Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Приложения
Примерное тематическое планирование уроков литературы в 10 классе - Русский язык и Литература

105 часов

Цели изучения раздела

Номера уроков

Темы уроков. Основное содержание

Образовательный результат (знание): историко- литературные факты, теоретико-литературные

понятия

Образовательный результат (умение): выполняемые учебные действия

Обзорная тема.

Введение.

Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. 1 час

Познакомить учащихся с ключевыми особенностями развития русской литературы на этапе её национального самоопределения.

Раскрыть взаимосвязь между своеобразием исторической судьбы России и художественной неповторимостью русской литературы

1

Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века

Историко-литературный процесс. Литературный процесс. Национальные особенности литературного процесса. Фазы и стадии развития национальной литературы в русле мирового литературного процесса

Работа с учебником и дополнительной литературой. Составление опорных схем. Формулирование тезисов

Повторение изученного.

Из литературы первой половины XIX века. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь. 6 часов


      А. С. Пушкин. 3 часа

Обобщить и закрепить знания о творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, а также представление о романтизме как художественном методе и литературном направлении.

2

Художественное своеобразие пушкинской лирики, универсальность поэтического языка

Литературное направление, течение. Романтизм, реализм. ‘Многообразие авторских стилей

Анализ статей учебника. Подбор примеров. Работа с дополнительными источниками

Дополнить и уточнить представление о романтизме и первом этапе формирования реализма в русской литературе XIX века на примере ранее изученных произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова.

Закрепить знания о своеобразии личности и творчества А. С. Пушкина. Раскрыть глубину проблематики и гуманистический пафос поэмы «Медный всадник»

3

Поэма «Медный всадник» (обзорное изучение). Тема Петра I в творчестве Пушкина. Образ Петра I во вступлении и в основном тексте поэмы. Двойственное изображение его личности и исторической роли

Проблематика. Историзм. Противоречивость и цельность. Художественный мир произведения

Выразительное чтение. Сопоставительный анализ эпизодов. Словарная работа


4

«Бедный Евгений» и «державный исполин». Авторская позиция и способы её выражения в поэме. ‘Смысл противостояния «великого человека» и «маленького человека»

Конфликт. Образ автора, авторская позиция. Система образов. Символические образы. Образ «героя» в европейской и русской литературе. Мотив. Идея. Художественный образ. Творческий диалог. Гуманизм

Выявление авторской позиции и средств её выражения.

Выборочное чтение. Самостоятельный ответ на проблемный вопрос



М. Ю. Лермонтов. 1 час


Повторить и обобщить знания учащихся о своеобразии личности и поэтического творчества М. Ю. Лермонтова. Закрепить понимание основных свойств романтизма и реализма как литературных направлений.

Продолжить обучение комплексному анализу лирики, созданию отзыва о стихотворении. Показать взаимосвязь и различия между ведущим литературным направлением и индивидуальноавторским стилем

5

Неповторимый облик лирического героя М. Ю. Лермонтова. Энергия трагических переживаний и углублённый психологизм лермонтовской лирики

Романтизм.

Лирический герой. Психологизм.

Мотивы лирики.

Духовная проблематика. Пафос

Анализ идейного и эмоционально-образного содержания лирических произведений. Сопоставление стихотворений. Формулирование собственной оценки прочитанных произведений



Н. В. Гоголь 2 часа



Повторить знания об особенностях мироощущения и творческой манеры Н. В. Гоголя. Раскрыть глубину нравственной проблематики «Петербургских повестей» на примере повести «Шинель». Показать мастерство писателя в создании типа «маленького человека», значение этого художественного открытия для дальнейшего становления русской литературы.

*Раскрыть взаимодействие романтических и реалистических приёмов в творческой манере Гоголя

6

Петербургские повести, их место в художественном мире Гоголя. Сюжет повести «Шинель». Гротеск, фантастика как приёмы критического изображения действительности. Образ Акакия Акакиевича Башмачкина. Отношение автора к герою

Повесть. Сюжет.

Персонаж.

Тематика.

*Художественная условность. Фантастика.

Абсурдное и бытовое. Эпический цикл. Герой, характер, тип. Многозначность художественного образа.

Пересказ-извлечение, анализ художественных средств, позволяющих создать образ героя


7

*Особенности гоголевской типизации. Изображение героя через «вещный мир». Открытие темы «маленького человека» в литературе. Нравственный смысл повести

Язык, стиль произведения. Деталь. Символ.

Тема. Сквозная тема. Преемственность в литературе

Выявление роли художественной детали. Сравнение проблематики произведений разных авторов


Становление

реализма

Страницы

как художественного направления в европейской литературе.

