Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 19. История создания романа Что делать. Сюжет романа как развёрнутый ответ на вопрос заглавия - Н. Г. Чернышевский

2 часа

Урок 19. История создания романа «Что делать?». Сюжет романа как развёрнутый ответ на вопрос заглавия

Материалы к уроку. Учебник. Статьи «Гражданская казнь», «Детские годы», «Саратовская духовная семинария», «Петербургский университет», «Саратовская гимназия», «Подступы к новой эстетике», «Творческая история романа „Что делать?“», «Каторга и ссылка».

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века, участие в дискуссиях по нравственной и философской проблематике литературных произведений.

    Метапредметные: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

    Предметные: формирование представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле (Н. Г. Чернышевского).

    Задачи урока:

    • раскрыть место творчества Н. Г. Чернышевского в литературном процессе второй половины XIX века;

    • познакомить учеников с сюжетом и героями романа «Что делать?».

Уроки по творчеству Н. Г. Чернышевского носят обзорный, ознакомительный характер, поэтому существенная часть работы на них может быть спланирована на основе выполнения учащимися индивидуальных исследовательских и творческих заданий.

Примерный план урока

Чтение статьи учебника «Гражданская казнь». Комментарий учителя о значении этого вида наказания.

Биография Чернышевского. Выступление ученика (группы учеников), подготовившего сообщение по материалам учебника и дополнительной литературе.

Слово учителя о диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» с цитатами, раскрывающими особенности новой эстетики писателя.

Закрепление материала — беседа по вопросам для самопроверки. Сообщение о творческой истории романа «Что делать?» и об оценках этого произведения современниками.

    Домашнее задание

1. Прочитайте фрагменты романа: «Сны Веры Павловны» (глава 2, часть XII; глава 3, часть III; глава 3, часть XIX; глава 4, часть XVI), «Особенный человек» (глава 3, часть XXIX), «Похвальное слово Марье Алексеевне» (глава 2, часть XXIV).

2. Подготовьте анализ эпизода по вариантам («Четыре сна Веры Павловны»).

Выполнить задания учебника «Для индивидуальной работы». *Подготовьте выборочный пересказ на тему «История Веры Павловны». Покажите на конкретных примерах, что главная героиня принадлежит к разряду «новых людей».

* Перечитайте раздел VIII главы 2 романа и дайте ответ на вопрос: чем эгоизм Марьи Алексеевы отличается от «разумного эгоизма» «новых людей»?

* Вдумайтесь в монолог Лопухова (раздел I главы 4) и попытайтесь критически оценить сильные и слабые стороны Чернышевского в изображении внутреннего мира героя.

Можно ли объяснить вниманием Чернышевского к вопросам женской эмансипации тот факт, что главной героиней романа является женщина? Предложите своё объяснение.

    * Объясните, почему в основе романа лежат жизненные истории «новых людей», а не «особенного человека» Рахметова.

Для чего автор использует любовную фабулу в романе? Как вы оцениваете предложенное Чернышевским разрешение ситуации любовного треугольника?

* Используя главку «Особенный человек» в учебнике и текст романа (раздел XXIX главы 3), подготовьте характеристику Рахметова, обратив внимание на то, что сближает его с «новыми людьми» и в чём состоит его «особенность», исключительность.

Познакомьтесь с утопическими картинами «светлого будущего» человечества в четвёртом сне Веры Павловны и попытайтесь дать им собственную критическую оценку.

* Попробуйте объяснить, что в героях Чернышевского вызвало отвращение эстетически чуткого Тургенева.

(Задания со звёздочкой (*) предлагаются сильным ученикам, прочитавшим роман целиком.)