Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Повторение изученного. Из литературы первой половины XIX века. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь
Урок 3. Поэма Медный всадник. Образ Петра I во вступлении и в основном тексте поэмы - А. С. Пушкин

Материалы к уроку. А. С. Пушкин. Поэмы «Медный всадник», «Полтава». Стихотворение «Пир Петра Первого».

Планируемые результаты образования

    Личностные: воспитание готовности к служению Отечеству, его защите на примере образов литературных героев, вызывающих восхищение и уважение своим служением России.

    Метапредметные: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение критически оценивать и интерпретировать информацию.

    Предметные: способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

    • познакомить учеников с истоками замысла Пушкина, творческой историей поэмы;

    • раскрыть противоречивость и художественное единство образа Петра I в поэме;

    • продолжить обучение анализу поэтического произведения.

Работа на уроке может строиться по следующему плану:

1. Интерес А. С. Пушкина к эпохе Петра I: судьбы «старого» и «нового» дворянства в Петровскую эпоху, личный, семейный интерес поэта к тому времени, отразившийся уже в «Арапе Петра Великого». В 1830-е годы работа над «Историей Петра».

2. Постоянное внимание поэта к личности императора, уважение к величию сердца, великодушию, отсутствию злопамятности и в то же время неприятие деспотического своеволия, жестокости («Указы как будто писаны кнутом»).

Учитель может сделать сообщение об этом, дополняя рассказ цитатами из перечисленных произведений.

3. Петербургское наводнение 1824 года. Впечатление поэта, узнавшего о нём в Михайловском, его реакция публичная (эпиграммы, каламбуры) и истинная (выраженная в письме к брату Льву): «Этот потоп с ума мне нейдёт, он вовсе не так забавен, как с первого взгляда кажется. Если тебе вздумается помочь какому-нибудь несчастному, помогай из Онегинских денег. Но прошу, без всякого шума, ни словесного, ни письменного». (Пушкин А. С. Собр. соч. В 10 т. — М., 1977. — Т. 9. — С. 118.)

4. Замысел поэмы. Почему спустя 9 лет после наводнения и через 5 лет после создания «Полтавы» Пушкин снова обращается к теме Петра I? В отличие от «Полтавы», действие которой погружено в прошлое, «Медный всадник» объединяет прошлое и настоящее. Пушкин стремится теперь не только оценить историческую роль Петра I, но и выявить влияние его реформ на нынешние судьбы России, на её будущее.

5. Вступление к поэме «Медный всадник». Выразительное чтение ученика или учителя, или прослушивание профессионального исполнения поможет прочувствовать торжественность и лиризм пушкинских строк. Составление или проверка цитатного плана позволит проследить развитие лирического сюжета, понять логику авторской мысли: замысел Петра — его чудесное воплощение — вдохновение поэта, рождённое творением Петра I, — молитва о благополучии города и успокоении духа его творца.

Примерный план:

1. «На берегу пустынных волн / Стоял он, дум великих полн...».

2. «...Здесь будет город заложён / Назло надменному соседу».

3. «Прошло сто лет, и юный град... / ...Вознёсся пышно, горделиво...».

4. «Люблю тебя, Петра творенье...».

5. «Красуйся, град Петров, и стой / Неколебимо, как Россия...».

Далее ученики анализируют вступление к поэме, размышляя над тем, как создаёт здесь Пушкин образ Петра I:

♦ Почему в первых строчках имя императора заменено словом «он»?

♦ Какой приём помогает нам проникнуть в мысли Петра I, оценить его замысел?

♦ Почему в речи героя звучит «мы», а не «я»?

♦ Почему в описании города поэт использует не его официальное название, а выражения «Петра творенье», «град Петров»?

♦ Как можно определить отношение поэта к Петру I во вступлении к поэме?

Отвечая на эти вопросы, ученики осознают, что во вступлении Пушкин рисует образ великого человека, верящего в славу России, ощутившего единство собственной воли с волей Провидения («Природой здесь нам суждено / В Европу прорубить окно...»). Поэт помогает нам проникнуться величием его замысла, увидеть в нём не результат самовластной прихоти, но воплощение воли истории, воли народа. Закономерным оказывается последующее восхваление города и заклинание побеждённой стихии. Тщетной называет Пушкин злобу финских волн, способных лишь встревожить вечный сон Петра, но не уничтожить дело его рук.

6. Следующая часть урока требует работы над основным текстом поэмы. Можно предложить ученикам выписать из частей 1 и 2 слова и выражения, которыми изображается Пётр I.

«Кумир на бронзовом коне», «Кумир с простёртою рукою...», «Кто неподвижно возвышался / Во мраке медною главой...», «Ужасен он в окрестной мгле...», «...лик державца полумира», «...Всадник Медный на звонко-скачущем коне» и т. д.

Сопоставляя образ, созданный во вступлении и в основном тексте, школьники увидят и общее: силу, мощь, величие, единство с природными стихиями и способность им противостоять — и разницу: там — живой человек, здесь — Медный Всадник, грозный повелитель, оживший камень. (Можно напомнить ученикам, что подобная двойственность в изображении Петра присутствовала уже в «Полтаве»: «...Выходит Пётр. Его глаза / Сияют. Лик его ужасен. / Движенья быстры. Он прекрасен, / Он весь, как Божия гроза»). Но значит ли это, что поэт изменил своё отношение к Петру I? Важно, чтобы десятиклассники задумались, кто видит и изображает Петра в каждом из рассмотренных случаев. Во вступлении живого Петра рисует поэт, в основной части ужасного Медного Всадника видит бедный обезумевший Евгений. Почему Евгений увидел Петра именно таким? В какой степени его видение разделяется Пушкиным? Эти вопросы станут основой следующего урока.

    Домашнее задание

1. Подготовьте выразительное чтение одного из фрагментов поэмы (например, мечты бедного чиновника, картина наводнения (ч. 1), «спор» Евгения с Медным Всадником (ч. 2).

2. Выберите образные средства, помогающие создать картину наводнения, укажите их роль.

3. Из второй части поэмы выпишите слова с оценочным значением, относящиеся 1) к Евгению, 2) к Петру. Сделайте вывод о позиции автора.

Для индивидуальной работы

Подберите живописные или музыкальные иллюстрации к поэме.