истории западноевропейского романа XIX века. Обзор. 2 часа





Стендале. 1 час




Раскрыть важнейшие черты реализма, показать его исторически обусловленный характер, связь реализма в литературе с социально-историческими и культурными процессами эпохи.

8

Творчество Стендаля.

Герой буржуазной эпохи в романе «Красное и чёрное»

Творческий метод. Художественное направление. Стиль писателя

Характеристика особенностей стиля писателя



Бальзак. 1 час


Раскрыть закономерности культурного взаимодействия и взаимообогащения литературы разных народов

9

Романы Бальзака «Евгения Гранде», «Отец Горио». Расцвет европейского реалистического романа

Познавательная функция литературы. Роман как литературный жанр. Социальная проблематика. Психологизм

Сообщение о жизни и творчестве писателя. Сопоставление произведений русских и зарубежных писателей


И. С. Тургенев. 9 часов


Раскрыть своеобразие художественного мира И. С. Тургенева на примере романа «Отцы и дети». Показать глубину социальной, философской и нравственной проблематики творчества Тургенева. Осмыслить особенности авторской позиции в изображении конфликта поколений. Продолжить наблюдения над жанровыми особенностями русского реалистического романа. Раскрыть мастерство писателя в изображении внутреннего мира героев (скрытый психологизм, многообразие приёмов характеристики героя). Показать роль И. С. Тургенева в культурном взаимодействии России и Европы

10

Судьба писателя. Формирование общественных и философских взглядов И. С. Тургенева

Биография писателя. Проблематика творчества

Работа с учебником и дополнительными источниками. Составление плана. Конспектирование








Продолжение


11

Преходящее и вечное в художественном мире И. С. Тургенева. Особенности мировоззрения и таланта, чуткость к первоочередным вопросам общественной жизни. Художественное совершенство прозы Тургенева

Тема. Проблематика. Идея. ‘Философская основа творчества.

Поэтика.

Композиция.

Портрет. Пейзаж. Художественное пространство и время

Работа с учебником. Конспектирование.

Подбор примеров. Индивидуальные сообщения.

Выразительное чтение стихотворений в прозе


12

Творческая история романа «Отцы и дети».

Герои своего времени в романах Тургенева 50-х годов XIX века «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне». Герой 60-х годов XIX века нигилист Базаров и его прототипы

Замысел и его воплощение. Прототип.

Жизнеподобие. Герой, характер, тип.

Социальная проблематика. Исторический контекст

Сопоставление литературного героя с его прототипами.

Анализ эпизода.

Работа с учебником


13

Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Явная противоположность и скрытое сходство героев. Споры партий и конфликт поколений в романе.

* Оценка романа и героя в критике 60-х годов XIX века

Портрет. Деталь.

Психологизм.

Контраст. Подтекст. Проблематика.

Система образов.

Антитеза. Идея.

Проблематика.

Литературная критика. Реализм

Сравнительная характеристика. Выявление мотивов поступков героев. Сопоставление эпизодов. Комментированное чтение


14

Сатирическое изображение Тургеневым представителей «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников

Ирония, сатира, сарказм. Образ автора. Композиционные приёмы. Протагонист.

Антагонист

Выборочный пересказ. Подбор цитат. Выявление ведущих художественных приёмов, стилевых особенностей повествования


15

Автор и герой в романе. Сложность позиции И. С. Тургенева

Авторская позиция

Анализ средств выражения авторской позиции


16

Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью.

*Значение женских образов в романе

Психологизм.

Диалог. Монолог. Внутренняя речь

Характеристика героя (героини). Составление плана сообщения по проблемной теме


17

Базаров и его родители.

Изображение Тургеневым путей преодоления конфликта поколений

Конфликт. Пейзаж. Психологическая деталь. Авторская позиция

Пересказ-извлечение. Пересказ-анализ.

Ответ на проблемный вопрос


18

Базаров как «трагическое лицо». Причины мировоззренческого кризиса и закономерность фатального исхода внутренней борьбы героя. Финал романа

Трагический конфликт. Композиция.

Эпилог. Пейзаж. Авторская оценка.

Лиризм. Поэтика

Характеристика героя. Пересказ, близкий к тексту. Выразительное чтение. Составление плана сочинения.

Сообщения по материалам учебника и самостоятельно изученных источников




Н. Г. Чернышевский. 2 часа


Раскрыть идейное содержание романа «Что делать?». Разъяснить влияние литературно-критического творчества Чернышевского, его революционной работы и писательской деятельности на духовную жизнь русского общества и литературный процесс второй половины XIX века

19

Судьба и личность Н. Г. Чернышевского. Его роль в общественном движении середины XIX века. История создания романа «Что делать?».

Сюжет романа как

Биография писателя. Литературная критика.

Литература и действительность.

Проблематика. Идея.

