Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016
Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество А. С. Пушкина
Индивидуальное и типическое в характере Евгения Онегина
Цели: начать знакомство с образом Евгения Онегина; показать приемы изображения характера и образа жизни героя.
Методические приемы: повторение, беседа, выразительное чтение.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Ответы на вопросы.
2. Сообщение ученика о сюжете романа.
3. Комментарии учителя.
Итак, сюжет романа построен так, что герои словно выходят за его рамки. Они явно живут в двух сферах - авторском воображении и в реальной среде, где становятся знакомыми автора. Рядом с «романом героев» есть и «роман жизни», в котором действующие лица встречаются с автором, Пушкиным. И если «роман героев» кончается трагически, то «роман жизни» еще не завершен. Возникает художественная иллюзия, будто события в романе не вымышлены Пушкиным, а только подсмотрены в самой действительности. И это доказывает глубокую жизненность сюжета «Евгения Онегина».
II. Беседа по содержанию романа
- С чего начинает свой роман Пушкин и в чем своеобразие такого начала? (В романе своеобразное начало: новый для литературы того времени художественный прием: без всякого вступления, без единого предваряющего слова поэт вводит читателя в жизнь своего героя, а уже потом знакомит с ним, дружески, доверительно и просто.)
- Как соотнести такое начало романа с требованиями классицизма?
Прочитаем строфу LV в конце седьмой главы романа и сделаем вывод: Пушкин иронизирует над одним из правил классицизма.
- Почему автор подробно описывает воспитание, образование, времяпрепровождение Онегина?
- Как Онегин относится к окружающему его миру?
(Ученики читают соответствующие строфы, анализируют, делают выводы. «Забав и роскоши дитя», Онегин вел жизнь, типичную для молодого дворянина того времени: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров.)
- Чем является для Онегина театр? Что его там привлекает? (Театр для него лишь дань определенному ритуалу светской жизни, место, где, как иронически замечает Пушкин:
Каждый, вольностью дыша,
Готов охлопать entrechat,
Обшикать Федру, Клеопатру,
Мойну вызвать (для того,
Чтоб только слышали его).
Онегина («почетного гражданина кулис») больше интересуют встречи и интрижки с очаровательными актрисами, чем сцена, искусство. Он глубоко равнодушен и к неподражаемой «блистательной» Истоминой, и к великолепным постановкам Дидло:
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился и зевнул.
И молвил: «Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел.)
- Какой комментарий дает Пушкин к последней строчке? (Выразительное примечание: «Черта охлажденного чувства, достойная Чайльд Гарольда. Балеты г. Дидло исполнены живости воображения и прелести необыкновенной...».)
- Что значит искусство, театр для поэта? (Для Пушкина театр - «волшебный край». В лирическом отступлении, исполненном огромного воодушевления и высокого вдохновения, автор вспоминает о театральных увлечениях своей молодости, дает краткие, но меткие характеристики выдающимся драматургам и актерам. Тут и Фонвизин - «сатиры смелый властелин», «друг свободы», и «переимчивый Княжнин», и снискавший «слезы, рукоплесканья» В. А. Озеров, и П. А. Катенин, воскресивший на русской сцене «Корнеля гений величавый», и «колкий Шаховской»; замечательная русская актриса Е. С. Семенова, делившая с В. А Озеровым успех его трагедий, и увенчанный славой балетмейстер Дидло.)
- Каково отношение к искусству Онегина? Как показывает это автор? (Лирические отступления во многом углубляли наше понимание недопустимой «глухоты» героя к прекрасному. Авторское неприятие равнодушия Онегина к искусству очевидно. Однако прямой оценки этого явления в романе нет. Зато есть необъятный по богатству мир театра. Показ его таинственного могущества позволяет читателю ощутить эстетическую и эмоциональную ущербность Онегина.)
- Итак, кто же такой Онегин? (Онегин - типичный молодой петербургский щеголь. Он умен, довольно образован, он смутно чувствует, что так, как принято в светском обществе, жить нельзя.)
- Каково окружение Онегина? Чем отличается герой от своего окружения? (Кроме самого автора, считающего Онегина своим «добрым приятелем», к друзьям принадлежит один из передовых, мыслящих людей - Каверин, а затем в романе появляется еще одно имя - Чаадаев, хотя с Кавериным герой встречается в модном ресторане, а на Чаадаева похож тем, что «в своей одежде был педант и то, что мы назвали «франт».)
- Случаен ли круг знакомств Онегина, описываемый автором? (Эти имена приведены неслучайно, это уже намек на более глубокие, чем у обычных петербургских франтов, запросы героя.)
- Чем Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи? (Автор отмечает его «мечам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлажденный ум», чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в светском обществе, к разрыву с ним и отъезду в деревню.)
- Чем же пытается заняться Онегин, покинув светское общество? (Читаем строфы XLIII-XLIV.)
- Как раскрывает личность Онегина эпиграф к первой главе романа?
III. Самостоятельная работа с учебником
1. Чтение статьи учебника «Реализм романа. Индивидуальное и типическое в характере Евгения Онегина» (с. 117-122).
2. Составление тезисного плана статьи.
Домашнее задание
1. Подготовить рассказ о жизни Онегина в деревне (с использованием цитат).
2. Индивидуальные задания-сообщения:
- Кризисные этапы в жизни Онегина - испытание любовью и дружбой.
- Онегин и Ленский. Что их сближает и что рознит?
- Семья Лариных.
3. Задание на перспективу по подгруппам:
1) сравнить петербургское дворянство с поместным (вторая и восьмая главы);
2) сравнить петербургское дворянство (восьмая глава) с московским дворянством (седьмая глава);
3) подготовить выступление по теме «Белинский об Онегине»;
4) подготовить выступление по теме «Белинский о Татьяне».