Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 22. Роман Обломов. Реалистические приёмы изображения героя в первой части - И. А. Гончаров

Материалы к уроку. И. А. Гончаров. «Обломов» (часть 1, главы 1 — 8). Учебник. Статья «Роман „Обломов“». *Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?».

Планируемые результаты образования

    Личностные: воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности.

    Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности.

    Предметные: *формирование представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле.

Задачи урока:

    • познакомиться с героем романа, сделать первые наблюдения над его характером и образом жизни;

    • проследить, как Гончаров развивает гоголевские традиции реалистического изображения героев;

    • раскрыть средства, при помощи которых создаётся образ Обломова в первой части романа.

Данный урок требует максимального погружения в текст романа. Логика и последовательность работы предопределяются самим строением первой части, продуманность её архитектоники отмечали уже современники Гончарова. Учитель может обратить внимание ребят на то, с какой простотой и закономерностью развивается повествование, как подчинены все его элементы единой задаче: обрисовать героя, дать объёмный портрет Ильи Ильича Обломова.

Художественное пространство и время: один день из жизни героя, похожий на множество других, даёт представление о целых годах, прожитых в стенах этой квартирки на Гороховой улице. Этот замкнутый мир, едва сохранивший связующие нити с шумной и суетливой жизнью вовне, весь пропитан Обломовым: каждая вещь здесь носит отпечаток его личности.

Характеристика героя через окружающий его вещный мир — один из самых узнаваемых приёмов натуральной школы. Проследим, как последовательно вводятся и другие способы реалистической типизации:

    • портрет героя;

    • предыстория;

    • авторская характеристика;

    • художественная деталь;

    • речевая характеристика;

    • сопоставление с другими персонажами;

    • внутренний монолог героя.

Выявляя каждый из приёмов, поможем ребятам осознать его роль, понять, какие новые чёрточки вносит он в изображение Обломова. (Важно при этом использовать разные способы работы с текстом: цитирование, сжатый и выборочный пересказ, выбор примеров и т. д.) Можно обратить внимание ребят на гоголевский подтекст в первых главах романа: мечты Обломова об уединённой сельской жизни (глава 8), описание интерьера комнаты (глава 2) не могут не напомнить о Манилове. А кого ещё из героев Гоголя мы вспоминаем, читая эти страницы? Замкнутость, закупоренность обломовского жилья воскрешают образ Коробочки, упорные поиски вчерашнего сыра вызывают призрак Плюшкина, некоторая неопределённость черт сближает Обломова с Чичиковым, а вдохновенная ложь о благодеяниях крестьянам всего на шаг отстоит от беззастенчивого ноздрёвского вранья.

Гончаров идёт вслед за Гоголем и творчески перерабатывает его опыт. Вот Обломов оказывается в окружении своих знакомых: Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева, Тарантьева. Как ярко каждый из них воплощает в себе ту или иную сторону петербургской жизни! Но в отличие от Чичикова, который с любым помещиком находит общий тон, обнаруживая внутреннее сходство с ними, Обломов в разговоре с каждым из гостей проявляет умение не сливаться с чужими мнениями, не признавать чуждых ему истин. Хамелеонство Чичикова раскрывает в нём ничтожность человеческого содержания. Напротив, несходство Обломова с окружающими показывает его незаурядность, нравственное преимущество.

Таким образом, к знакомым нам средствам создания образа можно добавить новое: литературные параллели. Гончаров заставляет нас вспомнить персонажей «Мёртвых душ» далеко не случайно. Он обнаруживает типологическое родство Обломова с гоголевскими помещиками, заставляя задуматься над вопросом, предстала ли перед нами ещё одна «мёртвая душа» или эта душа жива и способна очнуться от сонного оцепенения.

Теперь предложим ученикам подумать, что больше всего отличает Обломова от помещиков Гоголя. Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем эпизод 8-й главы: выговор Обломова Захару и последующие размышления героя.

♦ В чём причина раздражения, недовольства Ильи Ильича?

♦ Как бы он хотел разрешить неприятную для него ситуацию?

♦ Каких действий требует от Обломова Захар?

♦ Почему Обломов оскорбился словами Захара? В чём увидел обиду для себя?

♦ В чём Илья Ильич видит своё достоинство, отличие от «других»?

♦ Почему Захар называет слова барина «жалкими»?

♦ С каким отношением описывает автор эту сцену? Как оно выражается?

♦ Почему Обломов не смог спокойно уснуть после этого разговора?

♦ Какие чувства им овладели? Как он теперь оценивает себя?

В этом эпизоде авторская ирония по отношению к герою становится особенно яркой, «барство» Ильи Ильича оборачивается к читателю самой неприглядной стороной. Но тут же автор даёт нам возможность увидеть лучшие человеческие свойства героя: способность в ясные сознательные минуты трезво и сурово оценивать себя; честность, искренность и доброту, «волканическую внутреннюю жизнь», невидимую для окружающих. Именно внутренняя честность заставляет Обломова мучительно переживать собственную никчёмность и задаваться вопросом: «Отчего я такой?»

Итак, в результате работы над первой частью романа мы увидели, как мастерски использует Гончаров все средства реалистической типизации для создания живого, убедительного, объёмного образа главного героя. Автор заставляет нас не только посмеяться над Обломовым, но и проникнуться к нему симпатией, а главное, задуматься, отчего он такой и может ли он измениться. Ответ мы будем искать вместе с героями на протяжении всего романа.

    Домашнее задание

1. Подготовьте рассказ «История Ильи Ильича Обломова» по первой части романа.

2. Составьте план 9-й главы («Сон Обломова»).

Для индивидуальной работы

1. Перечитайте главу 10 первой части. Каким и почему изображает своего барина Захар? Объясните роль этой сцены в романе.

2*. Познакомьтесь со статьёй Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?». Расскажите, с какими литературными героями критик сопоставляет Обломова и почему.

3. Подготовьте пересказ-извлечение на тему «Детство Илюши Обломова».

4*. Напишите сочинение на тему «История обломовского халата».