Фабула. Подтекст

Работа с учебником.

Подготовка устных сообщений.

Пересказ-извлечение. Анализ сюжета


20

развёрнутый ответ на вопрос заглавия

Своеобразие жанра романа «Что делать?». Основные элементы его художественного мира. Новые люди и «особенный человек» в романе. Смысл теории «разумного эгоизма».

Сны Веры Павловны, их функция в романе. Образ будущего в романе. Пафос любви к человечеству в произведении

Автор. Герой.

Моральная проблематика. Аллегория.

Иносказание.

Авторская позиция. Гуманизм

Характеристика героя. Выявление идеи автора. Анализ эпизода. Определение его связи с проблематикой романа. Письменный ответ на вопрос




И. А. Гончаров. 7 часов


Раскрыть идейное и художественное своеобразие творчества И. А. Гончарова как писателя-реалиста. Показать специфику реалистического изображения мира и человека на примере романа «Обломов» (проблема взаимодействия характера и обстоятельств, влияние среды на формирование личности). Продолжить изучение средств создания образа героя в эпическом произведении.

*Проследить проявление национальных художественных традиций в изображении сложных, противоречивых жизненных явлений

21

Личность писателя. Своеобразие художественного таланта

И. А. Гончарова. Черты реализма в прозе И. А. Гончарова.

Проблематика романов И. А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»

Биография писателя.

Проза. Эпические жанры. Проблематика. Идея. Реализм. Роман.

Сюжет. Система образов. Поэтика

Подготовка докладов, сообщений по теме. Конспектирование. Работа с учебником. Выявление ключевых тем, проблем, идей в творчестве писателя


22

Роман «Обломов». Реалистические приёмы изображения главного героя в первой части. ‘Традиции «гоголевской школы» в романе

Реализм. Роман.

Сюжет. Система образов. ‘Понятие «школы» в литературе

Сжатый пересказ.

Анализ эпизода. Составление плана характеристики


23

Полнота и сложность характера Обломова. Истоки характера героя. Эпизод «Сон Обломова», его роль в романе.

Обломов и Захар

Герой, характер, тип.

Авторская позиция. Индивидуальное и типическое. Второстепенные герои. Система образов. Внутренняя речь

Анализ эпизода. Сопоставление эпизодов. Составление развёрнутой характеристики героя. Анализ образной системы произведения.


24

Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл сопоставления героев в романе

Характер. Образ.

Антитеза. ‘Композиционные приёмы (ретроспекция, тематический параллелизм)

Сравнительная характеристика.

Анализ композиции романа


25

Обломов и Ольга Ильинская: испытание героя любовью. Женские образы в романе. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына

Психологизм.

Диалог. Внутренний монолог. Герой, характер. Портрет. Деталь

Выборочный пересказ. Пересказ-анализ. Выявление авторского отношения к герою


26

Финал романа. Авторская оценка жизненного пути героя. Историко- философский смысл произведения, противоречивые оценки романа и его героя в русской критике XIX века. «Обломовщина» как явление русской жизни. Конкретно-историческое и «вечное» содержание романа. *Современное звучание романа. Образ Обломова в кинематографе (режиссёр Н. Михалков. «Несколько дней из жизни Обломова»)

Авторская позиция. Проблема. Замысел.

*Лиризм повествования. Художественный образ. Проблематика. Идея. Литературная критика. Пафос. Полемика. Обобщённость художественного образа. «Вечные образы» в литературе.

Интерпретация.

Литература как искусство слова.

Художественный образ

Цитирование.

Дискуссия. Ответ на проблемный вопрос. Формулирование вывода. Формулирование и доказательство собственной оценки произведения. Дискуссия. Создание рецензии. Подбор примеров, аргументов.

Отзыв об актёрском и режиссёрском прочтении романа.

Рецензия на кинофильм


27

Классное сочинение





А. Н. Островский. 6 часов



Раскрыть главные черты драматургии А. Н. Островского на примере драмы «Гроза».

Раскрыть глубину изображения противоречий

народной жизни в пьесах Островского.

Показать значение творчества драматурга для формирования национального театра. Продолжить изучение средств изображения героев и способов выражения авторской позиции в драме. *Выявить способы создания национального колорита и изображения национального характера в драматургии А. Н. Островского

28


Личность и творчество драматурга.

А. Н. Островский — создатель русского национального театра

Подготовка устных сообщений по теме


29

Драма «Гроза». Творческая история пьесы

Сюжет. Система персонажей. Идея, пафос.

Художественный образ. Трагический конфликт. Символ

Работа с учебником. Выявление символического смысла образа


30

Нравы города Калинова.

Изображение А. Н. Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху

Драма как жанр.

