Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Урок 1. Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века
Базовый уровень
105 часов
Урок 1. Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века
Обзорная тема. Введение
Материалы к уроку. Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Учеб, для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 20141. — Ч. 1. Ст. «Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века».
1 Далее для краткости везде в тексте он будет назван учебник.
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Метапредметные: овладение навыками познавательной деятельности (слушание сообщения учителя, выборочное чтение и конспектирование, записывание тезисов статьи учебника, ответы на вопросы, подбор примеров из прочитанных произведений и др.).
Предметные: формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения.
Задачи урока:
• подготовить учеников к изучению русской классической литературы на историко-культурной основе, сформировать первое представление об исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;
• раскрыть главные особенности развития русской литературы XIX века в сравнении с европейской литературой;
• настроить учеников на внимательное, вдумчивое отношение к каждому изучаемому произведению, подготовить к сознательным интеллектуальным и нравственным усилиям, необходимым для освоения русской классики.
В решении поставленных учебных задач учитель может опереться на вводную статью учебника, в которой ярко характеризуются важнейшие отличительные свойства русской классической литературы и объясняется сложность её постижения (недопустимость «вкусового» подхода). Чтобы подкрепить тезисы статьи, сделать их для школьников более убедительными и запоминающимися, уместно привлечь художественные произведения или фрагменты небольшого объёма, отражающие эти важнейшие отличительные черты русской литературы. Например, строчки из пушкинского «Памятника», сопоставленные с фрагментом «Элегии» Н. А. Некрасова, покажут стремление русских писателей служить добру, утверждать высшие гуманные ценности: свободу, справедливость, милосердие.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
А. С. Пушкин
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен...
Н. А. Некрасов
Стихотворения Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья...», «Умом Россию не понять...» и стихотворение в прозе «Русский язык» И. С. Тургенева могут послужить иллюстрацией к тезису о самоопределении русской культуры, подтверждая, что глубокий патриотизм в этом культурном процессе сочетается с критическим отношением к тёмным сторонам русской действительности, вера в высокое призвание России — с отсутствием национального самодовольства. В процессе чтения и обсуждения статьи учебника важно обратить внимание десятиклассников на ключевые особенности русской литературы, помочь им сформулировать, осмыслить и запомнить эти черты:
1. Более позднее, чем в Европе, решение задач национального самоопределения, критическое освоение ценностей буржуазной индивидуалистической цивилизации.
2. Теснейшая связь с европейской культурой, отношения притяжения — отталкивания, в том числе освоение в более краткие сроки основных творческих методов европейского искусства: сентиментализма, романтизма, реализма.
3. Опора большинства русских писателей на духовные ценности православия.
4. Унаследованное от древнерусской литературы сознание высокой нравственной и общественной роли литературы.
Общенациональную духовную основу, следуя за мыслью автора учебника, можно сформулировать в виде главного вопроса русской литературы XIX века: как жить по совести? (Хорошо, если к этой формулировке ученики придут самостоятельно, в результате подготовительной беседы по статье учебника.)
Таким образом, в результате работы на уроке у десятиклассников должно возникнуть представление о литературном процессе как явлении, развивающемся во времени, имеющем определённые закономерности, обусловленном историческими обстоятельствами и особенностями национальной культуры.
Это позволит школьникам глубоко осознать предмет и задачи курса истории русской литературы второй половины XIX века, к изучению которого они приступают в 10 классе.
Примерный план урока может включать в себя следующие элементы:
• Слово учителя (основные задачи и особенности изучения литературы в 10 классе).
• Чтение статьи учебника, беседа, ответы учеников на вопросы для самопроверки:
1. Каковы исторические причины особого развития русской классической литературы? Почему к ней нельзя без оговорок применять термины, характеризующие историко-литературный процесс на Западе?
2. Какие этапы можно выделить в развитии реализма в литературе XIX века? Чем они различаются?
• Конспектирование ключевых тезисов статьи.
• Самостоятельная индивидуальная работа: подбор примеров к вопросам рубрики «Повторение изученного» (можно по вариантам):
1. В каких изученных вами произведениях писателей первой четверти XIX века можно обнаружить вмешательство благих или враждебных потусторонних сил в судьбы героев?
2. Укажите прочитанные вами произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, изображающие судьбы конкретных людей на фоне масштабных исторических событий.
3. Приведите примеры литературных произведений первой трети XIX века, в которых авторская позиция основана на христианской системе нравственных ценностей.
• Проверка результатов самостоятельной работы.
• Формулировка и запись итогов урока.
Домашнее задание
Расскажите об эволюции русского реализма, используя материалы учебника и дополнив их собственными примерами из знакомых вам произведений русской литературы XIX века.
Индивидуальные задания углублённого (повышенного) уровня (далее обозначаются звёздочкой (*)
1*. Составьте таблицу, отражающую этапы европейского литературного процесса от реализма Возрождения через барокко к классицизму, просветительству, сентиментализму, романтизму и критическому реализму. Впишите в неё названия наиболее значительных литературных произведений европейской литературы, созданных в рамках каждого этапа.
2*. Опираясь на материал 9 класса и дополнительные источники, подготовьте сообщение о спорах «романтиков» с «классиками» в среде русских писателей и литературных критиков первой половины XIX века. Покажите, как в этих спорах определялись национальные черты русского реализма.
Язык литературы
Прочитайте в учебнике русского языка материал об исконно русской и заимствованной лексике в словарном составе русского языка.
По образцу упражнений 63, 64 приведите собственные примеры фрагментов литературных произведений первой половины XIX века, в которых важную роль играет заимствованная лексика.
Что касается основных направлений литературоведческого исследования, описанных в статье учебника «От автора», то этот материал наиболее сложен для учеников. Едва ли стоит пытаться освоить его сразу, на первом уроке. Гораздо рациональнее возвращаться к этому фрагменту периодически, по мере того как указанные методы и приёмы будут осваиваться учениками практически, применяться к конкретным произведениям, авторам, литературным явлениям. Самое лучшее — сделать на основе этого материала своеобразную памятку или наглядное пособие (это может стать индивидуальным заданием для сильного ученика), обращаясь к которому ученики каждый раз могли бы осознавать, что именно они делают, какой способ исследования применяют и для чего.
По тем же причинам мы предлагаем отложить знакомство с разными направлениями в литературной критике. Лучше спланировать работу над этим разделом на то время, когда будут прочитаны и разобраны литературные произведения.
Следующие несколько уроков мы предлагаем посвятить повторению изученного в 9 классе. Они должны укрепить в сознании учеников связь между частями изучаемого ими курса. Необходимо повторить с десятиклассниками важнейшие выводы предшествующего года обучения, относящиеся к творчеству главных изученных авторов: Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Так мы подготовим почву для изучения творчества новых авторов в историко-литературном контексте.