Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Приложения
Примерное тематическое планирование уроков литературы в 10 классе - Русский язык и Литература
105 часов
Цели изучения раздела |
Номера уроков |
Темы уроков. Основное содержание |
Образовательный результат (знание): историко- литературные факты, теоретико-литературные понятия |
Образовательный результат (умение): выполняемые учебные действия |
||
Обзорная тема. |
Введение. |
Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. 1 час |
||||
Познакомить учащихся с ключевыми особенностями развития русской литературы на этапе её национального самоопределения. Раскрыть взаимосвязь между своеобразием исторической судьбы России и художественной неповторимостью русской литературы |
1 |
Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века |
Историко-литературный процесс. Литературный процесс. Национальные особенности литературного процесса. Фазы и стадии развития национальной литературы в русле мирового литературного процесса |
Работа с учебником и дополнительной литературой. Составление опорных схем. Формулирование тезисов |
||
Повторение изученного. |
Из литературы первой половины XIX века. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь. 6 часов |
|||||
А. С. Пушкин. 3 часа |
||||||
Обобщить и закрепить знания о творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, а также представление о романтизме как художественном методе и литературном направлении. |
2 |
Художественное своеобразие пушкинской лирики, универсальность поэтического языка |
Литературное направление, течение. Романтизм, реализм. ‘Многообразие авторских стилей |
Анализ статей учебника. Подбор примеров. Работа с дополнительными источниками |
||
Дополнить и уточнить представление о романтизме и первом этапе формирования реализма в русской литературе XIX века на примере ранее изученных произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова. Закрепить знания о своеобразии личности и творчества А. С. Пушкина. Раскрыть глубину проблематики и гуманистический пафос поэмы «Медный всадник» |
3 |
Поэма «Медный всадник» (обзорное изучение). Тема Петра I в творчестве Пушкина. Образ Петра I во вступлении и в основном тексте поэмы. Двойственное изображение его личности и исторической роли |
Проблематика. Историзм. Противоречивость и цельность. Художественный мир произведения |
Выразительное чтение. Сопоставительный анализ эпизодов. Словарная работа |
||
4 |
«Бедный Евгений» и «державный исполин». Авторская позиция и способы её выражения в поэме. ‘Смысл противостояния «великого человека» и «маленького человека» |
Конфликт. Образ автора, авторская позиция. Система образов. Символические образы. Образ «героя» в европейской и русской литературе. Мотив. Идея. Художественный образ. Творческий диалог. Гуманизм |
Выявление авторской позиции и средств её выражения. Выборочное чтение. Самостоятельный ответ на проблемный вопрос |
|||
М. Ю. Лермонтов. 1 час |
||||||
Повторить и обобщить знания учащихся о своеобразии личности и поэтического творчества М. Ю. Лермонтова. Закрепить понимание основных свойств романтизма и реализма как литературных направлений. Продолжить обучение комплексному анализу лирики, созданию отзыва о стихотворении. Показать взаимосвязь и различия между ведущим литературным направлением и индивидуальноавторским стилем |
5 |
Неповторимый облик лирического героя М. Ю. Лермонтова. Энергия трагических переживаний и углублённый психологизм лермонтовской лирики |
Романтизм. Лирический герой. Психологизм. Мотивы лирики. Духовная проблематика. Пафос |
Анализ идейного и эмоционально-образного содержания лирических произведений. Сопоставление стихотворений. Формулирование собственной оценки прочитанных произведений |
||
Н. В. Гоголь 2 часа |
||||||
Повторить знания об особенностях мироощущения и творческой манеры Н. В. Гоголя. Раскрыть глубину нравственной проблематики «Петербургских повестей» на примере повести «Шинель». Показать мастерство писателя в создании типа «маленького человека», значение этого художественного открытия для дальнейшего становления русской литературы. *Раскрыть взаимодействие романтических и реалистических приёмов в творческой манере Гоголя |
6 |
Петербургские повести, их место в художественном мире Гоголя. Сюжет повести «Шинель». Гротеск, фантастика как приёмы критического изображения действительности. Образ Акакия Акакиевича Башмачкина. Отношение автора к герою |
Повесть. Сюжет. Персонаж. Тематика. *Художественная условность. Фантастика. Абсурдное и бытовое. Эпический цикл. Герой, характер, тип. Многозначность художественного образа. |
Пересказ-извлечение, анализ художественных средств, позволяющих создать образ героя |
||
7 |
*Особенности гоголевской типизации. Изображение героя через «вещный мир». Открытие темы «маленького человека» в литературе. Нравственный смысл повести |
