Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 18. Базаров как трагическое лицо. Причины мировоззренческого кризиса и закономерность фатального исхода внутренней борьбы героя. Финал романа - И. С. Тургенев
Материалы к уроку. И. С. Тургенев. «Отцы и дети» (главы 22 — 28). Учебник. Статьи «Внутренний конфликт в душе Базарова», «Мировоззренческий кризис Базарова», «Второй круг жизненных испытаний. Болезнь и смерть Базарова», «„Отцы и дети“ в русской критике».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем.
Предметные: формирование умений написания текстов по различным темам на русском языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся, формирование навыков различных видов анализа литературных произведений.
Задачи урока:
• обобщить знания о трагическом характере конфликта в романе;
• раскрыть смысл финала, подготовиться к сочинению по роману.
Завершить наблюдения над эволюцией героя поможет анализ ключевых эпизодов последних глав и беседа по проблемным вопросам. Обратимся к сцене разговора Базарова с Аркадием в 21-й главе.
♦ Почему именно Базаров несколько раз подряд начинает разговор? О чём свидетельствует такая несвойственная ему говорливость? (Потребность высказаться — следствие серьёзной внутренней тревоги, беспокойства.)
♦ Проанализируем реплики друзей: кто провоцирует ссору, почему искренний разговор едва не закончился дракой? (Базаров постоянно дразнит и почти оскорбляет Аркадия. Он ищет выхода своей злобе и раздражению, втайне стремясь убежать от самого себя.)
♦ Какие утверждения Базарова кажутся неожиданными, несогласными с образом демократа, революционера? (Слова о ненависти к мужику, о бессмысленности «общих мест», об ощущениях.)
♦ Согласуются ли эти слова с философией нигилизма?
Именно в этой сцене Базаров как нигилист высказывается до конца. Его ум и честность заставляют его сделать окончательные выводы из своего мировоззрения: «...я придерживаюсь отрицательного направления — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста!.. Решился всё косить — валяй и себя по ногам!..» Сравним это с прежним мнением Базарова: «В теперешнее время полезнее всего — отрицание». Настоящий нигилизм не может признавать «пользу», «благо народа», — это всё принципы. Утверждать вред отрицания, как Павел Петрович, — это общее место, но утверждать полезность отрицания, как признаёт теперь Базаров, — противоположное общее место. Все убеждения с точки зрения нигилизма равно бессмысленны. Есть только ощущения, как у животных. И наконец, главное откровение Базарова: отрицая «всё», последовательный нигилист и себя самого отрицает. Нигилизм ведёт к самоуничтожению. Со всей ясностью своего научного мышления Базаров осознаёт разрушительный характер своей философии. Жажда разрушения заложена в его теории, она подкрепляется ощущением злобы, ненависти ко всему вокруг, вот почему Базаров в шутливой ссоре вдруг становится страшен. Что же дальше? Как убеждается герой, с таким мировоззрением жить нельзя, можно убить или умереть. Чтобы жить, надо перестать быть нигилистом.
Людям свойственно меняться и менять свои взгляды на жизнь. Почему же это оказалось невозможно для Базарова?
Размышляя о том, мог ли Базаров отказаться от нигилизма, ученики должны обобщить все свои наблюдения над характером главного героя. Результатом должен стать вывод о том, что смена убеждений противоречит всей натуре Базарова, всему складу его личности. Цельность и бескомпромиссность не позволят ему сдавать свои позиции по частям, признание собственной неправоты разрушит самоуверенность и самолюбие, а именно в них источник его силы, наконец, вся жизнь его, подчинённая теории, лишится цели, смысла, ориентиров. Этот исход так же разрушителен. Перестать быть Базаровым или перестать быть вообще — выбор, который стоит перед героем. Так мы осознаём трагический характер конфликта, разворачивающегося в душе героя.
Сцена разговора по своей сути является прологом к финалу романа, она предрекает обречённость героя, поскольку гибель — единственный выход из трагического конфликта. Однако скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Жизнь замедляет развязку, которая в теории уже наступила. Между разговором приятелей и реальной смертью Базарова проходит ещё несколько недель и множество событий.
Предложим ребятам рассмотреть эти события под общим углом зрения: как они приближают трагический финал? (Сжатый пересказ будет сопровождаться беседой или аналитическим комментарием.)
1. Второй визит в Марьино.
С одной стороны, реальные человеческие отношения берут верх над теоретической враждой. Дружелюбие Николая Петровича и сдержанность Павла Петровича мешают Базарову упорствовать в своей враждебности «отцам». С другой стороны, это затишье разрешается взрывом. Базаров не проповедует «отцам» нигилизм, но с Фенечкой он ведёт себя как нигилист. И это приводит к дуэли, а в итоге к разрыву всех связей с Кирсановыми. (Можно подробнее остановиться на сцене дуэли, чтобы помочь ребятам осознать роль этого эпизода. Внешне Базаров здесь снова побеждает, оказывается менее смешным и жалким, чем его противник. Но по сути дела, это ещё одна ступень к катастрофе Базарова. Во-первых, демократ оказывается вынужден играть по правилам «феодалов». Сколько бы ни потешался Базаров над дуэльным кодексом, ему приходится защищать свою честь по всем его правилам. А во-вторых, зададимся вопросом: что помешало нигилисту «задушить, как котёнка» своего врага, что заставило его оказывать помощь «проклятому барчуку» и по-рыцарски скрывать причину дуэли? Мы видим, что человечность в Базарове берёт верх над всякими теориями. Но чем гуманнее он поступает, тем в большей мере недоволен собой и казнит себя.) Перенося повествование в имение Одинцовой, Тургенев показывает, как изменяется, отдаляется от своего наставника Аркадий.