Конфликт. Стадии развития действия

Выразительное чтение по ролям. Анализ ремарок. Составление плана.

Анализ взаимодействия сюжетных линий в пьесе. Выявление этапов в развитии действия


31

Образ Катерины Кабановой. Народные истоки её характера. Суть конфликта героини с «тёмным царством»

Конфликт. Герой, характер, тип. Образ. Национальный характер. Народность

Характеристика героини. Анализ эпизода. Подбор материала для речевой характеристики


32

Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме А. Н. Островского

Сюжет. Система образов. Монолог. Диалог.

Конфликт.

Тематический параллелизм. Кульминация.

Развязка. Контраст

Выявление исторического и общечеловеческого содержания пьесы.

Изучение речевой характеристики как важнейшего средства создания образа героя


33

Пьесы жизни. Художественное своеобразие драматургии А. Н. Островского.

‘Оценка пьес Островского критикой XIX века. ‘Противостояние людей с горячим сердцем хищническому миру благопристойных обывателей в пьесах «Бесприданница», «Лес»

*Литературная критика. Поэтика.

Художественный образ. Социальная роль литературы. Сюжет, композиция. Язык и стиль произведения. Тематика, проблематика. Форма и содержание. Национальный колорит

*Сопоставление критических интерпретаций. Подбор примеров из самостоятельно прочитанных пьес Островского. Сообщения по теме. Выразительное чтение, инсценирование.

Устный отзыв о прочитанной пьесе



Ф. И. Тютчев. 2 чеса



Раскрыть идейное и художественное своеобразие лирики Ф. И. Тютчева. Продолжить обучение интерпретации лирического произведения. Совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа лирики.

*Закрепить представления о многообразии поэтических голосов в русской поэзии XIX века

34

Судьба и поэзия Ф. И. Тютчева.

*Место поэзии Тютчева в развитии русской литературы XIX века.

Хаос и космос в поэзии Ф. И. Тютчева. Человек и природа: драматизм их взаимоотношений в лирике Тютчева

Биография поэта.

Эволюция творчества. Романтизм. Философская лирика.

Лирический герой.

*Образ-символ.

Содержание и форма.

Тропы и стилистические фигуры в поэтической речи

Выявление особенностей стиля поэта. Определение признаков литературного направления.

Выразительное чтение, заучивание наизусть. Комплексный анализ стихотворений.

Создание плана сочинения-отзыва о лирическом произведении


35

Любовь в лирике Ф. И. Тютчева. Отражение драматических обстоятельств личной жизни и философских исканий автора в его лирике

Изобразительно-выразительные средства в лирике. Лирический сюжет.

Автор. Лирический герой. Автобиографичность творчества

Создание устных и письменных отзывов о лирических произведениях. Самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой


Две ветви

русской поэзии во второй

половине XIX века. Обзор. 1 час


Показать разнообразие поэтических голосов в русской литературе XIX века и причины отступления на второй план лирических жанров в эпоху расцвета прозы. Раскрыть социальные и философские корни полемики о назначении искусства в 60-е годы XIX века и значение этих споров для судеб русской поэзии

36

Две ветви русской поэзии во второй половине XIX века. Причины и смысл споров О «чистом» и «гражданском» искусстве

Проблематика. Литературный процесс. Поэзия и действительность. Общественная роль литературы

Подбор примеров к теоретическому материалу. Составление сравнительной таблицы



Н. А. Некрасов. 9 часов



Раскрыть особенности личности и творчества Н. А. Некрасова, его место как поэта, журналиста и издателя в истории русской литературы. Показать новаторские черты поэзии Некрасова. Раскрыть глубину изображения жизни крестьянской России в переломный момент истории в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Продолжить обучение анализу идейно-тематического содержания произведения, выявлению авторского замысла и средств его воплощения.

*Дать представление о жанровом и интонационном разнообразии поэзии Некрасова, о продолжении и видоизменении в его творчестве традиций Пушкина, Лермонтова, Гоголя

37

Личность и творчество поэта. Народные истоки мироощущения Н. А. Некрасова

Биография поэта. Народность. Проблематика. Лирический герой

Выразительное чтение. Анализ стихотворений


38

Тема гражданской ответственности поэта перед народом в лирике Н. А. Некрасова

Элегия. Эволюция жанра. Мотивы лирики

Составление характеристики лирического героя


39

Художественное своеобразие лирики Н. А. Некрасова. Новизна содержания и поэтического языка. Любовная и сатирическая поэзия Некрасова

Традиции.

Новаторство.

Психологизм. Стиль. Стихотворный размер. Фольклорные традиции.

Изобразительно-выразительные средства в лирике

Сопоставительный анализ стихотворений разных авторов. Анализ содержания и формальных признаков стихотворения


40

«Кому на Руси жить хорошо». Творческая история произведения.

