Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Повторение изученного. Из литературы первой половины XIX века. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь
Урок 2. Художественное своеобразие пушкинской лирики, универсальность поэтического языка - А. С. Пушкин

3 часа

Урок 2. Художественное своеобразие пушкинской лирики, универсальность поэтического языка

Материалы к уроку. Раздел учебника для 9 класса «Александр Сергеевич Пушкин». Стихотворения А. С. Пушкина по выбору учителя и учеников.

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства (на примере поэзии А. С. Пушкина).

    Метапредметные: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

    Предметные: знание содержания произведений русской классической литературы (произведений А. С. Пушкина), их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры.

Задачи урока:

    • продолжить обучение анализу лирического произведения в единстве формы и содержания;

    • расширить и закрепить представления учеников о системе нравственных ценностей в творчестве А. С. Пушкина;

    • совершенствовать устную речь учащихся, навыки выразительного чтения.

Свобода в выборе материала на данном уроке влечёт за собой и возможность разнообразить формы работы. Это может быть урок традиционной структуры с повторением основных теоретических знаний о лирике Пушкина и затем иллюстрированием усвоенных тезисов новыми примерами прочитанных и самостоятельно проанализированных стихотворений. Закономерно и использование формы литературного монтажа или поэтического вечера, где лирика будет звучать в сочетании с фрагментами писем, воспоминаний современников. Можно провести «Урок одного стихотворения», как бывают музеи одной картины, сосредоточив внимание на единственном тексте, но с помощью разнохарактерных заданий, выполняемых разными группами учеников, добиться исчерпывающего освоения этого произведения. Урок может пройти и в форме состязания чтецов параллельно с состязанием юных литературоведов, причём в этих двух ролях могут выступить одни и те же или разные ученики. Наконец, можно предложить проведение интегрированного урока, в котором чтение и анализ пушкинской лирики будут органично вплавлены в контекст музыкального или изобразительного искусства.

Выбор формы урока и текстов для анализа осуществит учитель, исходя из возможностей класса и особенностей программы, по которой работали школьники в 5 — 9 классах. Предлагаем один из вариантов содержания урока.

Для анализа ученикам даются стихотворения «Два чувства дивно близки нам...» (1830), «Красавица» («Всё в ней гармония, всё диво...») (1832), «Отцы пустынники и жёны непорочны...» (1836). Работа над этими стихотворениями позволит закрепить и обогатить представление о нравственных ориентирах зрелого Пушкина. Это в первую очередь чувство рода, вера в достоинство личности, укоренённой в истории своих предков («Два чувства дивно близки нам...»). Это любовь, которая духовным усилием доводится до бескорыстного благоговейного созерцания красоты, лишается всякого эгоизма, приближается к молитве («Красавица»). Это христианская вера, стремление совершенствовать душу, опираясь на помощь святых подвижников («Отцы пустынники и жёны непорочны...»). Эти стихотворения образуют определённые смысловые переклички между собой и одновременно «резонируют» с другими пушкинскими текстами. Так, например, «Красавица» помогает почувствовать, что поэт и в годы зрелости не становится каким-то идеальным существом, он остаётся живым и страстным человеком. Духовное самовоспитание изображается им как трудный и непрерывный процесс. Отсюда тянутся смысловые связи к стихотворениям «К***» («Нет, нет, не должен я, не смею, не могу...» (1832), «Я думал, сердце позабыло...» (1835), «Напрасно я бегу к сионским высотам...» (1836). Не случайно и в стихотворении «Отцы пустынники и жёны непорочны...» лирический герой говорит о себе как о падшем. Вспомним в связи с этим хрестоматийную строку «...И милость к падшим призывал» из стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Такое сопоставление позволяет отчётливее понять: падшие — это не только несчастные, гонимые, бедные. Падшие — это оступившиеся, грешные, т. е. практически все люди, включая и самого поэта. А значит, не с высот нравственного превосходства, а из самой души человеческой призывает поэт Божью милость.

Кроме того, выбранные стихотворения наглядно демонстрируют универсальность пушкинского поэтического языка, доступность для него всех оттенков чувств, любой тематики. Можно выделить два важнейших аспекта этой универсальности: 1) абсолютная свобода использования жанровых форм. Так, стихотворение «Красавица» несёт черты мадригала, почему и могло быть вписано в альбом Е. Завадовской в качестве стихотворного комплимента. Но по сути стихотворение далеко выходит за рамки этого жанра.

Отсюда и 2) абсолютная свобода употребления языковых средств. Здесь разговорное слово поспешал естественно соседствует с явно книжным оборотом благоговея богомольно, традиционная любовноромантическая лексика: краса, свиданье, желанье — сочетается с религиозно окрашенной: мир и страсти, сокровенное, благоговея и т. д. Такое смешение не кажется нарочитым, странным именно потому, что оно совершенно соответствует художественной задаче, иначе не выразить то, что чувствует поэт. И в стихотворении «Отцы пустынники и жёны непорочны...» переложение молитвы с характерными для неё сложными словами, церковными оборотами (празднословие, любоначалие, владыко дней моих, да брат мой от меня не примет осужденья и др.) вливается в контекст лирического стихотворения с его интимностью, задушевностью: «Но ни одна из них меня не умиляет, как та...», «Всех чаще мне она приходит на уста...». Исповедальная лирическая интонация согревает общий для всех текст молитвы, делает её проникновенно-личным обращением к Богу.

Итогом урока могут стать письменные отзывы учеников о стихотворениях А. С. Пушкина, в том числе прочитанных самостоятельно. В основном произведения, предназначенные для текстуального изучения, были освоены учениками в 5 — 9 классах. Поэтому приведём здесь только возможные темы творческих работ по лирике Пушкина.

    Домашнее задание

Напишите сочинение на одну из предложенных тем:

1. Пушкин в жизни и в своих стихах.

2. Чувства человека-художника в любовной лирике Пушкина.

3. Какой период пушкинского творчества ближе вам и почему?

4. Что нового открылось вам в личности и творчестве Пушкина при новой встрече с его лирикой?

5. Какие «заветы» оставил Пушкин своим «наследникам» в литературе?

Опережающее индивидуальное задание

Перечитайте поэму «Медный всадник». Выполните задания:

1. Составьте цитатный план вступления к поэме «Медный всадник».

2. Составьте сложный план основной части поэмы.

3. Подготовьте выразительное чтение вступления к поэме.