Язык, стиль произведения. Деталь. Символ. Тема. Сквозная тема. Преемственность в литературе |
Выявление роли художественной детали. Сравнение проблематики произведений разных авторов |
|||
Становление |
реализма Страницы |
как художественного направления в европейской литературе. истории западноевропейского романа XIX века. Обзор. 2 часа |
||||
Стендале. 1 час |
||||||
Раскрыть важнейшие черты реализма, показать его исторически обусловленный характер, связь реализма в литературе с социально-историческими и культурными процессами эпохи. |
8 |
Творчество Стендаля. Герой буржуазной эпохи в романе «Красное и чёрное» |
Творческий метод. Художественное направление. Стиль писателя |
Характеристика особенностей стиля писателя |
||
Бальзак. 1 час |
||||||
Раскрыть закономерности культурного взаимодействия и взаимообогащения литературы разных народов |
9 |
Романы Бальзака «Евгения Гранде», «Отец Горио». Расцвет европейского реалистического романа |
Познавательная функция литературы. Роман как литературный жанр. Социальная проблематика. Психологизм |
Сообщение о жизни и творчестве писателя. Сопоставление произведений русских и зарубежных писателей |
||
И. С. Тургенев. 9 часов |
||||||
Раскрыть своеобразие художественного мира И. С. Тургенева на примере романа «Отцы и дети». Показать глубину социальной, философской и нравственной проблематики творчества Тургенева. Осмыслить особенности авторской позиции в изображении конфликта поколений. Продолжить наблюдения над жанровыми особенностями русского реалистического романа. Раскрыть мастерство писателя в изображении внутреннего мира героев (скрытый психологизм, многообразие приёмов характеристики героя). Показать роль И. С. Тургенева в культурном взаимодействии России и Европы |
10 |
Судьба писателя. Формирование общественных и философских взглядов И. С. Тургенева |
Биография писателя. Проблематика творчества |
Работа с учебником и дополнительными источниками. Составление плана. Конспектирование |
||
Продолжение
11 |
Преходящее и вечное в художественном мире И. С. Тургенева. Особенности мировоззрения и таланта, чуткость к первоочередным вопросам общественной жизни. Художественное совершенство прозы Тургенева |
Тема. Проблематика. Идея. ‘Философская основа творчества. Поэтика. Композиция. Портрет. Пейзаж. Художественное пространство и время |
Работа с учебником. Конспектирование. Подбор примеров. Индивидуальные сообщения. Выразительное чтение стихотворений в прозе |
|
12 |
Творческая история романа «Отцы и дети». Герои своего времени в романах Тургенева 50-х годов XIX века «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне». Герой 60-х годов XIX века нигилист Базаров и его прототипы |
Замысел и его воплощение. Прототип. Жизнеподобие. Герой, характер, тип. Социальная проблематика. Исторический контекст |
Сопоставление литературного героя с его прототипами. Анализ эпизода. Работа с учебником |
|
13 |
Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Явная противоположность и скрытое сходство героев. Споры партий и конфликт поколений в романе. * Оценка романа и героя в критике 60-х годов XIX века |
Портрет. Деталь. Психологизм. Контраст. Подтекст. Проблематика. Система образов. Антитеза. Идея. Проблематика. Литературная критика. Реализм |
Сравнительная характеристика. Выявление мотивов поступков героев. Сопоставление эпизодов. Комментированное чтение |
|
14 |
Сатирическое изображение Тургеневым представителей «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников |
Ирония, сатира, сарказм. Образ автора. Композиционные приёмы. Протагонист. Антагонист |
Выборочный пересказ. Подбор цитат. Выявление ведущих художественных приёмов, стилевых особенностей повествования |
|
15 |
Автор и герой в романе. Сложность позиции И. С. Тургенева |
Авторская позиция |
Анализ средств выражения авторской позиции |
|
16 |
Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью. *Значение женских образов в романе |
Психологизм. Диалог. Монолог. Внутренняя речь |
Характеристика героя (героини). Составление плана сообщения по проблемной теме |
|
17 |
Базаров и его родители. Изображение Тургеневым путей преодоления конфликта поколений |
Конфликт. Пейзаж. Психологическая деталь. Авторская позиция |
Пересказ-извлечение. Пересказ-анализ. Ответ на проблемный вопрос |
|
18 |
Базаров как «трагическое лицо». Причины мировоззренческого кризиса и закономерность фатального исхода внутренней борьбы героя. Финал романа |
Трагический конфликт. Композиция. Эпилог. Пейзаж. Авторская оценка. Лиризм. Поэтика |
Характеристика героя. Пересказ, близкий к тексту. Выразительное чтение. Составление плана сочинения. Сообщения по материалам учебника и самостоятельно изученных источников |
|
Н. Г. Чернышевский. 2 часа |