Масштабность замысла поэмы-эпопеи

Жанр поэмы-эпопеи. Историко-литературный контекст. Социально-историческая проблематика

Работа с материалом учебника и справочной литературой


41

Роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее.

Сюжет, композиция, язык произведения.

"Стилизация. Подражание

Выразительное чтение.

Выявление особенностей языка поэмы


42

Изменение крестьянских представлений о счастье. *Религиозно-философский подтекст в поэме

Герои. Система образов. "Философская проблематика. Подтекст. Символ

Сопоставление эпизодов. Комментированное чтение


43

Крестьянские судьбы в изображении Н. А. Некрасова: Яким Нагой и Ермил Гирин. Нравственные последствия крепостничества в поэме

Герой, характер, тип. "Средства типизации в поэме. Приём умолчания. Трагическое и комическое. Сюжет. Идея. Социальная и духовная проблематика. Подтекст.

Интерпретация

Выборочный пересказ. Выразительное чтение. Выявление стилевых особенностей.

Пересказ.

Комментированное чтение. Анализ роли образа в художественном мире произведения


44

Вера поэта в духовную силу, богатырство народа. Матрёна Тимофеевна и дед Савелий. Судьба русской крестьянки. Её нравственная красота и духовная сила

Характер. Образ героя. Речевая характеристика.

Образ автора.

Авторская позиция.

Герой. Разноречие.

Песня. Плач

Составление цитатного плана. Устная характеристика героини. Подготовка к сочинению.

Характеристика героя. Цитирование


45

Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый финал поэмы. Нераз- решённость вопроса о народной судьбе

Проблематика. Герой. Идея. Эпичность. Лиризм. Пафос. Композиция

Формулирование проблемных вопросов. Дискуссия. Создание сочинений в жанре рассуждения, статьи


46 — 48

Классное сочинение (3 часа)





А. А. Фет. 2 часа



Раскрыть художественное своеобразие лирики А. А. Фета, новаторские черты творчества поэта. Продолжить обучение анализу лирики

49

«Остановленные мгновения» в стихотворениях А. А. Фета. А. А. Фет о предназначении художника и смысле поэтического творчества

Поэзия. Лирический герой. Художественный образ. Содержание и форма.

Мотивы лирики. Традиции. Романтизм

Выразительное чтение и заучивание наизусть. Подбор музыкальных и живописных иллюстраций. Сопоставительный анализ стихотворений. Выявление сквозных мотивов творчества поэта


50

Характерные особенности лирики Фета, её новаторские черты. «Шёпот, робкое дыханье...». Стихотворения по выбору. Музыка в лирике Фета и лирика Фета в музыке русских композиторов

Новаторство. Ритм. Рифма. Интонация.

Звукопись. Инструментовка стиха. Строфика.

Лирические жанры. Песня. Романс.

Литература и другие виды искусства

Комплексный анализ лирики. Устная интерпретация лирического произведения. Сопоставление лирических произведений и музыкальных интерпретаций



А. К. Толстой. 2 часа



Познакомить с творчеством своеобразного русского поэта, прозаика и драматурга. Раскрыть важнейшие художественные особенности лирики А. К. Толстого. Продолжить обучение интерпретации лирического произведения

51

Стремление к пушкинской универсальности и гармонии в творчестве А. К. Толстого. Лирика А. К. Толстого. Проза и драматургия А. К. Толстого

Личность и творчество писателя.

Эпос. Лирика. Драма.

Жанр. Баллада, элегия, послание, лирическое стихотворение.

Историческая трагедия

Выразительное чтение. Определение жанровых признаков произведений. Выявление особенностей авторского стиля. Сопоставление стихотворений разных авторов


52

Образ Козьмы Пруткова, его место в русской поэзии

Стилизация, пародия. Юмор

Выразительное и комментированное чтение



М. Е. Салтыков- Щедрин.

3 часа


Раскрыть смысл сатирического изображения русской истории в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. Показать современность поставленных писателем вопросов. Продолжить обучение участию в дискуссии, ведению полемики.

*Углубить представление о разнообразии приёмов и жанров сатиры

53

Проблематика и жанровое своеобразие сатиры «История одного города»

Сатира. Сюжет. Проблематика. Пародия

Сжатый пересказ. Комментирование


54

Глуповские градоначальники: гротескное изображение пороков государственной власти в России

Гротеск, гипербола, сарказм. Художественная условность.

Идея, пафос.

Автор и повествователь. Образ автора. Подтекст

Анализ эпизода. Выявление сатирических приёмов.

Отбор примеров по теме. Дискуссия


55

Народ в «Истории одного города». Размышления автора о прошлом и будущем России. Финал произведения, возможности разных его истолкований

Художественный образ. Символ.

