Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 23. Полнота и сложность характера Обломова - И. А. Гончаров
Материалы к уроку. И. А. Гончаров. «Обломов» (часть 1, глава 9; часть 2, глава 4). Учебник. Статья «Полнота и сложность характера Обломова».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
Метапредметные: способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
Предметные: владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации (на примере эпизода «Сон Обломова»).
Задачи урока:
• раскрыть истоки характера героя;
• показать роль эпизода «Сон Обломова» в структуре романа;
• продолжить обучение анализу эпизода прозаического произведения.
На первом уроке по роману ученики увидели, как писатель-реалист старается точно, правдиво и полно изобразить избранное им явление действительности (в данном случае это личность Обломова). Нам известно, что реализм требует не только объективного изображения, но и аналитического исследования этого явления, стремится на его примере раскрыть законы жизни (социальные, психологические, нравственные закономерности). Поэтому Гончаров не останавливается на изображении Обломова. Он стремится исследовать и объяснить, как и почему возник этот тип, какие свойства русской действительности закономерно привели к его возникновению.
Эта задача приводит нас в Обломовку. Приступая к разбору этого фрагмента, обратим внимание учеников на то, что рассказ о жизни обломовцев ведётся как бы с двух точек зрения: один взгляд — маленького Илюши Обломова, чуткого, впечатлительного ребёнка, впитывающего в себя всё, что он видит, и воспринимающего это как должное, как норму жизни. Другой — беспристрастный, проницательный и критичный взгляд автора.
«Сон Обломова» композиционно сложен. Последовательность разворачивающихся в нём картин определяется больше прихотливостью сна, чем какой-то идейной заданностью. Именно это во многом даёт ощущение достоверности, смягчает прямоту авторского комментария. Поэтому вряд ли стоит последовательно рассматривать все эпизоды главы. Скорее уместно выделить несколько важнейших тем (лейтмотивов):
• природу;
• быт крестьян (дворовых);
• образ жизни помещиков;
• духовные интересы обломовцев;
• семейные отношения.
Объединить эти темы можно проблемными вопросами:
♦ Какие жизненные впечатления вынес из Обломовки Илья Ильич? Как они повлияли на его формирование?
В результате наблюдений неизбежен вывод о том, что Обломов — плоть от плоти своей родной Обломовки, что он не мог стать иным, что он продолжение целой череды обломовых, под разными фамилиями населявших Русскую землю. Но ведь время не стоит на месте, жизнь меняется. Подумаем, чем образ жизни Ильи Ильича отличается от образа жизни его родителей:
♦ Илья Ильич получил лучшее образование;
♦ он дольше жил в свете, вращался в обществе;
♦ он впитал многие современные идеи, проникся ими.
(Ребята могут прочитать фрагменты первой части, где сказано об этом.)
Резкое отличие показано автором уже в первых главах: Обломов ведёт свою сонную барскую жизнь не на лоне мирной природы, не среди таких же, как он, соседей, а в шумном Петербурге, окружённый деловитыми, энергичными, целеустремлёнными людьми. Не случайно во сне Обломовка видится герою утраченным раем. Илья Ильич и сам любит подчёркивать своё отличие от грубых и невежественных провинциальных помещиков прежней эпохи. Но вдумаемся, какой идеал жизни рисует он в своих мечтах, чем этот идеал отличается от существования Обломовки.
Выразительное чтение эпизода части 2, главы 4 («Мечта Обломова») предшествует анализу этого фрагмента (беседе по вопросам):
♦ Почему, услышав рассказ Обломова, Штольц назвал его поэтом?
♦ Какие условия необходимы Обломову для счастья?
♦ В чём картина, нарисованная героем, перекликается с фрагментом «Сон Обломова»?
♦ Какие отличия своей Обломовки от родительской видит Илья Ильич? Считаете ли вы их существенными?
♦ Что привлекает и что отталкивает вас в обломовской утопии?
♦ Как вы думаете, реалистичны ли картины, созданные памятью и воображением Обломова? Правдиво ли в них изображается жизнь крестьянской и помещичьей России?
Так в ходе беседы мы поможем ученикам понять, что герой Гончарова не только оставил Обломовку в прошлом, но стремится перенести её и в будущее. Внешние небольшие отличия не скрывают единой сути: идеал Обломова — сытая, неспешная жизнь на лоне благодатной природы, жизнь без труда и заботы, полная любви, нежной дружбы и сознания своей хозяйской власти над природой и людьми. Первый вопрос, кроме того, позволит углубить характеристику Обломова. В нём действительно есть поэтическая жилка. Чувствительность, тонкость и нежность души Обломова раскрываются в его рассказе не меньше, чем в его сне. Мы понимаем, что выросший в атмосфере любви Илья Ильич воспринимает её как естественную норму человеческих отношений и с трудом существует в мире, где любовные, братские чувства вытеснены тщеславием и корыстью.
Последние вопросы помогут ребятам осознать очень важную вещь: «Сон Обломова» не картина жизни патриархальной России. Детская память Илюши Обломова избирательна. Она не запечатлела ни стихийных бедствий (даже просто плохой погоды), ни голода и нищеты, ни тяжёлого крестьянского труда. Воображение героя создаёт идеализированный, утопичный образ, далёкий от реальности. Жизнь настоящей Обломовки приоткрывается нам через письмо старосты. Вспомним слова Гончарова: «...если б вы могли представить себе всю грубость и грязь, которая таится в глубине наших обломовок...» Гончаров в этой главе не показывает нам грубость и грязь, он открывает нам Обломовку такой, какой видит её Илья Ильич. Но даже поэтически преображённая, вымечтанная, она привлекает далеко не всех. Многие вслед за Андреем Штольцем отвернутся от неё с презрением и скажут: это не жизнь, это какая-то... обломовщина.
Домашнее задание
1. Перечитайте исповедь Обломова в главе 4 (со слов: «Не брани меня, Андрей, а лучше в самом деле помоги!..»). Выпишите 2 — 3 цитаты, Отражающие её суть.
2. Подготовьте сжатый пересказ на тему «История Андрея Штольца».
3. Как бы вы ответили на вопрос Обломова: «Где же идеал жизни, по-твоему? Что ж не обломовщина?»
4*. И. А. Гончаров писал: «Баловство — не до глупой слабости, не до излишества — также необходимо в детском воспитании. Оно порождает в детских сердцах благодарность и другие добрые, нежные чувства. Это своего рода практика в сфере любви, добра. Сердце, как и ум, требует развития». {«На родине».) Согласны ли вы с мнением писателя? Как его мысль отразилась в романе «Обломов»?