Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 28. Личность и творчество А. Н. Островского - А. Н. Островский
6 часов
Урок 28. Личность и творчество А. Н. Островского
Материалы к уроку. Учебник. Статьи «Художественный мир драматурга», «Детские и юношеские годы», «Начало творческого пути». *Комедия «Свои люди — сочтёмся».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность.
Предметные: формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения.
Задачи урока:
• раскрыть жизненные, биографические истоки творчества Островского;
• познакомить учеников с культурно-историческим контекстом, в котором возникает драматургия Островского;
• раскрыть взаимосвязь творчества Островского с творениями его предшественников.
Ещё раз подчеркнём, что изучение биографии писателя не является самоцелью: это лишь один из способов подготовить учеников к восприятию художественных произведений. Поэтому учитель может расширить имеющиеся в учебнике фактографические материалы, дополнить сведения о жизненном пути Островского, а может, опираясь на статьи учебника, сосредоточиться на тех жизненных обстоятельствах, которые наиболее тесно связаны с творчеством драматурга, которые позволяют отчасти понять истоки его таланта и мастерства. Задача учителя — помочь ученикам осознать эту связь. Для этого выполним задания и ответим на вопросы, например,
♦ Какую роль сыграла в становлении личности писателя Волга?
♦ Почему купеческая среда вызывала пристальный интерес Островского?
♦ Чем помогла будущему драматургу служба в Московском совестном, а затем в Московском коммерческом суде?
♦ Какой творческий материал вынес Островский из своего замоскворецкого детства, путешествий по Волге в 1848 и 1856 годах, из пребывания в Щелыкове?
Помогут и вопросы для самопроверки к статьям учебника «Художественный мир драматурга», «Детские и юношеские годы», «Начало творческого пути».
Не менее важно на уроке подготовить ребят к осознанию роли А. Н. Островского как создателя русского национального театра. Для этого необходимо познакомить учеников с обстоятельствами, в которых возникает драматургия Островского, показать, каким был в то время русский театр и какие задачи стояли перед ним.
Какое место занимал театр в жизни людей в XIX веке? (Ученики могут поразмышлять об этом, опираясь на прочитанные литературные произведения, но уточнить и обобщить их представления поможет сообщение учителя.) Театр был не только развлечением, как и в наше время, не только способом приобщения к духовным ценностям, как во все времена. В эпоху Островского театр был важнейшей формой общественной жизни. Посещение театра, почти ежедневное, входило в житейский распорядок всякого более или менее образованного человека. Театр был местом общения. Причём особенностью театра была его общедоступность и демократичность. Аристократические ложи и разночинная галёрка на равных участвовали в театральном действе. Фактически театр был сгустком национальной жизни. Тем местом, где нация (её большая часть) осознавала себя как единство и познавала себя.
Естественно, что возможность быть рупором современных идей, источником нравственных понятий была у тогдашнего театра огромной. Не случайно столичные театры всегда находились под внимательным контролем государства. В связи с этим особенно важно понять, какие нравственные понятия внушал тогда театр своим зрителям, какие идеи провозглашал. Отвечал ли театральный репертуар первой половины XIX века этим высоким задачам? К сожалению, далеко не отвечал. Большую часть репертуара составляли переводные пьесы (в основном французские), неглубокие по содержанию и очень далёкие от реальной русской действительности. Из отечественных драматургов Владислав Озеров, Нестор Кукольник, Михаил Погодин создавали пьесы на сюжеты русской истории, но, как доказало время, эти произведения при некоторых достоинствах недотягивались до того художественного уровня, который соответствует понятию «классика».
