Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014


Урок 1. Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века

Базовый уровень

105 часов

Урок 1. Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века

Обзорная тема. Введение

Материалы к уроку. Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Учеб, для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 20141. — Ч. 1. Ст. «Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века».

1 Далее для краткости везде в тексте он будет назван учебник.

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

    Метапредметные: овладение навыками познавательной деятельности (слушание сообщения учителя, выборочное чтение и конспектирование, записывание тезисов статьи учебника, ответы на вопросы, подбор примеров из прочитанных произведений и др.).

    Предметные: формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения.

Задачи урока:

    • подготовить учеников к изучению русской классической литературы на историко-культурной основе, сформировать первое представление об исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;

    • раскрыть главные особенности развития русской литературы XIX века в сравнении с европейской литературой;

    • настроить учеников на внимательное, вдумчивое отношение к каждому изучаемому произведению, подготовить к сознательным интеллектуальным и нравственным усилиям, необходимым для освоения русской классики.

В решении поставленных учебных задач учитель может опереться на вводную статью учебника, в которой ярко характеризуются важнейшие отличительные свойства русской классической литературы и объясняется сложность её постижения (недопустимость «вкусового» подхода). Чтобы подкрепить тезисы статьи, сделать их для школьников более убедительными и запоминающимися, уместно привлечь художественные произведения или фрагменты небольшого объёма, отражающие эти важнейшие отличительные черты русской литературы. Например, строчки из пушкинского «Памятника», сопоставленные с фрагментом «Элегии» Н. А. Некрасова, покажут стремление русских писателей служить добру, утверждать высшие гуманные ценности: свободу, справедливость, милосердие.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

      А. С. Пушкин

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен...

      Н. А. Некрасов

Стихотворения Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья...», «Умом Россию не понять...» и стихотворение в прозе «Русский язык» И. С. Тургенева могут послужить иллюстрацией к тезису о самоопределении русской культуры, подтверждая, что глубокий патриотизм в этом культурном процессе сочетается с критическим отношением к тёмным сторонам русской действительности, вера в высокое призвание России — с отсутствием национального самодовольства. В процессе чтения и обсуждения статьи учебника важно обратить внимание десятиклассников на ключевые особенности русской литературы, помочь им сформулировать, осмыслить и запомнить эти черты:

1. Более позднее, чем в Европе, решение задач национального самоопределения, критическое освоение ценностей буржуазной индивидуалистической цивилизации.

2. Теснейшая связь с европейской культурой, отношения притяжения — отталкивания, в том числе освоение в более краткие сроки основных творческих методов европейского искусства: сентиментализма, романтизма, реализма.

3. Опора большинства русских писателей на духовные ценности православия.

4. Унаследованное от древнерусской литературы сознание высокой нравственной и общественной роли литературы.

Общенациональную духовную основу, следуя за мыслью автора учебника, можно сформулировать в виде главного вопроса русской литературы XIX века: как жить по совести? (Хорошо, если к этой формулировке ученики придут самостоятельно, в результате подготовительной беседы по статье учебника.)

Таким образом, в результате работы на уроке у десятиклассников должно возникнуть представление о литературном процессе как явлении, развивающемся во времени, имеющем определённые закономерности, обусловленном историческими обстоятельствами и особенностями национальной культуры.

Это позволит школьникам глубоко осознать предмет и задачи курса истории русской литературы второй половины XIX века, к изучению которого они приступают в 10 классе.

Примерный план урока может включать в себя следующие элементы:

    • Слово учителя (основные задачи и особенности изучения литературы в 10 классе).

    • Чтение статьи учебника, беседа, ответы учеников на вопросы для самопроверки:

1. Каковы исторические причины особого развития русской классической литературы? Почему к ней нельзя без оговорок применять термины, характеризующие историко-литературный процесс на Западе?

2. Какие этапы можно выделить в развитии реализма в литературе XIX века? Чем они различаются?

    • Конспектирование ключевых тезисов статьи.

    • Самостоятельная индивидуальная работа: подбор примеров к вопросам рубрики «Повторение изученного» (можно по вариантам):

1. В каких изученных вами произведениях писателей первой четверти XIX века можно обнаружить вмешательство благих или враждебных потусторонних сил в судьбы героев?

2. Укажите прочитанные вами произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, изображающие судьбы конкретных людей на фоне масштабных исторических событий.

3. Приведите примеры литературных произведений первой трети XIX века, в которых авторская позиция основана на христианской системе нравственных ценностей.

    • Проверка результатов самостоятельной работы.

    • Формулировка и запись итогов урока.

    Домашнее задание

Расскажите об эволюции русского реализма, используя материалы учебника и дополнив их собственными примерами из знакомых вам произведений русской литературы XIX века.

Индивидуальные задания углублённого (повышенного) уровня (далее обозначаются звёздочкой (*)

1*. Составьте таблицу, отражающую этапы европейского литературного процесса от реализма Возрождения через барокко к классицизму, просветительству, сентиментализму, романтизму и критическому реализму. Впишите в неё названия наиболее значительных литературных произведений европейской литературы, созданных в рамках каждого этапа.

2*. Опираясь на материал 9 класса и дополнительные источники, подготовьте сообщение о спорах «романтиков» с «классиками» в среде русских писателей и литературных критиков первой половины XIX века. Покажите, как в этих спорах определялись национальные черты русского реализма.

Язык литературы

Прочитайте в учебнике русского языка материал об исконно русской и заимствованной лексике в словарном составе русского языка.

По образцу упражнений 63, 64 приведите собственные примеры фрагментов литературных произведений первой половины XIX века, в которых важную роль играет заимствованная лексика.

Что касается основных направлений литературоведческого исследования, описанных в статье учебника «От автора», то этот материал наиболее сложен для учеников. Едва ли стоит пытаться освоить его сразу, на первом уроке. Гораздо рациональнее возвращаться к этому фрагменту периодически, по мере того как указанные методы и приёмы будут осваиваться учениками практически, применяться к конкретным произведениям, авторам, литературным явлениям. Самое лучшее — сделать на основе этого материала своеобразную памятку или наглядное пособие (это может стать индивидуальным заданием для сильного ученика), обращаясь к которому ученики каждый раз могли бы осознавать, что именно они делают, какой способ исследования применяют и для чего.

По тем же причинам мы предлагаем отложить знакомство с разными направлениями в литературной критике. Лучше спланировать работу над этим разделом на то время, когда будут прочитаны и разобраны литературные произведения.

Следующие несколько уроков мы предлагаем посвятить повторению изученного в 9 классе. Они должны укрепить в сознании учеников связь между частями изучаемого ими курса. Необходимо повторить с десятиклассниками важнейшие выводы предшествующего года обучения, относящиеся к творчеству главных изученных авторов: Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Так мы подготовим почву для изучения творчества новых авторов в историко-литературном контексте.