Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 24. Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл сопоставления героев в романе - И. А. Гончаров

Материалы к уроку. И. А. Гончаров. «Обломов» (часть 2, главы 1 — 4; часть 4, главы 2, 4, 6 — 9). Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?». Учебник. Статья «Андрей Штольц как антипод Обломова». Задания рубрики «Литературоведческий практикум».

Планируемые результаты образования

    Личностные: готовность к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

    Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

    Предметные: способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

Задачи урока:

    • раскрыть смысл противопоставления двух героев, двух жизненных позиций в романе «Обломов»;

    • помочь ученикам оценить образ Штольца;

    • показать современность проблематики романа.

Начать урок можно с сопоставления цитат:

«Много штольцев явится под русскими именами!» (И. А. Гончаров). «В этом романе внутренно прославляется русская лень, и внешне она же порицается изображением мёртво-деятельных людей (Ольга и Штольц)» (М. М. Пришвин).

Это позволит поставить проблемный вопрос: Штольц — идеал Гончарова или его художественная неудача?

Для разрешения поставленных вопросов десятиклассникам необходимо пройти через несколько учебных ситуаций.

1. Знакомство с героем, его предыстория. Сжатый пересказ или пересказ-анализ дополнит краткая беседа, которая поможет закрепить главное.

♦ Какой цели было направлено суровое воспитание Андрея Штольца? Была ли эта цель достигнута?

♦ Почему Штольца называют антиподом Обломова? Согласны ли вы с этим определением?

(Думается, традиционное составление сравнительной характеристики Обломова и Штольца не является самым удачным приёмом работы, поскольку противоположность этих героев слишком очевидна, скрупулёзно объяснена самим автором. Ученикам нечего додумывать в такой работе, достаточно лишь компоновать выдержки текста. Гораздо лучше показать взаимосвязь и взаимодействие этих двух образов в структуре романа.)

2. Сопоставление жизненных позиций, нравственных идеалов Обломова и Штольца. Беседу с классом могут дополнять выразительное чтение фрагментов романа, выступления учеников, выполнявших индивидуальные задания по анализу конкретных эпизодов, обращение к статье учебника.

♦ Как автор объясняет возникновение крепкой дружбы между «антиподами»?

♦ Что ценит Штольц в Обломове и чего не принимает в нём?

♦ Почему Штольц считает себя вправе и даже обязанным «спасать» Обломова?

♦ Почему Обломов подчиняется другу, выполняет его требования?

♦ Какие идеалы и ценности предлагает другу Штольц? Почему они не привлекают Илью Ильича?

♦ Убедительны ли слова Штольца о том, что он трудится ради самого труда?

♦ Почему попытки Штольца «спасти» Обломова закончились неудачей?

♦ Какое препятствие навеки разлучило друзей? Считаете ли вы эту «пропасть» непреодолимой?

♦ Можно ли назвать Штольца настоящим другом Обломова?

Отвечая на предложенные вопросы, ребята должны ещё глубже

заглянуть в прекрасную и сложную душу Обломова. Они поймут, что повидавший множество людей Штольц нигде не находит равного Илье Ильичу по доброте и душевной открытости. Увидят, что Обломов следует за Штольцем не по одной мягкотелости, но потому, что признаёт его правоту, хранит верность идеалам юности, объединявшим друзей (часть 2, глава 4). Ученики убедятся также в том, что, декларируя высокие идеалы, Штольц на практике предлагает другу жизнь петербургского дельца или расчётливого помещика, направленную на достижение личного благополучия, а вовсе не «общего блага», о котором они мечтали в молодости. Оценить глубину и силу обломовского отрицания этих буржуазных идеалов поможет продолжение цитаты М. М. Пришвина, приведённой в учебнике: «Никакая „положительная'' деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя... и т. д.» Сопоставление героев поможет ребятам увидеть особую внутреннюю силу Обломова: силу сопротивления чуждому идеалу, способность не подчиняться стереотипам господствующей морали, быть верным собственному пониманию нравственных норм. Женитьба Ильи Ильича на Пшеницыной, ужасная с точки зрения Штольца, показывает, что Обломов способен действовать вполне самостоятельно и решительно, без всякого внешнего понуждения, если это в согласии с его чувствами и совестью. Не случайно в сцене последнего объяснения с Андреем Ивановичем он говорит «с мыслью на лице, с полным сознанием рассудка и воли». Узость понятий, неумение глубоко проникать в душу другого человека обнаруживает здесь Штольц. Последние вопросы предлагают тему дискуссии, которая может развернуться в классе или воплотиться в домашнем творческом задании.

Для обсуждения ученикам можно предложить также вопросы, подчёркивающие современность поставленных Гончаровым проблем:

♦ Явились ли в наше время штольцы под русскими именами?

♦ Как вы относитесь к труду? В чём видите его цель?

Вопрос о художественной убедительности образа Штольца ученикам трудно освоить самостоятельно. Учитель может познакомить их с критическими суждениями Добролюбова, Дружинина и современных литературоведов. В сильном классе дополнить эти размышления помогут задания такого типа:

♦ Сопоставьте в романе фрагменты, где изображается отношение к искусству (природе, любви) Обломова и Штольца.

Ребята увидят, что Гончаров изобразил подобные переживания Обломова очень ярко и подробно. О Штольце же сказано, что он любил музыку, умел наслаждаться природой, испытывал любовь, но не показано, как он слушает, как любуется природой, как переживает любовь. Нам приходится верить в совершенства Штольца без доказательств, так же, как и в полезность его практической деятельности.

Ещё раз подчеркнём, что результаты нравственного поединка между Обломовым и Штольцем вряд ли можно оценить однозначно. Непривлекательность образа делового человека, способного обеспечить себя и ещё позаботиться о других, сегодня совсем не очевидна. Школьникам есть о чём подумать и поспорить над романом Гончарова.

    Домашнее задание

1. Составьте план рассказа о романе Обломова с Ольгой Ильинской.

2. Подготовьте выразительное чтение кульминационных фрагментов истории любви Обломова и Ольги.

Для индивидуальной работы

1*. Выпишите из статьи Н. А. Добролюбова характеристику Штольца и Ольги Ильинской.

2. Сравните и оцените поведение и чувства Штольца, узнавшего о любви Ольги к Обломову, и реакцию Обломова на известие о женитьбе Андрея на Ольге Ильинской.