Интерпретация.

Историзм.

Условность

Дискуссия. *Сравнение научных и критических интерпретаций. Подготовка сообщений. Составление планов сочинений


Страницы истории

западноевропейского

района XIX века. Ч. Диккенс. Обзор. 1 час


Познакомить с биографией и творчеством писателя. Раскрыть гуманистический характер прозы Диккенса. Выявить переклички между образным миром английского романиста и творчеством русских писателей

56

Жизнь и творчество Ч. Диккенса. Социальная проблематика романов писателя. Религиозно-философские мотивы в рассказе «Рождественская песнь в прозе»

Роман как литературный жанр. Реализм. Социальная проблематика. Святочный рассказ

Анализ эпизода. Сообщение о жизни и творчестве писателя



Ф. М. Достоевский. 8

часов


Раскрыть своеобразие художественного мира писателя на примере романа «Преступление и наказание». Показать сложность нравственных проблем, поставленных писателем, глубину анализа человеческой натуры в его романах, созвучность духовных исканий Достоевского вопросам нашего времени. * Раскрыть новаторские черты творчества писателя, расширение границ реализма в его прозе

57

Судьба писателя, трагические обстоятельства, сформировавшие его мировоззрение. Почвенничество Достоевского

Биография писателя. Автобиографическая проза. Публицистика

Сообщения по материалам учебника и автобиографической прозы


58

Атмосфера 60-х годов XIX века и её отражение в романе «Преступление и наказание».

Прототипы Раскольникова

Тема. Проблематика. Идейные течения.

Документальная основа произведения.

Вымысел

Анализ эпизодов. Сопоставление публицистической прозы и художественного произведения


59

Петербургские углы. «Униженные и оскорблённые» в романе. Преображение темы «маленького человека» в творчестве Ф. М. Достоевского

Система персонажей. Лейтмотивы творчества.

Традиции и новаторство. Реминисценция. Персонаж. Психологизм. Авторская позиция

Выборочный пересказ. Пересказ-анализ


60

Истоки и смысл теории Раскольникова. Преступление Раскольникова. Глубина психологического анализа в романе. Своеобразие психологизма Достоевского

Психологизм. Стиль повествования.

Идеологический роман. Идейное многоголосие.

Способы изображения внутреннего мира героя

Выявление художественных особенностей произведения.

Анализ эпизода.

Словарная работа


61

Идея и натура Раскольникова. Наказание героя. Автор и герой. Позиция Достоевского

Герой. Характер.

Идейное содержание и форма произведения

Отбор эпизодов. Чтение и комментирование


62

Второстепенные персонажи, их роль в повествовании

Система образов. Герои - двойники и антиподы

Пересказ-извлечение. Сопоставление героев романа


63

Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя

Идея. Пафос. Авторская позиция

Сопоставительный анализ эпизодов


64

Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взглядами Ф. М. Достоевского. *Н. Н. Страхов. «Преступление и наказание»

Идея. Мировоззрение писателя.

Художественный образ. Внесюжетные эпизоды.

Эпилог

Сообщения по материалам учебника. Составление те- ! зисного плана сочинения


Русская литер

атурная критика второй

половины XIX века. Обзор. 1 час


Познакомить учеников с основными направлениями литературной критики второй половины XIX века, раскрыть роль критики в формировании национальной литературы

65

Русская литературная критика второй половины XIX века

Интерпретация. Литературная критика. Реализм. Поэтика

Анализ фрагментов критических статей. Ответ на проблемный вопрос. Участие в дискуссии

Поиски путей

Сближения с

народом в общественной

жизни России в 70-80-х годах XIX

века

Показать взаимосвязь литературного процесса с движением общественной жизни

66

Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России 70 —80-х годов XIX века. Идеал народности в художественной литературе

Идея. Историко-литературный процесс. Народность. Эволюция понятия «народность» в русской культуре

Работа с дополнительными источниками. Отбор материала, конспектирование. Подбор примеров



Л. Н. Толстой. 16 часов



Познакомить учеников с масштабами духовного делания писателя. Раскрыть стремление Толстого к единству слова и дела как традиционное в русской литературе понимание долга писателя. Открыть учащимся мир толстовского романа как сложную, многоуровневую художественную систему, подчинённую единому авторскому замыслу. Раскрыть некоторые ключевые проблемы романа «Война и мир», показать общечеловеческое содержание произведения. Продолжить обучение основным приёмам анализа художественного текста. Привлечь внимание учеников к противоречивости духовного наследия Толстого, открытого для многочисленных истолкований и индивидуальных интерпретаций

67

Этапы биографии писателя и их отражение в творчестве

Биография писателя. Мемуары

Сообщения по материалам учебника


68

Политические и философские взгляды Л. Н. Толстого. *Религиозно-этическое учение писателя

Идея. Мировоззрение. Публицистика. Философская проза

Работа с учебником. Составление тезисов. Конспектирование


69

«Война и мир» как роман-эпопея. Творческая история произведения. Отличие эпопеи Толстого от европейского романа XIX века

Эпопея. Роман.