||||
Раскрыть идейное содержание романа «Что делать?». Разъяснить влияние литературно-критического творчества Чернышевского, его революционной работы и писательской деятельности на духовную жизнь русского общества и литературный процесс второй половины XIX века |
19 |
Судьба и личность Н. Г. Чернышевского. Его роль в общественном движении середины XIX века. История создания романа «Что делать?». Сюжет романа как |
Биография писателя. Литературная критика. Литература и действительность. Проблематика. Идея. Фабула. Подтекст |
Работа с учебником. Подготовка устных сообщений. Пересказ-извлечение. Анализ сюжета |
20 |
развёрнутый ответ на вопрос заглавия Своеобразие жанра романа «Что делать?». Основные элементы его художественного мира. Новые люди и «особенный человек» в романе. Смысл теории «разумного эгоизма». Сны Веры Павловны, их функция в романе. Образ будущего в романе. Пафос любви к человечеству в произведении |
Автор. Герой. Моральная проблематика. Аллегория. Иносказание. Авторская позиция. Гуманизм |
Характеристика героя. Выявление идеи автора. Анализ эпизода. Определение его связи с проблематикой романа. Письменный ответ на вопрос |
|
И. А. Гончаров. 7 часов |
||||
Раскрыть идейное и художественное своеобразие творчества И. А. Гончарова как писателя-реалиста. Показать специфику реалистического изображения мира и человека на примере романа «Обломов» (проблема взаимодействия характера и обстоятельств, влияние среды на формирование личности). Продолжить изучение средств создания образа героя в эпическом произведении. *Проследить проявление национальных художественных традиций в изображении сложных, противоречивых жизненных явлений |
21 |
Личность писателя. Своеобразие художественного таланта И. А. Гончарова. Черты реализма в прозе И. А. Гончарова. Проблематика романов И. А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» |
Биография писателя. Проза. Эпические жанры. Проблематика. Идея. Реализм. Роман. Сюжет. Система образов. Поэтика |
Подготовка докладов, сообщений по теме. Конспектирование. Работа с учебником. Выявление ключевых тем, проблем, идей в творчестве писателя |
22 |
Роман «Обломов». Реалистические приёмы изображения главного героя в первой части. ‘Традиции «гоголевской школы» в романе |
Реализм. Роман. Сюжет. Система образов. ‘Понятие «школы» в литературе |
Сжатый пересказ. Анализ эпизода. Составление плана характеристики |
|
23 |
Полнота и сложность характера Обломова. Истоки характера героя. Эпизод «Сон Обломова», его роль в романе. Обломов и Захар |
Герой, характер, тип. Авторская позиция. Индивидуальное и типическое. Второстепенные герои. Система образов. Внутренняя речь |
Анализ эпизода. Сопоставление эпизодов. Составление развёрнутой характеристики героя. Анализ образной системы произведения. |
|
24 |
Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл сопоставления героев в романе |
Характер. Образ. Антитеза. ‘Композиционные приёмы (ретроспекция, тематический параллелизм) |
Сравнительная характеристика. Анализ композиции романа |
|
25 |
Обломов и Ольга Ильинская: испытание героя любовью. Женские образы в романе. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына |
Психологизм. Диалог. Внутренний монолог. Герой, характер. Портрет. Деталь |
Выборочный пересказ. Пересказ-анализ. Выявление авторского отношения к герою |
|
26 |
Финал романа. Авторская оценка жизненного пути героя. Историко- философский смысл произведения, противоречивые оценки романа и его героя в русской критике XIX века. «Обломовщина» как явление русской жизни. Конкретно-историческое и «вечное» содержание романа. *Современное звучание романа. Образ Обломова в кинематографе (режиссёр Н. Михалков. «Несколько дней из жизни Обломова») |
Авторская позиция. Проблема. Замысел. *Лиризм повествования. Художественный образ. Проблематика. Идея. Литературная критика. Пафос. Полемика. Обобщённость художественного образа. «Вечные образы» в литературе. Интерпретация. Литература как искусство слова. Художественный образ |
Цитирование. Дискуссия. Ответ на проблемный вопрос. Формулирование вывода. Формулирование и доказательство собственной оценки произведения. Дискуссия. Создание рецензии. Подбор примеров, аргументов. Отзыв об актёрском и режиссёрском прочтении романа. Рецензия на кинофильм |
|
27 |
Классное сочинение |
|||
А. Н. Островский. 6 часов |
||||
Раскрыть главные черты драматургии А. Н. Островского на примере драмы «Гроза». Раскрыть глубину изображения противоречий народной жизни в пьесах Островского. Показать значение творчества драматурга для формирования национального театра. Продолжить изучение средств изображения героев и способов выражения авторской позиции в драме. *Выявить способы создания национального колорита и изображения национального характера в драматургии А. Н. Островского |
