Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 26. Финал романа. Авторская оценка жизненного пути героя. Историко-философский смысл произведения - И. А. Гончаров

Материалы к уроку. И. А. Гончаров. «Обломов» (часть 4). Учебник. Статьи «Добролюбов о романе», «Дружинин о романе», «Историко- философский смысл романа». *Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?». *А. В. Дружинин. «„Обломов“. Роман И. А. Гончарова».

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, благодаря освоению результатов современного литературоведения и обращению к лучшим образцам литературной критики.

    Метапредметные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

    Предметные: *формирование представлений о принципах основных направлений литературной критики; *умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусства (кино).

    Задачи урока:

    • обобщить знания о художественном своеобразии романа «Обломов»;

    • раскрыть глубину и актуальность философской проблематики романа;

    • повторить особенности реализма как художественного метода на примере романа Гончарова.

На протяжении нескольких уроков мы наблюдали, как писатель- реалист исследует одно из ярких явлений русской действительности — обломовщину. Гончаров раскрыл её исторические и социальные корни (крепостничество, система барства и рабства), её психологические проявления (лень, апатия, неприспособленность к жизни), её исторические перспективы (неизбежность гибели старой Обломовки, буржуазное обновление России) и т. д. Критик-демократ Н. А. Добролюбов так и считал, что в романе И. А. Гончарова главное не Обломов, а обломовщина, а герой служит только её наглядным примером. Но почему тогда Гончаров не назвал роман «Обломовщина»? (Третий свой роман писатель также планировал назвать именем героя: «Райский», но заменил это заглавие на «Обрыв». Значит, это для Гончарова принципиально важный момент.)

Предложим ученикам определить, что, с их точки зрения, важнее, значительнее в романе: явление обломовщины или судьба конкретного человека, Ильи Ильича Обломова?

Обратимся к последним главам романа. Сжатый пересказ ученика или рассказ учителя о последних годах жизни героя можно предварить вопросом, активизирующим внимание ребят:

♦ Почему Штольц, последний раз посетивший Обломова в доме Пшеницыной, на вопрос Ольги, что там делается, отвечает: «Обломовщина!»?

Действительно, образ жизни Ильи Ильича теперь максимально приблизился к быту обломовцев. Но счастлив ли Илья Ильич? Высказывая своё мнение, ученики должны подкрепить его цитатами из текста.

Если понимать обломовщину исторически конкретно, как социально-психологическое явление, возникшее в эпоху отмирания крепостного строя, то нужно увидеть в Илье Ильиче угасающий «обломок» этой уходящей жизни и вместе со Штольцем приветствовать зарю новой действительности, восклицая: «Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век!» Тогда и роман Гончарова интересен нам лишь как музейный экспонат, свидетельство далёкого прошлого.

Но где же тогда носители будущего? Ольга и Андрей тоже устроили свой быт, построили свой мир. Чувствуют ли они себя вполне счастливыми?

Обратимся к учебнику. Как в нём оценивается разумное и благополучное существование Штольцев (статья «Обломов и Ольга Ильинская»)? Итак, по мнению автора учебника, это худший вариант обломовщины. Согласны ли вы с этим суждением?

Если принять эту точку зрения, придётся признать, что труд как таковой, активность, подвижность сами по себе ещё не спасают от обломовщины. «Что же тогда не обломовщина?» — вновь возникает перед нами тревожный вопрос Ильи Ильича. Обломов признаёт, что не нашёл ответа, но известен ли этот ответ Штольцу? Ответил ли на него автор романа?

Уже в первые годы после выхода романа в критике появилась тенденция толковать обломовщину очень широко. Прочитаем фрагмент статьи Добролюбова, где описаны разновидности обломовщины. Критик находит её проявления фактически повсюду, в любой деятельности, не направленной на активное социальное преобразование. Для Н. А. Добролюбова единственный способ преодоления обломовщины — коренное революционное обновление всего уклада русской жизни. А. В. Дружинин, как можно убедиться, тоже трактует понятие обломовщины весьма масштабно, хоть и оценивает её иначе. Для него обломовщина — это младенчество нации, преодолеваемое естественным путём в процессе роста. С тех пор Россия стала старше на полтораста лет и пережила не одну революцию. Жива ли ныне обломовщина? Встречаетесь ли вы с её проявлениями? Что же такое обломовщина?

