнее задание

1. Подготовьте сообщение (устное сочинение) на тему «Жестокие нравы города Калинова».

2. Прочитайте в учебнике статьи о главной героине пьесы. Выпишите тезисы, содержащие оценку характера Катерины.

3. Выберите в тексте пьесы цитаты, характеризующие семейную жизнь Кабановых.

4. Подготовьте выразительное чтение наизусть фрагмента монолога Катерины (действие 1, явление 7) или монолога Кабанихи (действие 2, явление 6).

Для индивидуальной работы

1*. Прочитайте полный текст стихотворения А. Ф. Мерзлякова «Среди долины ровныя...». Как перекликается оно с сюжетом «Грозы»? Почему Островский ввёл в пьесу эту песню?

2*. Познакомьтесь с одной из сценических или кинематографических версий «Грозы», дайте анализ трактовки в ней образа Катерины.