2. Второй или, вернее, третий приезд в Никольское.
Новая встреча с Анной Сергеевной только добавляет горечи. Базаров вновь убеждается в силе и безответности своего чувства. Утверждая, что любовь — чувство напускное, отказываясь принять «милостыню» дружбы или сочувствия, боясь «рассыропиться», он не оставляет никакой отдушины своим чувствам, безжалостно давит душевные стремления, готовя тем самым их взрыв.
3. Пребывание в доме родителей.
Мы видим, как душевная борьба надломила героя. Нравственное утомление проявляется в череде внешних компромиссов и во внутренней опустошённости, апатии. Базаров теряет веру в своё предназначение, а вместе с ней силу и желание жить. Случайная причина его смерти выглядит символичной, а гибель героя — закономерной.
Окончательно раскрыть закономерность трагического финала помогут ещё несколько вопросов. До сих пор мы говорили в основном о чувствах и убеждениях героя, о его отношении к людям и самому себе. Но главное в жизни таких людей, как Базаров, не эмоции, а сфера воли, деятельности.
♦ К какой деятельности готовился Базаров? Чем он реально вынужден заниматься? Почему?
Базаров «ковал себя» для великого дела, для борьбы, для революции. На деле он режет лягушек, немного лечит, но больше всего говорит. Он готовился быть лидером в грандиозных свершениях, а к «дрязгам» обыденной жизни оказался совершенно не готов. Ожидание «подходящего случая» затягивается. Но при этом философия Базарова не позволяет ему мириться с этим ожиданием. «А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня» — так он рассуждает, и, значит, нет у него права ссылаться на то, что эпоха для него оказалась неподходящей.
Тургенев в том же письме Случевскому объясняет обречённость Базарова тем, что он стоит всё-таки ещё в преддверии будущего. Сам герой, как мы увидим, ещё суровее оценивает себя: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен...» (Базаров не говорит: не нужен сейчас или пока. Он во всём идёт до конца. Не нужен сейчас, значит, и вообще не нужен.)
По замыслу Тургенева, смерть должна была наложить последнюю черту на трагическую фигуру Базарова. Предшествующий анализ дал нам возможность ещё раз оценить душевную силу героя; накопленная для того, чтобы ломать других, она вся была потрачена в итоге на борьбу с самим собой, на то, чтобы «умереть прилично». Заметим, кстати, что сам Базаров считает такое применение ничтожным: «... безобразное зрелище: червяк полу-раздавленный, а ещё топорщится».
При подготовке выразительного чтения последних сцен романа подскажем ученикам, на чём сделать акцент. Важнее всего передать мужество Базарова, до последней минуты ведущего борьбу с собой, болезнью, слабостью, трезво глядящего в лицо смерти. Нужно также найти особые средства выразительности, чтобы раскрыть, как в последнем свидании с Одинцовой все подавленные душевные порывы вспыхивают в речи героя с особенной силой: любовь к женщине, нежность к родителям, любовь к Родине, поэтическое восприятие мира.
Завершить урок можно обсуждением проблемного вопроса:
♦ согласны ли вы с мнением Д. И. Писарева: «Умереть так, как умер Базаров, — всё равно что сделать великий подвиг»?
Домашнее задание
1. Прочитайте остальные статьи в разделе учебника «И. С. Тургенев». Ответьте на вопросы для самопроверки.
2. Напишите сочинение или реферат по роману «Отцы и дети».
Темы сочинений
1. Замысел писателя и его воплощение в романе «Отцы и дети».
2. Нужны ли России Базаровы?
3. Женские образы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
4. Современное прочтение романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Темы рефератов
1. Пушкин и пушкинские мотивы в романе Тургенева «Отцы и дети».
2. Тема «отцов» и «детей» в романе Тургенева и в современной русской литературе (на примере одного произведения по выбору).
См. также темы сочинений и рефератов в учебнике.
Язык литературы
По учебнику русского языка повторите, что такое «выписки», «тезисы», «составление плана», «конспект» как способы переработки текста.
Выберите один из приёмов и, применив его, запишите в рабочей тетради сокращённый вариант статьи Н. Н. Страхова «„Отцы и дети“. Роман И. С. Тургенева».
Объясните, каков смысл фразеологизма «яблоко раздора», использованного в следующем фрагменте статьи Н. Н. Страхова «„Отцы и дети“. Роман И. С. Тургенева». Раскройте этимологию этого фразеологизма.
«Если роман Тургенева повергает читателей в недоумение, то это происходит по очень простой причине: он приводит к сознанию то, что ещё не было замечено. Главный герой романа есть Базаров; он и составляет теперь яблоко раздора. Базаров есть лицо новое, которого резкие черты мы увидели в первый раз; понятно, что мы задумываемся над ним».
Покажите, как раскрывается на протяжении статьи тезис, сформулированный в данном абзаце.
См. также упражнения 506 — 511 и 513 в учебнике русского языка (с. 347 — 349).