28 |
Личность и творчество драматурга. А. Н. Островский — создатель русского национального театра |
Подготовка устных сообщений по теме |
|
29 |
Драма «Гроза». Творческая история пьесы |
Сюжет. Система персонажей. Идея, пафос. Художественный образ. Трагический конфликт. Символ |
Работа с учебником. Выявление символического смысла образа |
|
30 |
Нравы города Калинова. Изображение А. Н. Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху |
Драма как жанр. Конфликт. Стадии развития действия |
Выразительное чтение по ролям. Анализ ремарок. Составление плана. Анализ взаимодействия сюжетных линий в пьесе. Выявление этапов в развитии действия |
|
31 |
Образ Катерины Кабановой. Народные истоки её характера. Суть конфликта героини с «тёмным царством» |
Конфликт. Герой, характер, тип. Образ. Национальный характер. Народность |
Характеристика героини. Анализ эпизода. Подбор материала для речевой характеристики |
|
32 |
Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме А. Н. Островского |
Сюжет. Система образов. Монолог. Диалог. Конфликт. Тематический параллелизм. Кульминация. Развязка. Контраст |
Выявление исторического и общечеловеческого содержания пьесы. Изучение речевой характеристики как важнейшего средства создания образа героя |
|
33 |
Пьесы жизни. Художественное своеобразие драматургии А. Н. Островского. ‘Оценка пьес Островского критикой XIX века. ‘Противостояние людей с горячим сердцем хищническому миру благопристойных обывателей в пьесах «Бесприданница», «Лес» |
*Литературная критика. Поэтика. Художественный образ. Социальная роль литературы. Сюжет, композиция. Язык и стиль произведения. Тематика, проблематика. Форма и содержание. Национальный колорит |
*Сопоставление критических интерпретаций. Подбор примеров из самостоятельно прочитанных пьес Островского. Сообщения по теме. Выразительное чтение, инсценирование. Устный отзыв о прочитанной пьесе |
|
Ф. И. Тютчев. 2 чеса |
||||
Раскрыть идейное и художественное своеобразие лирики Ф. И. Тютчева. Продолжить обучение интерпретации лирического произведения. Совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа лирики. *Закрепить представления о многообразии поэтических голосов в русской поэзии XIX века |
34 |
Судьба и поэзия Ф. И. Тютчева. *Место поэзии Тютчева в развитии русской литературы XIX века. Хаос и космос в поэзии Ф. И. Тютчева. Человек и природа: драматизм их взаимоотношений в лирике Тютчева |
Биография поэта. Эволюция творчества. Романтизм. Философская лирика. Лирический герой. *Образ-символ. Содержание и форма. Тропы и стилистические фигуры в поэтической речи |
Выявление особенностей стиля поэта. Определение признаков литературного направления. Выразительное чтение, заучивание наизусть. Комплексный анализ стихотворений. Создание плана сочинения-отзыва о лирическом произведении |
35 |
Любовь в лирике Ф. И. Тютчева. Отражение драматических обстоятельств личной жизни и философских исканий автора в его лирике |
Изобразительно-выразительные средства в лирике. Лирический сюжет. Автор. Лирический герой. Автобиографичность творчества |
Создание устных и письменных отзывов о лирических произведениях. Самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой |
|
Две ветви |
русской поэзии во второй |
половине XIX века. Обзор. 1 час |
||
Показать разнообразие поэтических голосов в русской литературе XIX века и причины отступления на второй план лирических жанров в эпоху расцвета прозы. Раскрыть социальные и философские корни полемики о назначении искусства в 60-е годы XIX века и значение этих споров для судеб русской поэзии |
36 |
Две ветви русской поэзии во второй половине XIX века. Причины и смысл споров О «чистом» и «гражданском» искусстве |
Проблематика. Литературный процесс. Поэзия и действительность. Общественная роль литературы |
Подбор примеров к теоретическому материалу. Составление сравнительной таблицы |
Н. А. Некрасов. 9 часов |
||||
Раскрыть особенности личности и творчества Н. А. Некрасова, его место как поэта, журналиста и издателя в истории русской литературы. Показать новаторские черты поэзии Некрасова. Раскрыть глубину изображения жизни крестьянской России в переломный момент истории в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Продолжить обучение анализу идейно-тематического содержания произведения, выявлению авторского замысла и средств его воплощения. *Дать представление о жанровом и интонационном разнообразии поэзии Некрасова, о продолжении и видоизменении в его творчестве традиций Пушкина, Лермонтова, Гоголя |
37 |
Личность и творчество поэта. Народные истоки мироощущения Н. А. Некрасова |
Биография поэта. Народность. Проблематика. Лирический герой |
Выразительное чтение. Анализ стихотворений |
38 |
Тема гражданской ответственности поэта перед народом в лирике Н. А. Некрасова |