Замысел и его воплощение. Роман-эпопея.

Народность. Историзм

Выявление жанровых признаков произведения. Доклад. Подбор аргументов к тезису


70

Сатирическое изображение большого света в романе. Образ Элен. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества

Система образов. Сатира. Ирония. Противопоставление. Портретная деталь. Речевая характеристика героя

Анализ эпизода. Подбор примеров по теме. Словарная работа. Комментирование


71

Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов.

Мысль семейная и мысль народная в «мирных» главах романа

Герой, характер.

Авторская позиция.

Юмор. Лиризм повествования. Композиция. Эпизод.

Тема. Идея. Контекст

Сопоставление эпизодов. Выразительное чтение. Составление плана сообщения.

Выявление идейно-смысловой и композиционной роли эпизода


72

Изображение безнравственной сути войны 1805 —1807 годов. Аустерлицкое сражение, его роль в судьбе князя Андрея Болконского

Авторская позиция. Пафос.

Историзм. Эпичность

Анализ эпизода. Выявление авторской позиции и средств её выражения


73

Образ Наташи Ростовой. Особое место Наташи в системе образов романа «Война и мир»

Портрет. Внутренний монолог. Речевая характеристика

Выявление ключевых портретных деталей. Характеристика героини


74

Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростовых

Герой, характер.

Внутренний мир героя. Эволюция характера.

Динамика образа

Выборочный пересказ с элементами анализа. Сравнение героев


75

Война 1812 года в судьбах героев романа. Изображение Л. Н. Толстым народного характера войны. Образ Тихона Щербатого.

Трагическая сущность войны. Сцена гибели Пети Ростова. Патриотизм русских солдат и ополченцев как источник победы в Бородинском сражении. Сцена молебна

Сюжет. Образ автора. Идея. Авторские отступления. Художественное пространство и время. Идея.

Портрет. Речь героя. Умолчание, отстранение, подтекст.

Пафос. Народность. Автор и герой. Роман-эпопея

Сжатый пересказ. Анализ эпизода.

Выразительное чтение. Подбор цитат к сочинению- рассуждению.

Устное рисование. Чтение по ролям.

Выявление функций эпизода в контексте целого. Анализ композиции


76

Наполеон и Кутузов. Взгляд Л. Н. Толстого на роль личности в истории. Тема истинного и ложного в романе.

Философия истории в романе. Место в нём авторских отступлений

Портрет. Деталь.

Сатира. Ирония. Авторская позиция. Мотив. Лейтмотив. Идея. Проблематика. Содержание и форма. Жанр романа- эпопеи

Сравнительная характеристика. Подбор примеров по теме. Подготовка черновика сочинения. Анализ внесюжетных элементов романа


77

Народность в понимании Л. Н. Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев

Идея. Народность. Герой. Образ. Тип

Сжатый пересказ. Характеристика героя


78

Финал произведения. Полемический характер финала. Изображение писателем противоречий как источника исторического движения. Смысл названия романа-эпопеи. Роль антитезы в художественной структуре романа

Проблематика. Антитеза. Конфликт. Образ автора. Психологизм. Художественное время. Историзм. Реализм. Художественный образ. Антитеза. Символический образ

Выборочное чтение. Составление историко-бытового комментария. Дискуссия.

Анализ важнейших элементов художественной структуры романа


79

Образы героев Л. Н. Толстого в интерпретации художников, музыкантов, кинематографистов

Литература как искусство слова и другие виды искусства

Сопоставление интерпретаций. Создание отзывов, рецензий


80 — 82

Классное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». (3 часа)





Н. С. Лесков. 3 часа



Раскрыть особенности мировоззрения и творческой манеры Н. С. Лескова. Продолжить обучение анализу эпических литературных произведений. Систематизировать знания о сказовом начале в прозе Лескова, показать обусловленность языка и стиля произведений идейными устремлениями писателя

83

таланта и особенность идейной позиции Н. С. Лескова. Национальный характер в произведениях Лескова

Биография писателя. Литературный процесс. Фабула. Герой. Характер

Работа с учебником. Доклад. Отзыв о рассказе. Выборочное чтение


84

Пестрота русского мира в хронике Н. С. Лескова «Очарованный странник»

Язык и стиль. Речь героя. Разноречие. Сказ. Хроника.