Обратимся к статье учебника «Историко-философский смысл романа». Поможем ученикам понять: хотя само слово не упоминается, но, по сути дела, обломовщина здесь трактуется как особая мировоззренческая позиция, как философия, противопоставляющая западному идеалу прогресса иные ценности. Размышления такого рода помогут десятиклассникам осознать современность произведения, связь его с важнейшей проблемой, которую общество пытается решить и сегодня: что представляет из себя русский человек? На что он способен? Что ему соприродно, а что органически чуждо в идеях и достижениях Запада?

Мы убедились в том, что идейная проблематика романа Гончарова чрезвычайно глубока и сложна, а объективность автора так устойчива, что допускает самые разные, даже противоположные истолкования его замысла. Но даже тех, кто не вдумывается в эти проблемы, вряд ли может оставить равнодушными смешная и трогательная фигура Ильи Ильича Обломова.

    ♦ Какой след оставил Обломов в жизни людей?

Этим вопросом можно завершить размышления о романе. Пусть десятиклассники ещё раз перечитают или воспроизведут по памяти те строки, где говорится о светлых чувствах, которые рождаются при имени Обломова в душах Ольги и Штольца, о безграничной преданности покойному Захара, о том, как наполнилась смыслом благодаря Обломову жизнь Агафьи Матвеевны.

(Оценке личности героя может способствовать анализ роли второстепенных персонажей романа. Так, бесцветный Алексеев не только является одним из воплощений унылой обломовщины, но и подчёркивает незаурядность, богатство душевной жизни Ильи Ильича. Образ Тарантьева помогает нам увидеть, с одной стороны, житейскую неприспособленность Обломова, а с другой — его непримиримость к явному злу, способность противостоять ему. Пощёчина Тарантьеву — доказательство, что есть вещи, ради которых Обломов может встать с дивана и явиться грозной силой на защиту своей душевной святыни.)

Одним из ярких эпизодов урока может стать просмотр фрагментов фильма Н. С. Михалкова «Несколько дней из жизни Ильи Ильича Обломова» и выполнение заданий рубрики «Выполняем коллективный проект».

Ученикам полезно будет сопоставить кинематографическую версию с собственными впечатлениями, подумать о том, какие черты героев романа ярче всего воплотили в своём актёрском исполнении Олег Табаков (Обломов), Юрий Богатырёв (Штольц), Елена Соловей (Ольга). Серьёзного размышления потребует вопрос о том, почему авторы фильма остановили историю в момент кульминации, почему ввели сцены, которых нет в романе. Особенно интересным может быть анализ финального эпизода картины: Штольц привозит на дачу к Ольге новейшее изобретение — велосипед. Он пытается уговорить Обломова прокатиться, настаивает, потом силой, доходя почти до озлобления, тащит, но Илья Ильич сопротивляется, и Штольцу приходится отступить. На велосипед усаживается Ольга и в восторге катит по просёлочной дороге.

Штольц, придерживая её, бежит рядом; Обломов со слезами смотрит им вслед и наконец, собрав силы, догоняет и тоже бежит с ними, смеясь и цепляясь за велосипед. Какую мысль вложили авторы фильма в этот фрагмент? Какими средствами её выразили? Рассуждения об этом помогут ребятам не только ещё раз углубиться в художественный мир романа, но и осознать отличия выразительных средств разных видов искусства, особенность литературы как искусства словесного.

В итоге, перечитывая отдельные страницы романа, или размышляя о фильме, снятом по его мотивам, или используя другие приёмы, мы должны помочь десятиклассникам понять, что если обломовщина шире, чем просто образ жизни Обломова, то и Обломов не исчерпывается обломовщиной. Талант Гончарова проявляется в том, что он не только глубоко исследует тип Обломова как писатель-реалист, но и как истинный художник делает Илью Ильича живым и близким для нас человеком.

    Домашнее задание

    Подготовиться к классному сочинению.

    Темы сочинений

    1. Что же такое обломовщина? Современная версия.

    2. Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов».

    См. также темы в разделе учебника «И. А. Гончаров».