Элегия. Эволюция жанра. Мотивы лирики |
Составление характеристики лирического героя |
|
39 |
Художественное своеобразие лирики Н. А. Некрасова. Новизна содержания и поэтического языка. Любовная и сатирическая поэзия Некрасова |
Традиции. Новаторство. Психологизм. Стиль. Стихотворный размер. Фольклорные традиции. Изобразительно-выразительные средства в лирике |
Сопоставительный анализ стихотворений разных авторов. Анализ содержания и формальных признаков стихотворения |
|
40 |
«Кому на Руси жить хорошо». Творческая история произведения. Масштабность замысла поэмы-эпопеи |
Жанр поэмы-эпопеи. Историко-литературный контекст. Социально-историческая проблематика |
Работа с материалом учебника и справочной литературой |
|
41 |
Роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее. |
Сюжет, композиция, язык произведения. "Стилизация. Подражание |
Выразительное чтение. Выявление особенностей языка поэмы |
|
42 |
Изменение крестьянских представлений о счастье. *Религиозно-философский подтекст в поэме |
Герои. Система образов. "Философская проблематика. Подтекст. Символ |
Сопоставление эпизодов. Комментированное чтение |
|
43 |
Крестьянские судьбы в изображении Н. А. Некрасова: Яким Нагой и Ермил Гирин. Нравственные последствия крепостничества в поэме |
Герой, характер, тип. "Средства типизации в поэме. Приём умолчания. Трагическое и комическое. Сюжет. Идея. Социальная и духовная проблематика. Подтекст. Интерпретация |
Выборочный пересказ. Выразительное чтение. Выявление стилевых особенностей. Пересказ. Комментированное чтение. Анализ роли образа в художественном мире произведения |
|
44 |
Вера поэта в духовную силу, богатырство народа. Матрёна Тимофеевна и дед Савелий. Судьба русской крестьянки. Её нравственная красота и духовная сила |
Характер. Образ героя. Речевая характеристика. Образ автора. Авторская позиция. Герой. Разноречие. Песня. Плач |
Составление цитатного плана. Устная характеристика героини. Подготовка к сочинению. Характеристика героя. Цитирование |
|
45 |
Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый финал поэмы. Нераз- решённость вопроса о народной судьбе |
Проблематика. Герой. Идея. Эпичность. Лиризм. Пафос. Композиция |
Формулирование проблемных вопросов. Дискуссия. Создание сочинений в жанре рассуждения, статьи |
|
46 — 48 |
Классное сочинение (3 часа) |
|||
А. А. Фет. 2 часа |
||||
Раскрыть художественное своеобразие лирики А. А. Фета, новаторские черты творчества поэта. Продолжить обучение анализу лирики |
49 |
«Остановленные мгновения» в стихотворениях А. А. Фета. А. А. Фет о предназначении художника и смысле поэтического творчества |
Поэзия. Лирический герой. Художественный образ. Содержание и форма. Мотивы лирики. Традиции. Романтизм |
Выразительное чтение и заучивание наизусть. Подбор музыкальных и живописных иллюстраций. Сопоставительный анализ стихотворений. Выявление сквозных мотивов творчества поэта |
50 |
Характерные особенности лирики Фета, её новаторские черты. «Шёпот, робкое дыханье...». Стихотворения по выбору. Музыка в лирике Фета и лирика Фета в музыке русских композиторов |
Новаторство. Ритм. Рифма. Интонация. Звукопись. Инструментовка стиха. Строфика. Лирические жанры. Песня. Романс. Литература и другие виды искусства |
Комплексный анализ лирики. Устная интерпретация лирического произведения. Сопоставление лирических произведений и музыкальных интерпретаций |
|
А. К. Толстой. 2 часа |
||||
Познакомить с творчеством своеобразного русского поэта, прозаика и драматурга. Раскрыть важнейшие художественные особенности лирики А. К. Толстого. Продолжить обучение интерпретации лирического произведения |
51 |
Стремление к пушкинской универсальности и гармонии в творчестве А. К. Толстого. Лирика А. К. Толстого. Проза и драматургия А. К. Толстого |
Личность и творчество писателя. Эпос. Лирика. Драма. Жанр. Баллада, элегия, послание, лирическое стихотворение. Историческая трагедия |
Выразительное чтение. Определение жанровых признаков произведений. Выявление особенностей авторского стиля. Сопоставление стихотворений разных авторов |
52 |
Образ Козьмы Пруткова, его место в русской поэзии |
Стилизация, пародия. Юмор |
Выразительное и комментированное чтение |
|
М. Е. Салтыков- Щедрин. |
3 часа |
|||
Раскрыть смысл сатирического изображения русской истории в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. Показать современность поставленных писателем вопросов. Продолжить обучение участию в дискуссии, ведению полемики. *Углубить представление о разнообразии приёмов и жанров сатиры |
53 |
Проблематика и жанровое своеобразие сатиры «История одного города» |
Сатира. Сюжет. Проблематика. Пародия |
Сжатый пересказ. Комментирование |
54 |
Глуповские градоначальники: гротескное изображение пороков государственной власти в России |