В поэзии и прозе русская литература уже дала к тому времени богатейший запас читателю. И в драме едва ли не каждый из великих писателей первой половины XIX века оставил свой след. Русский театр уже имел «Бригадира» и «Недоросля», «Горе от ума», «Маскарад», «Бориса Годунова» и «Маленькие трагедии», «Женитьбу» и «Ревизора». Но для того чтобы составить театральный репертуар, этого было недостаточно. Недаром Н. В. Гоголь ещё в 1836 году выступил в «Современнике» с
острой проблемной статьёй о современном театре. Он осудил два популярнейших жанра, заполонивших театральные подмостки: мелодраму, которая «лжёт самым бессовестным образом», и водевиль — «лёгкую, бесцветную игрушку». Гоголь призывал вернуть театру значение «кафедры», с которой «читается разом целой толпе живой урок». Но не нравоучения требует писатель от современной драмы.
«...Одно только верное изображение характеров не в общих вытверженных чертах, но в их национально вылившейся форме, поражающей нас живостью, так что мы говорим: „Да это, кажется, знакомый человек", — только такое изображение приносит пользу». «...Ради Бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков!..» (Петербургские записки. 1836 год.)
Выполнить эти задачи, стоявшие перед русским театром, продолжить путь великих предшественников предстояло Островскому. Уже одна из первых пьес молодого драматурга принесла ему широкую известность. Слова В. Ф. Одоевского, поставившего пьесу «Банкрот» («Свои люди — сочтёмся») в один ряд с пьесами «Недоросль», «Горе от ума» и «Ревизор», показывают, что современники сразу оценили не только высокое качество комедии Островского, но и верность молодого драматурга художественным принципам Фонвизина, Грибоедова и Гоголя.
Можно предложить ученикам выявить черты, объединяющие первые три пьесы, несмотря на различие стилей. Это:
• современность проблематики,
• связь с самыми жгучими вопросами своей эпохи,
• это правдивое, остро сатирическое изображение худших сторон русской жизни,
• это яркость характеров и богатство живого разговорного языка;
• наконец, это скрытая под смехом горечь, драматизм, который и заставил В. Ф. Одоевского назвать все пьесы русскими трагедиями.
Все эти качества свойственны и пьесе А. Н. Островского «Банкрот». А новым для русской литературы было обращение к купеческой среде, не исследованной ещё писателями. (Учитель в своём рассказе о пьесе подчеркнёт названные особенности: современность проблемы перераспределения капиталов, переход собственности из рук патриархального купечества к новым ещё более хищным и беспринципным торговцам; яркость сатирического изображения полуобразованной Липочки и беспринципного Подхалюзина; выразительность и точность речевых характеристик. Подробнее познакомиться с проблематикой и поэтикой пьесы ученики могут по статье учебника «Начало творческого пути».)
Понять особенности творчества драматурга можно, только имея представление о нескольких его произведениях, поэтому учитель может познакомить ребят с любой пьесой в киноверсии или театральной постановке, или в собственном изложении. Лишь бы школьники осознали близость творческих целей Островского к тому направлению, которое было задано русской драме Фонвизиным, Грибоедовым, Пушкиным и Гоголем.
Итак, глубокая связь с народным мышлением, прекрасное знание русской жизни, как столичной, так и провинциальной, усвоение традиций великих предшественников в области русской драматургии — всё это позволило А. Н. Островскому стать не только «Колумбом Замоскворечья», бытописателем и речевиком, но и создателем национального театра: его репертуара, традиций, художественных принципов.
Домашнее задание
1. Расскажите о жизненном пути А. Н. Островского. Перечислите наиболее значительные произведения, созданные на разных этапах творчества.
2. Подготовьте сообщение о творческой истории драмы «Гроза». Опираясь на статью учебника «Творческая история „Грозы“», сопоставьте обстоятельства «Дела Клыковых» и сюжет драмы «Гроза».
3*. Расскажите о самостоятельно прочитанной пьесе Островского по плану: сюжет; общественный и нравственный конфликт в пьесе; идейно-художественный смысл произведения.
4*. Подготовьте выразительное чтение одного монолога из прочитанной пьесы Островского. Расскажите о средствах речевой характеристики, использованных в нём.