Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 29. Творческая история драмы Гроза - А. Н. Островский

Материалы к уроку. А. Н. Островский. «Гроза». Учебник. Статьи «Начало творческого пути», «Творческая история „Грозы"».

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства и привлечения других видов искусства на уроках литературы, воспитания хорошего вкуса.

    Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

    Предметные: формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя (А. Н. Островского) в процессе анализа художественного произведения; владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики.

Задачи урока:

    • познакомить учеников с историей создания пьесы, показать связь её проблематики с противоречиями русской жизни 50-х годов XIX века;

    • раскрыть место «Грозы» в художественном мире Островского;

    • продолжить освоение понятий замысел, драма, конфликт.

Первая комедия Островского, получившая признание, очень тесно связана с гоголевской традицией. В «Банкроте» драматург, следуя призыву Гоголя, вытащил на сцену «наших плутов, наших чудаков», чтобы казнить их смехом. Здесь, как и в «Ревизоре», нет ни одного положительного лица. Все герои в большей или меньшей степени мошенники. Но, вглядываясь в народную жизнь, Островский стремится найти в ней и светлые стороны. В статье учебника «Начало творческого пути» приводятся слова драматурга, содержащие его творческое кредо:

«Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует... Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее...»

Можно коротко познакомить учеников с фабулами комедий «Бедность не порок» или «Не в свои сани не садись» и т. д. (Возможно, это будут выступления учеников, прочитавших пьесы из списка внеклассного чтения.) Пусть школьники задумаются над следующей особенностью; пьесы этого периода часто названы пословицами, причём если в «Банкроте» смысл пословицы иронически опрокидывался (свои люди в расчётах были непримиримее посторонних), то в пьесах начала 1850-х годов заглавная пословица действительно отражает идею пьесы. А сюжет становится иллюстрацией пословицы. Почему Островский выбирает такую манеру? О каких свойствах мироощущения писателя это говорит? Даже не зная содержания пьес, ученики могут догадаться, что в пьесах-пословицах Островский выразил доверие к мудрости народа, веру в здоровые начала народной жизни.

Это не мешает драматургу изображать сложные, подчас трагические житейские ситуации, конфликты в семьях, пороки и слабости людей из народа. Но в драматических обстоятельствах ярче высвечиваются сила и чистота лучших представителей народа. Очень часто — и в ранних произведениях, и позднее — Островский свой идеал воплощает в образе русской девушки, самоотверженной и цельной. Название одной из пьес: «Горячее сердце» — может служить характеристикой целой галереи его героинь: Любови Гордеевны («Бедность не порок»), Анны («На бойком месте»), Насти («Горячее сердце»), Аксюты («Лес») и многих других. Судьба таких героинь всегда трудна. Им приходится преодолевать испытания, даже искушения, многое претерпевать и надолго смиряться, но в борьбе с ложью, корыстью и бездушием они бескомпромиссны.

Тема горячего сердца звучит и в «Грозе». Важно, чтобы ученики понимали, что Катерина, с её нравственным максимализмом, страстностью, горячим сердцем, не уникальное явление в мире Островского, драматург считает, что такие натуры — не исключение, их много в народе.

В конце 1850-х годов в России обострились все застарелые конфликты, все неразрешённые противоречия. Тяжёлые последствия Крымской войны, смена царствования, ожидание реформ и т. д. рождали чувство неустроенности, катастрофичности жизни. В эти годы Островский создаёт «Грозу».

Работа над творческой историей пьесы может строиться по материалам учебника. Ученики должны знать:

♦ как поездка по Волге в составе экспедиции Морского министерства повлияла на возникновение замысла народной драмы;

♦ как дело Клыковых перекликается с сюжетом «Грозы»;

♦ какие противоречия русской действительности отразились и в деле Клыковых, и в «Грозе».

Конфликт между старым суровым семейным укладом купеческой жизни и стремлениями молодого поколения к свободе чувств, быта, общения — так можно сформулировать проблему пьесы. Реально он выражается в противостоянии молодой женщины, ощутившей потребность в любви, счастье, личной свободе, косной, патриархальной среде, худшие стороны которой воплотились в жестокой и властной свекрови.

Первое приближение к сюжету и проблематике «Грозы» можно завершить вопросом: в какие исторические эпохи могут возникать подобные конфликты?

Ответить однозначно нельзя. Житейская ситуация, изображённая в пьесе, может возникнуть в любые времена, не случайно она так часто обыгрывается в народных песнях. С другой стороны, если в частном случае видеть нечто большее, отражение глубинных жизненных процессов, то нужно признать, что почвой для такого конфликта должна выступать кризисная эпоха, время смены ценностей, взглядов, идеалов.

В драме Островского конфликт развивается в двух этих планах — и как история Катерины Кабановой, во всей своей психологической конкретности, и как история России на сломе исторических эпох. Способность Островского возводить житейскую ситуацию до уровня социального обобщения, видеть в судьбе конкретного человека общенациональный символ выразится во всех лучших его произведениях. Именно это сделает пьесы Островского основой русской драматургии.

    Домашнее задание

1. Прочитайте статью в учебнике «Конфликт и расстановка действующих сил в „Грозе“», выпишите её основные положения.

2. Подготовьте выразительное чтение монологов Кулигина (действие 1, явление 3; действие 3, сцена 1, явление 3).

3. Подготовьте выразительное чтение монологов Феклуши, дайте характеристику этого персонажа.

    Для индивидуальной работы

1. Найдите в «Грозе» монологи Кулигина и выпишите главную мысль каждого из них (в свободной форме или в виде цитаты).

2. Подготовьте пересказ-извлечение на тему «Рассказы странницы Феклуши».