Гротеск, гипербола, сарказм. Художественная условность. Идея, пафос. Автор и повествователь. Образ автора. Подтекст |
Анализ эпизода. Выявление сатирических приёмов. Отбор примеров по теме. Дискуссия |
|
55 |
Народ в «Истории одного города». Размышления автора о прошлом и будущем России. Финал произведения, возможности разных его истолкований |
Художественный образ. Символ. Интерпретация. Историзм. Условность |
Дискуссия. *Сравнение научных и критических интерпретаций. Подготовка сообщений. Составление планов сочинений |
|
Страницы истории |
западноевропейского |
района XIX века. Ч. Диккенс. Обзор. 1 час |
||
Познакомить с биографией и творчеством писателя. Раскрыть гуманистический характер прозы Диккенса. Выявить переклички между образным миром английского романиста и творчеством русских писателей |
56 |
Жизнь и творчество Ч. Диккенса. Социальная проблематика романов писателя. Религиозно-философские мотивы в рассказе «Рождественская песнь в прозе» |
Роман как литературный жанр. Реализм. Социальная проблематика. Святочный рассказ |
Анализ эпизода. Сообщение о жизни и творчестве писателя |
Ф. М. Достоевский. 8 |
часов |
|||
Раскрыть своеобразие художественного мира писателя на примере романа «Преступление и наказание». Показать сложность нравственных проблем, поставленных писателем, глубину анализа человеческой натуры в его романах, созвучность духовных исканий Достоевского вопросам нашего времени. * Раскрыть новаторские черты творчества писателя, расширение границ реализма в его прозе |
57 |
Судьба писателя, трагические обстоятельства, сформировавшие его мировоззрение. Почвенничество Достоевского |
Биография писателя. Автобиографическая проза. Публицистика |
Сообщения по материалам учебника и автобиографической прозы |
58 |
Атмосфера 60-х годов XIX века и её отражение в романе «Преступление и наказание». Прототипы Раскольникова |
Тема. Проблематика. Идейные течения. Документальная основа произведения. Вымысел |
Анализ эпизодов. Сопоставление публицистической прозы и художественного произведения |
|
59 |
Петербургские углы. «Униженные и оскорблённые» в романе. Преображение темы «маленького человека» в творчестве Ф. М. Достоевского |
Система персонажей. Лейтмотивы творчества. Традиции и новаторство. Реминисценция. Персонаж. Психологизм. Авторская позиция |
Выборочный пересказ. Пересказ-анализ |
|
60 |
Истоки и смысл теории Раскольникова. Преступление Раскольникова. Глубина психологического анализа в романе. Своеобразие психологизма Достоевского |
Психологизм. Стиль повествования. Идеологический роман. Идейное многоголосие. Способы изображения внутреннего мира героя |
Выявление художественных особенностей произведения. Анализ эпизода. Словарная работа |
|
61 |
Идея и натура Раскольникова. Наказание героя. Автор и герой. Позиция Достоевского |
Герой. Характер. Идейное содержание и форма произведения |
Отбор эпизодов. Чтение и комментирование |
|
62 |
Второстепенные персонажи, их роль в повествовании |
Система образов. Герои - двойники и антиподы |
Пересказ-извлечение. Сопоставление героев романа |
|
63 |
Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя |
Идея. Пафос. Авторская позиция |
Сопоставительный анализ эпизодов |
|
64 |
Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взглядами Ф. М. Достоевского. *Н. Н. Страхов. «Преступление и наказание» |
Идея. Мировоззрение писателя. Художественный образ. Внесюжетные эпизоды. Эпилог |
Сообщения по материалам учебника. Составление те- ! зисного плана сочинения |
|
Русская литер |
атурная критика второй |
половины XIX века. Обзор. 1 час |
||
Познакомить учеников с основными направлениями литературной критики второй половины XIX века, раскрыть роль критики в формировании национальной литературы |
65 |
Русская литературная критика второй половины XIX века |
Интерпретация. Литературная критика. Реализм. Поэтика |
Анализ фрагментов критических статей. Ответ на проблемный вопрос. Участие в дискуссии |
Поиски путей |
Сближения с |
народом в общественной |
жизни России в 70-80-х годах XIX |
века |
Показать взаимосвязь литературного процесса с движением общественной жизни |
66 |
Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России 70 —80-х годов XIX века. Идеал народности в художественной литературе |
Идея. Историко-литературный процесс. Народность. Эволюция понятия «народность» в русской культуре |
Работа с дополнительными источниками. Отбор материала, конспектирование. Подбор примеров |
Л. Н. Толстой. 16 часов |
||||
