Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 20. Своеобразие жанра романа Что делать. Основные элементы его художественного мира - Н. Г. Чернышевский

Материалы к уроку. Учебник. Раздел «Н. Г. Чернышевский». Роман «Что делать?». Фрагменты.

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века, участие в дискуссиях по нравственной и философской проблематике литературных произведений.

    Метапредметные: умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей.

    Предметные: владение начальными навыками литературоведческого исследования историко-литературного и теоретико-литературного характера.

Задачи урока:

    • определить художественное своеобразие романа «Что делать?» как социально-философского романа-утопии;

    • показать значение деятельности Чернышевского для идейного движения 60-х годов XIX века.

Предметом анализа на уроке является художественное своеобразие романа «Что делать?». Поэтому начать урок можно с беседы о прочитанных главах или фрагментах романа и ответа на вопрос: чем не похоже это произведение на романы, изученные ранее?

В процессе обсуждения естественно прийти к заключению о том, что эта книга особенная и её своеобразие определяется жанром, диктующим автору иные цели. Поэтому стремление к художественности является второстепенным, главное же — воздействие на разум читателя, внушение ему определённых социально-философских идей и убеждений.

Далее рассмотрим, каковы эти идеи и какие средства применены писателем.

Прежде всею можно обсудить судьбу главной героини и нестандартное использование Чернышевским в романе любовной коллизии.

В процессе обсуждения читается (фрагментарно) и анализируется третий сон Веры Павловны.

Не допуская того, чтобы разговор свёлся к обсуждению вопроса, правильно или неправильно герои разрешили ситуацию любовного треугольника, необходимо раскрыть замысел автора: Чернышевский стремится дать образец новой морали, обосновывая действия героев теорией «разумного эгоизма» — жизненной программой «новых людей».

Следующий этап — анализ образной системы романа, характеристика персонажей с точки зрения их принадлежности к «старым», «новым», «особенным людям». Монологические ответы учащихся:

    • «Старые люди» и их неразумный эгоизм.

    • «Новые люди» и их «разумный эгоизм».

    • «Особенный человек» и его мораль.

На следующем этапе урока проследим, как выстроенная Чернышевским иерархия дополняется внесюжетными элементами романа, сближающими его с жанром утопии. По вариантам пересказываются второй, третий и четвёртый сны Веры Павловны. Аллегорическое значение сна комментируется учеником (для второго сна) или учителем (для третьего и четвёртого снов).

Важно, чтобы ученики осознали взаимосвязь этих эпизодов, единую логику, заложенную в них: представление автора о неизбежной эволюции человечества, о переходе из царства инстинктов, тяжёлого труда, низменных интересов и эгоистических страстей в царство свободы, творческой деятельности, чистых и равных отношений, без угнетения человеком другого человека.

Необходимо, чтобы, с одной стороны, ученики почувствовали антиэстетизм романа, упрощённый подход автора к «вечным проблемам». Но с другой стороны, важно, чтобы пафос, вдохновлявший молодых современников Чернышевского, тоже стал им понятен. Поэтому ярким, эмоциональным аккордом урока может стать выразительное чтение монолога «Будущее светло и прекрасно...».

Итогом урока может стать письменная работа на тему «Что мне кажется верным и что ошибочным в представлениях Н. Г. Чернышевского о будущем и о пути к нему».

Для учеников, освоивших роман более объёмно, в учебнике предлагаются темы сочинений и рефератов.

Язык литературы

По учебнику русского языка повторите определение дискуссии и правила её ведения (с. 306). Подготовьтесь в группах и проведите дискуссию на тему «Нужно ли современному школьнику изучать роман Н. Г. Чернышевского „Что делать?“».

Сформулируйте возможные темы для дискуссий в кругу ваших сверстников на основе прочитанных литературных произведений и жизненных впечатлений.