Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 25. Обломов и Ольга Ильинская: испытание героя любовью - И. А. Гончаров
Материалы к уроку. И. А. Гончаров. «Обломов» (часть 2, главы 5 — 12; часть 3, главы 3 — 8, 11, 12). Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность.
Предметные: знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы.
Задачи урока:
• раскрыть значение образа Ольги Ильинской в романе;
• сопоставить женские образы в романе.
Исследуя тип Обломова, автор стремится изучить все его стороны, проанализировать все таящиеся в нём возможности. Способен ли Обломов к возрождению, есть ли такая сила, чтобы вернуть Илью Ильича к деятельной жизни? Мы видели, что усилия дружбы оказались напрасными. У Штольца не хватило упорства всю жизнь тащить Обломова за собой, и он не нашёл того идеала, ради которого Обломов стал бы двигаться сам. На смену дружбе приходит любовь — самая могучая из всех стихий, властных над человеком.
♦ Удастся ли этой буре вытряхнуть Обломова из его халата?
♦ Как представлял себе Обломов счастливую любовь до встречи с Ольгой Ильинской?
♦ Похожа ли Ольга на идеал женщины, рисовавшийся в мечтах Обломову?
Эти вопросы помогут ученикам почувствовать изначальное противоречие между героями. Идеал Обломова неотделим от образа утраченного обломовского рая с его спокойствием и неизменностью. Между тем в облике Ольги подчёркнута внутренняя энергия, устремлённость к какой-то ещё неведомой цели. (Осмысляя характер героини, обратимся ещё раз к способам создания образа в романе. Обратим внимание учеников на то, что в изображении Ольги преобладает авторское описание, проникнутое симпатией и восхищением. Достоинства героини, названные писателем, впоследствии раскрываются чередой её поступков. Используется и приём сопоставления с антиподом. Ольге противопоставлена Сонечка — воплощение светской пустоты, кокетства, расчётливости в любви. Контрастом образу Ольги служит также образ её тетки. На их фоне резче выступают индивидуальные черты героини, ценимые автором: искренность, чистота и сила чувств, ясность ума, простой и здоровый взгляд на жизнь.)
Проследим историю взаимоотношений героев. Отметим узловые пункты в развитии этой центральной части романа. Вопросы помогут наиболее глубоко осмыслить события.
1. Знакомство.
♦ Какую роль сыграл Штольц в этой истории? Какую задачу он поставил перед Ольгой? Почему она не ограничилась поставленной целью? Что привлекает её в Обломове?
2. Начало романа. («Ветка сирени».)
♦ Подтверждаются ли слова Штольца: «...да ты поэт, Илья», в главах, посвящённых любви Обломова? Как описывает Гончаров перемены в чувствах, сознании Ольги? Как она понимает свою роль в жизни Обломова? В чём она видит смысл любви?
3. «Любовь — претрудная школа жизни».
♦ Каких доказательств любви, каких поступков требует Ольга от Обломова? Легко ли даются ему эти поступки? Что открывает для себя Илья Ильич благодаря отношениям с Ольгой? Как изменяется его представление о любви, счастье, самом себе?
4. Письмо Обломова.
♦ Чего испугался Обломов в разгаре своего счастья? Почему он не верит в возможность любви к нему прекрасной женщины? Как Ольга объяснила этот поступок Обломова? Какие качества характера героя раскрылись в нём?
5. Разрыв.
♦ Какие обстоятельства задерживают сватовство Обломова? Почему Ольга решается на разрыв? Как вы считаете, мог ли их роман закончиться иначе?
Испытание любовью заканчивает исследование личности Обломова. Ольга предлагает Обломову цель, согласную с его собственными стремлениями: любовь, счастье, единую жизнь двух прекрасных душ. Но и ради этого идеала Илья Ильич не смог преодолеть житейские трудности, победить собственные сомнения и лень. Он совершает открытие: «...в любви нет покоя, и она всё меняется, всё движется куда-то вперёд, вперёд... как вся жизнь...» Ольга подтверждает: «Я видала счастливых людей, как они любят... у них всё кипит, и покой их не похож на твой; они не опускают головы; глаза у них открыты; они едва спят, они действуют!» В то же время прекрасные свойства души Обломова: честность, деликатность, бескорыстие — проявились в этом испытании особенно ярко.
Пути Ольги и Обломова расходятся. Закономерность такого финала раскрыта автором изначально. На жизненном пути героя встречается другая женщина: она так же во всём противоположна Ольге, как Обломов противоположен Штольцу. Для Андрея Ивановича Пшеницына — «простая баба», воплощение той «ямы», куда упал Обломов. Но так ли судит о ней автор? Ученики без труда убедятся в том, что самые проникновенные, задушевные страницы романа Гончаров посвящает Агафье Матвеевне. Труд для неё естественная стихия жизни, притом он не наказание, как для обломовцев, не самоцель, как для Штольца, не мечта, как для Ольги. Труд Агафьи Матвеевны — добровольный и радостный, согретый любовью к близким людям. Их благо — цель и смысл её неустанной деятельности. Она не мечтает о благе всего человечества, но ближние — предмет её неусыпных забот. Свои дети, Обломов, дети «братца» — всегда найдутся те, кто нуждается в её трудах.
В сне Обломова не было объяснения одному: как живёт, за счёт чего существует Обломовка. Один только сказочный образ Милитрисы Кирбитьевны — щедрой дарительницы незаработанного хлеба. Вся неведомая Обломову крестьянская трудовая Россия прячется для него за этим волшебным персонажем. Это образ чудной жены и одновременно матери. Мечта о ней — мечта о вечном детстве под покровительством женских ласковых рук. В реальной жизни Милитриса Кирбитьевна воплощается в Агафью Матвеевну Пшеницыну. Окружённый её бескорыстной любовью, Обломов обретает свою Обломовку, своё утраченное детство и тихо погружается в сладкий младенческий вечный сон.
Гончаров, как всегда, не даёт нам однозначного ответа, какая любовь, по его мнению, «настоящая»: требовательная и взыскательная любовь Ольги или всепреемлющая и жертвенная Агафьи Матвеевны. Он показывает явление в развитии — от истока до результата, предоставляя выбор читателю.
Домашнее задание
1. Подготовьте рассказ о последних годах жизни Обломова (часть 4, главы 1 — 3, 5 — 7, 9 — 11).
2. Подготовьте характеристику одного из второстепенных персонажей (Тарантьева, Анисьи, Алексеева), раскройте его место в системе образов романа.
3*. Выпишите из статей Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» и А. В. Дружинина «„Обломов“. Роман И. А. Гончарова» суждения об обломовщине как явлении русской жизни.