Познакомить учеников с масштабами духовного делания писателя. Раскрыть стремление Толстого к единству слова и дела как традиционное в русской литературе понимание долга писателя. Открыть учащимся мир толстовского романа как сложную, многоуровневую художественную систему, подчинённую единому авторскому замыслу. Раскрыть некоторые ключевые проблемы романа «Война и мир», показать общечеловеческое содержание произведения. Продолжить обучение основным приёмам анализа художественного текста. Привлечь внимание учеников к противоречивости духовного наследия Толстого, открытого для многочисленных истолкований и индивидуальных интерпретаций |
67 |
Этапы биографии писателя и их отражение в творчестве |
Биография писателя. Мемуары |
Сообщения по материалам учебника |
68 |
Политические и философские взгляды Л. Н. Толстого. *Религиозно-этическое учение писателя |
Идея. Мировоззрение. Публицистика. Философская проза |
Работа с учебником. Составление тезисов. Конспектирование |
|
69 |
«Война и мир» как роман-эпопея. Творческая история произведения. Отличие эпопеи Толстого от европейского романа XIX века |
Эпопея. Роман. Замысел и его воплощение. Роман-эпопея. Народность. Историзм |
Выявление жанровых признаков произведения. Доклад. Подбор аргументов к тезису |
|
70 |
Сатирическое изображение большого света в романе. Образ Элен. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества |
Система образов. Сатира. Ирония. Противопоставление. Портретная деталь. Речевая характеристика героя |
Анализ эпизода. Подбор примеров по теме. Словарная работа. Комментирование |
|
71 |
Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов. Мысль семейная и мысль народная в «мирных» главах романа |
Герой, характер. Авторская позиция. Юмор. Лиризм повествования. Композиция. Эпизод. Тема. Идея. Контекст |
Сопоставление эпизодов. Выразительное чтение. Составление плана сообщения. Выявление идейно-смысловой и композиционной роли эпизода |
|
72 |
Изображение безнравственной сути войны 1805 —1807 годов. Аустерлицкое сражение, его роль в судьбе князя Андрея Болконского |
Авторская позиция. Пафос. Историзм. Эпичность |
Анализ эпизода. Выявление авторской позиции и средств её выражения |
|
73 |
Образ Наташи Ростовой. Особое место Наташи в системе образов романа «Война и мир» |
Портрет. Внутренний монолог. Речевая характеристика |
Выявление ключевых портретных деталей. Характеристика героини |
|
74 |
Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростовых |
Герой, характер. Внутренний мир героя. Эволюция характера. Динамика образа |
Выборочный пересказ с элементами анализа. Сравнение героев |
|
75 |
Война 1812 года в судьбах героев романа. Изображение Л. Н. Толстым народного характера войны. Образ Тихона Щербатого. Трагическая сущность войны. Сцена гибели Пети Ростова. Патриотизм русских солдат и ополченцев как источник победы в Бородинском сражении. Сцена молебна |
Сюжет. Образ автора. Идея. Авторские отступления. Художественное пространство и время. Идея. Портрет. Речь героя. Умолчание, отстранение, подтекст. Пафос. Народность. Автор и герой. Роман-эпопея |
Сжатый пересказ. Анализ эпизода. Выразительное чтение. Подбор цитат к сочинению- рассуждению. Устное рисование. Чтение по ролям. Выявление функций эпизода в контексте целого. Анализ композиции |
|
76 |
Наполеон и Кутузов. Взгляд Л. Н. Толстого на роль личности в истории. Тема истинного и ложного в романе. Философия истории в романе. Место в нём авторских отступлений |
Портрет. Деталь. Сатира. Ирония. Авторская позиция. Мотив. Лейтмотив. Идея. Проблематика. Содержание и форма. Жанр романа- эпопеи |
Сравнительная характеристика. Подбор примеров по теме. Подготовка черновика сочинения. Анализ внесюжетных элементов романа |
|
77 |
Народность в понимании Л. Н. Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев |
Идея. Народность. Герой. Образ. Тип |
Сжатый пересказ. Характеристика героя |
|
78 |
Финал произведения. Полемический характер финала. Изображение писателем противоречий как источника исторического движения. Смысл названия романа-эпопеи. Роль антитезы в художественной структуре романа |
Проблематика. Антитеза. Конфликт. Образ автора. Психологизм. Художественное время. Историзм. Реализм. Художественный образ. Антитеза. Символический образ |
Выборочное чтение. Составление историко-бытового комментария. Дискуссия. Анализ важнейших элементов художественной структуры романа |
|
79 |
Образы героев Л. Н. Толстого в интерпретации художников, музыкантов, кинематографистов |
Литература как искусство слова и другие виды искусства |
Сопоставление интерпретаций. Создание отзывов, рецензий |
|
80 — 82 |
Классное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». (3 часа) |
|||
Н. С. Лесков. 3 часа |
||||
Раскрыть особенности мировоззрения и творческой манеры Н. С. Лескова. Продолжить обучение анализу эпических литературных произведений. Систематизировать знания о сказовом начале в прозе Лескова, показать обусловленность языка и стиля произведений идейными устремлениями писателя |
83 |
таланта и особенность идейной позиции Н. С. Лескова. Национальный характер в произведениях Лескова |