Герой, характер, тип. Хроникальный сюжет. Фрагментарность

Выявление стилевых особенностей текста. Пересказ-анализ. Характеристика героя


85

Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни. Судьба Ивана Фляги на.

Праведники Лескова и правдоискатели Некрасова. Два взгляда на народный мир.

Своеобразие повествовательной манеры Лескова

Мировоззрение писателя и его отражение в творчестве.

Язык и стиль. Сказ. Речевая характеристика героя

Сравнение художественных текстов. Подбор примеров.

Выявление стилевых особенностей текста


    Зарубежная

драматургия конца

    Обзорная тема. 2

Генрик Ибсен. 1 час

XIX — начала XX века. Г. Ибсен, Дж.-Б. Шоу.

часа


Сформировать представление о творчестве Г. Ибсена. Его роль в развитии новой драмы и связь с проблематикой русской литературы

86

Творческий путь Г. Ибсена. Особенности его драматургии. Влияние драм Ибсена на европейскую литературу

Драматургия. Новая драма. Психологизм

Сообщение о жизни и творчестве писателя. Работа с электронными ресурсами



Бернард Шоу. 1 час



Познакомиться с особенностями творчества Б. Шоу

87

Социальная проблематика пьес Шоу. Юмор и сатира в драматургии Б. Шоу

Социальная проблематика. Публицистика.

Юмор. Сатира

Анализ драматического

произведения.

Дискуссия



А. П. Чехов. 7часов



Познакомить учащихся с главными особенностями художественного мира А. П. Чехова. Раскрыть мастерство писателя в изображении всех видов омертвляющей пошлости, непримиримое отношение Чехова к проявлениям духовного рабства.

Показать новаторство Чехова-драматурга на примере пьесы «Вишнёвый сад»

88

всех видов омертвляющей пошлости, непримиримое отношение Чехова к проявлениям духовного рабства.

Показать новаторство Чехова-драматурга на примере пьесы «Вишнёвый сад»

Биография писателя. Стиль.

Мемуары.

Эпистолярный жанр. Творческая эволюция

Работа с материалом учебника. Доклад о самостоятельно изученных рассказах


89 — 90

Борьба живого и мёртвого в рассказах А. П. Чехова «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре». Драматическая судьба любви в мире слабых людей. Рассказы «О любви», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Попрыгунья»

Сюжет. Тема, проблематика. Юмор. Сатира. Лиризм. Драматизм. Поэтика. Трагикомическое.

Тема. Образ повествователя. Пейзаж. Психологизм. Лиризм. Тема. Фабула. Идея. Пафос. Трагическое и комическое. Авторская позиция

Пересказ-анализ. Выразительное чтение. Составление проблемных вопросов. Объяснение мотивов поступков героя.

Выявление авторской позиции. Определение стилевых особенностей рассказов. Пересказ-анализ. Выявление художественной идеи рассказа. Отзыв. Рецензия


91

«Вишнёвый сад». Особенности конфликта, система персонажей в пьесе. Роль второстепенных персонажей в художественном мире комедии

Конфликт. Сюжет. Композиция. Лиризм. Ирония.

Тематический параллелизм. Система образов. Комедия

Выявление художественных особенностей пьесы. Анализ теоретического материала, подбор примеров


92

Уходящее поколение владельцев сада: Раневская, Гаев

Герой, характер, тип. Интонация. Темп. Ритм

Анализ сцены. Характеристика героя. Чтение по ролям


93

Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя, Петя, Аня. Отношение автора к героям

Авторская позиция. Драма. Комедия. Ремарка. Подтекст. Умолчание

Поиск средств выражения авторской позиции. Анализ ремарок


94

Черты «новой драмы» А. П. Чехова в пьесе «Вишнёвый сад»

Жанр. Стиль и язык. ‘Художественное время и пространство. Поэтика

Анализ теоретического материала, подбор примеров


95 — 97

Классное сочинение (3 часа)




Нравственные

уроки русской литератур

ы XIX века. Обзор. 1час


Обобщить ключевые идеи курса, сделать выводы о национальном своеобразии русской литературы XIX века и её всемирном значении

98

Нравственные уроки русской литературы XIX века. Художественное своеобразие русской литературы XIX века

Проблематика. Идея. Пафос. Литературный процесс и его историческая обусловленность

Подготовка докладов, рефератов, сочинений. Отбор тезисов и аргументов по заданной теме

Резервные часы для использования в течение года — 3 часа

99 — 101

Классное сочинение (письменная работа). 3 часа


Создание сочинений, творческих работ в разных жанрах

*Резервные часы для использования в течение года — 4 часа

102 — 105

Классная комплексная контрольная работа(пробный ЕГЭ) — 4 часа


Выполнение контрольной работы в заданном формате