Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
От авторов
Уважаемые коллеги!
В методическом пособии предлагается вариант тематического планирования уроков литературы в 10 классе. Здесь также содержатся методические рекомендации по изучению литературных произведений и конкретные советы по проведению уроков, позволяющие выполнить требования Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения к результатам образования учеников 10 класса:
♦ личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
♦ метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
♦ предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета «Русский язык и литература» умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Изучение русской классической литературы в 10 классе направлено на достижение следующих личностных результатов образования:
♦ формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, создателя великой литературы, носителя высоких духовных идеалов;
♦ формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности;
♦ воспитание готовности к служению Отечеству, его защите на примере образов литературных героев, вызывающих восхищение и уважение своим служением России;
♦ формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, благодаря освоению результатов современного литературоведения и обращению к лучшим образцам литературной критики;
♦ развитие способности понимать диалог культур, а также взаимосвязь различных форм общественного сознания посредством сопоставления научных, художественных и иных интерпретаций литературных произведений, сопоставления творчества русских и зарубежных авторов, обеспечивающего осознание учеником своего места в поликультурном мире;
♦ формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века, участия в дискуссиях по нравственной и философской проблематике литературных произведений;
♦ формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, обогащение опыта сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности, развитие способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения — на основе практического опыта учебной деятельности в классе, самостоятельного чтения литературных произведений, участия в коллективных исследовательских и творческих проектах, предусмотренных программой учебного курса 10 класса;
♦ формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства и привлечения других видов искусства на уроках литературы, воспитания хорошего вкуса, сознательного отношения к литературе, умения отличать высокие образцы искусства от произведений массовой культуры;
♦ подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоения некоторых элементов профессиональной деятельности учёного-филолога, - критика, редактора, журналиста, писателя и т. д.
Предложенные методические разработки уроков литературы способствуют также достижению метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, предусмотренных ФГОС. Укажем некоторые способы организации деятельности школьников, которые систематически применяются в предложенных разработках и обеспечивают эффективное формирование перечисленных в Стандарте метапредметных умений.
Задания для самостоятельной работы в классе и дома, вопросы для самопроверки к разделам и статьям учебника:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Задания для работы в группах:
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
Задания рубрики «Выполняем коллективный проект»:
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
Рекомендации по использованию дополнительной литературы и информационных ресурсов:
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач.
Проблемные вопросы, рекомендации по проведению дискуссий, дебатов:
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей.
Задания, требующие участия в учебном диалоге, подготовки развёрнутого монологического ответа, выполнения письменных работ различных жанров (тестов, контрольных работ, сочинений, рефератов и т. д.):
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Задания на самооценку и оценку результатов деятельности других учеников (устное оценивание, рецензирование, создание отзывов и др.):
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углублённом уровнях.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки (ФГОС).
Предлагаемое методическое пособие ориентировано преимущественно на базовый уровень изучения предмета. Однако ряд материалов и методических приёмов, содержащихся в пособии, позволяет отдельным ученикам достигнуть повышенных результатов образования, работая под руководством учителя. Материалы и задания углублённого характера выделены в пособии звездочкой (*). Систематическая работа с такими материалами позволит учителю организовать деятельность некоторых учеников по углублённому освоению курса литературы в рамках их индивидуального образовательного маршрута. Это обеспечит подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей, обучающихся путём более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Например, предлагаемые в пособии темы рефератов, список литературы и научных источников для дополнительного изучения, задания повышенной сложности могут быть предложены ученикам, заинтересованным в углублённом обучении, в качестве индивидуальных заданий, использованы во время специальных дополнительных занятий и консультаций.
Приведём здесь перечень предметных результатов освоения предметной области «Филология», учитывать которые важно при разработке уроков литературы:
• сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры;
• способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
• свободное использование словарного запаса;
• сформированность умений написания текстов на различные темы на русском языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся;
• сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
• сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.
Безусловно, наиболее конкретным ориентиром для разработки методической концепции каждого урока литературы являются указанные в ФГОС предметные результаты изучения учебного предмета «Русский язык и литература».
Разработка уроков интегрированного характера, в равной мере направленных на изучение литературы и русского языка, вероятно, является перспективой современной методики. Современная школьная практика предусматривает всё-таки в рамках единого предмета проведение отдельных уроков литературы и уроков русского языка. Поэтому и мы предлагаем методические разработки уроков литературы, полагая, что традиционное разделение уроков и учебников вовсе не означает создания непроходимой границы между литературой и языком. Напротив, сложившаяся школьная практика предполагает тесное единство освоения языка и художественной словесности. Выявление языковых средств изобразительности и выразительности, анализ ресурсов языка, применённых писателем для реализации своего художественного замысла, являются неотъемлемой частью изучения литературного произведения на уроках. Таких заданий немало и в наших разработках. Мы не говорим уже о том, что общение на уроках литературы предполагает активное практическое освоение норм и ресурсов родного языка, создания на нём устных и письменных высказываний разных жанров и разной стилистической природы. При этом учитель всегда оценивает и грамотность речи школьника, и его умение использовать средства родного языка в соответствии с коммуникативной задачей. С другой стороны, формирование специальных лингвистических знаний на уроках русского языка традиционно ведётся на основе избранных текстов, фрагментов литературных произведений классиков, научных и публицистических текстов, связанных с литературоведческой проблематикой. Таким образом, взаимодействие предметов достигается, как правило, естественным образом. Современная потребность в усилении межпредметных связей находит отражение в нашем пособии в дополнительной рубрике «Язык литературы», где представлены задания комплексного характера, актуализирующие знания учеников по стилистике, речеведению и т. д. Предполагается возможность работы учеников с опорой на учебник русского языка А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой для 10 класса (М.: Просвещение, 2011). (Далее в пособии даны ссылки на этот учебник с указанием разделов, страниц и номеров упражнений.) Задания рубрики «Язык литературы» даются в конце каждого раздела. Учитель может выбрать, на каком из уроков по творчеству писателя использовать предложенные или аналогичные задания для наиболее эффективной работы.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский язык и литература», на достижение которых направлена деятельность на уроках литературы.
На базовом уровне:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко- культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Дополнительно на углублённом уровне:
1) владение различными приёмами редактирования текстов;
2) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
3) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
4) сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
5) владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера;
6) умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
7) сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики.
В поурочных разработках предметные результаты образования (по ФГОС) для каждого урока указаны, наряду с традиционной формулировкой образовательных задач, для удобства учителя.
Данное пособие поможет учителю выстроить работу с учебником как творческий диалог, поскольку здесь предлагаются задания, рассчитанные не только на освоение и воспроизведение материалов учебника, но и на их осмысление, переработку, дополнение. Материал пособия, находясь в концептуальном единстве с материалом учебника, обладает и определённым самостоятельным значением и в некоторых случаях выступает как полемичный по отношению к учебнику, задавая тем самым возможность проблемного (дискуссионного) подхода к рассматриваемым вопросам. Это создаёт дополнительную почву для проведения уроков исследовательского характера, для развития самостоятельности, критического мышления учеников.