Биография писателя. Литературный процесс. Фабула. Герой. Характер |
Работа с учебником. Доклад. Отзыв о рассказе. Выборочное чтение |
84 |
Пестрота русского мира в хронике Н. С. Лескова «Очарованный странник» |
Язык и стиль. Речь героя. Разноречие. Сказ. Хроника. Герой, характер, тип. Хроникальный сюжет. Фрагментарность |
Выявление стилевых особенностей текста. Пересказ-анализ. Характеристика героя |
|
85 |
Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни. Судьба Ивана Фляги на. Праведники Лескова и правдоискатели Некрасова. Два взгляда на народный мир. Своеобразие повествовательной манеры Лескова |
Мировоззрение писателя и его отражение в творчестве. Язык и стиль. Сказ. Речевая характеристика героя |
Сравнение художественных текстов. Подбор примеров. Выявление стилевых особенностей текста |
|
Зарубежная |
драматургия конца Обзорная тема. 2 Генрик Ибсен. 1 час |
XIX — начала XX века. Г. Ибсен, Дж.-Б. Шоу. часа |
||
Сформировать представление о творчестве Г. Ибсена. Его роль в развитии новой драмы и связь с проблематикой русской литературы |
86 |
Творческий путь Г. Ибсена. Особенности его драматургии. Влияние драм Ибсена на европейскую литературу |
Драматургия. Новая драма. Психологизм |
Сообщение о жизни и творчестве писателя. Работа с электронными ресурсами |
Бернард Шоу. 1 час |
||||
Познакомиться с особенностями творчества Б. Шоу |
87 |
Социальная проблематика пьес Шоу. Юмор и сатира в драматургии Б. Шоу |
Социальная проблематика. Публицистика. Юмор. Сатира |
Анализ драматического произведения. Дискуссия |
А. П. Чехов. 7часов |
||||
Познакомить учащихся с главными особенностями художественного мира А. П. Чехова. Раскрыть мастерство писателя в изображении всех видов омертвляющей пошлости, непримиримое отношение Чехова к проявлениям духовного рабства. Показать новаторство Чехова-драматурга на примере пьесы «Вишнёвый сад» |
88 |
всех видов омертвляющей пошлости, непримиримое отношение Чехова к проявлениям духовного рабства. Показать новаторство Чехова-драматурга на примере пьесы «Вишнёвый сад» |
Биография писателя. Стиль. Мемуары. Эпистолярный жанр. Творческая эволюция |
Работа с материалом учебника. Доклад о самостоятельно изученных рассказах |
89 — 90 |
Борьба живого и мёртвого в рассказах А. П. Чехова «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре». Драматическая судьба любви в мире слабых людей. Рассказы «О любви», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Попрыгунья» |
Сюжет. Тема, проблематика. Юмор. Сатира. Лиризм. Драматизм. Поэтика. Трагикомическое. Тема. Образ повествователя. Пейзаж. Психологизм. Лиризм. Тема. Фабула. Идея. Пафос. Трагическое и комическое. Авторская позиция |
Пересказ-анализ. Выразительное чтение. Составление проблемных вопросов. Объяснение мотивов поступков героя. Выявление авторской позиции. Определение стилевых особенностей рассказов. Пересказ-анализ. Выявление художественной идеи рассказа. Отзыв. Рецензия |
|
91 |
«Вишнёвый сад». Особенности конфликта, система персонажей в пьесе. Роль второстепенных персонажей в художественном мире комедии |
Конфликт. Сюжет. Композиция. Лиризм. Ирония. Тематический параллелизм. Система образов. Комедия |
Выявление художественных особенностей пьесы. Анализ теоретического материала, подбор примеров |
|
92 |
Уходящее поколение владельцев сада: Раневская, Гаев |
Герой, характер, тип. Интонация. Темп. Ритм |
Анализ сцены. Характеристика героя. Чтение по ролям |
|
93 |
Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя, Петя, Аня. Отношение автора к героям |
Авторская позиция. Драма. Комедия. Ремарка. Подтекст. Умолчание |
Поиск средств выражения авторской позиции. Анализ ремарок |
|
94 |
Черты «новой драмы» А. П. Чехова в пьесе «Вишнёвый сад» |
Жанр. Стиль и язык. ‘Художественное время и пространство. Поэтика |
Анализ теоретического материала, подбор примеров |
|
95 — 97 |
Классное сочинение (3 часа) |
|||
Нравственные |
уроки русской литератур |
ы XIX века. Обзор. 1час |
||
Обобщить ключевые идеи курса, сделать выводы о национальном своеобразии русской литературы XIX века и её всемирном значении |
98 |
Нравственные уроки русской литературы XIX века. Художественное своеобразие русской литературы XIX века |
Проблематика. Идея. Пафос. Литературный процесс и его историческая обусловленность |
Подготовка докладов, рефератов, сочинений. Отбор тезисов и аргументов по заданной теме |
Резервные часы для использования в течение года — 3 часа |
99 — 101 |
Классное сочинение (письменная работа). 3 часа |
Создание сочинений, творческих работ в разных жанрах |
|
*Резервные часы для использования в течение года — 4 часа |
102 — 105 |
Классная комплексная контрольная работа(пробный ЕГЭ) — 4 часа |
Выполнение контрольной работы в заданном формате |