Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Структура и содержание предлагаемого пособия

Пособие содержит пояснительную записку, поурочные разработки и примерное тематическое планирование, рассчитанное на 105 часов (3 урока в неделю).

Материалы, включённые в каждый урок, часто превышают реальные рамки урока и возможности учеников. Естественно, что учитель сам выберет только те задания и формы работы, тот материал, который отвечает его собственной методической концепции, цели конкретного урока, уровню подготовки учащихся. Такая избыточность материала позволит учителю создать уроки для базового и углублённого уровня обучения.

Материалы методического пособия скомпонованы и расположены в соответствии с содержанием учебника. В дополнение к заданиям, предложенным непосредственно в учебнике, пособие содержит ещё ряд заданий и вопросов, а также помогает распределить учебный материал и выбрать конкретные приёмы анализа, разнообразные виды деятельности на уроке.

Предложенные в учебнике и методическом пособии вопросы и задания обеспечивают дифференцированный подход и учёт индивидуальных интересов и возможностей учащихся. Так, в учебнике даны вопросы для самопроверки к каждому фрагменту (подразделу) развёрнутой учебной статьи. Эти вопросы помогают запомнить содержание прочитанного учебного текста, точнее и глубже его усвоить. Отвечая на них, школьник работает на репродуктивном уровне, но это не значит — на низком уровне. Литературоведческий текст учебника, несмотря на ясный и образный язык изложения, достаточно труден для учеников. Работа с ним требует умения, привычки, которых в большинстве своём ученики 9 — 10 классов не имеют. (Особенно в том случае, если учебники для 5 — 9 классов, по которым они учились раньше, не содержали развёрнутых статей — комментариев к изучаемым произведениям.) Поэтому задания воспроизвести главную мысль прочитанной статьи, переформулировать своими словами изложенные в ней мысли, подобрать примеры к суждениям автора учебника необходимы: они развивают память школьников, совершенствуют их речь, приучают к грамотной и систематической работе с научными источниками. Большинство предложенных нами вопросов требует развёрнутого монологического ответа.

Под заголовком «Для индивидуальной работы» предложены задания, выполняя которые в классе или дома, ученик овладевает предметными умениями и совершенствует универсальные учебные действия, например,

1. Подготовьте сообщение: «Биография И. С. Тургенева и автобиографические мотивы в его творчестве».

2. На основе прочитанных вами произведений И. С. Тургенева создайте обобщённый портрет «тургеневской девушки».

3*. Покажите, как раскрывается трагическая природа любви в повестях И. С. Тургенева «Первая любовь», «Ася», «Вешние воды». Объясните, почему И. С. Тургенев подвергает своих героев испытанию любовью.

Нетрудно заметить, что эти задания разной степени сложности. Первое можно подготовить на основе материалов учебника, обобщив информацию и выбрав необходимые сведения из прочитанных статей (в идеале дополнив материал с помощью книг, указанных в конце раздела).

Второе задание в принципе также доступно всем. Для его выполнения достаточно усвоить характеристику тургеневских героинь, данную в учебнике, и соотнести её с образом Кати в романе «Отцы и дети». Но глубоко и содержательно развить предложенную тему смогут те, кто использует дополнительный материал, обратится к повестям «Ася», «Первая любовь» или романам «Рудин», «Дворянское гнездо» и т. д.

Третье задание может выполнить ученик, прочитавший дополнительные «сверх стандарта» повести Тургенева. Опираясь только на учебник, сделать этого нельзя. Необходимо использовать цитаты, обращаться к конкретным эпизодам, персонажам, деталям произведений. Такое задание можно предложить отдельным сильным ученикам или школьникам, углублённо изучающим литературу. Поэтому оно отмечено звёздочкой (*).

Вопросы и задания, направленные на целостный подробный анализ литературного произведения, сгруппированы в учебнике в рубрике «Литературоведческий практикум». Здесь же предложены задания по анализу конкретного эпизода и варианты выполнения коллективного проекта. Распределить вопросы и задания, разные виды и формы деятельности внутри системы уроков должен, разумеется, учитель. Некоторые варианты предложены нами в поурочных разработках данного методического пособия. В таких случаях даётся указание (ссылка на соответствующий фрагмент учебника).

Из общего числа часов в тематическом планировании выделено время для проведения письменных работ в классе, что позволит систематически формировать умение создавать связное развёрнутое высказывание на литературную тему, качественно готовить учеников к Государственной итоговой аттестации, не жертвуя при этом глубоким погружением в художественный текст.