Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016
Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество А. С. Пушкина
Онегин и Ленский
Цели: развивать навыки сопоставительной характеристики; показать авторское отношение к героям.
Методические приемы: сообщения учеников, комментарии учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Рассказ о жизни Онегина в деревне.
2. Комментарий учителя.
И в деревне вся деятельность Онегина как помещика-хозяина, попытавшегося заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди, не приносит ему удовлетворения. Его деятельность по переустройству своего имения ограничилась тем, что «Ярем он барщины старинной / Оброком легким заменил...». Хотя по тому времени это было очень смелым преобразованием.
Прежние настроения, хотя и несколько смягченные жизнью на лоне природы, продолжают владеть им. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекали при отсутствии общественной деятельности на полное одиночество.
3. Сообщения учеников.
1) Кризисные этапы в жизни Онегина - испытание любовью и дружбой.
2) Онегин и Ленский. Что их сближает и что рознит?
3) Семья Лариных.
II. Самостоятельная работа по плану
Предлагается план работы (записан на доске и в тетрадях):
1. Авторское отношение к Ленскому.
2. Дуэль и убийство Ленского. Начало обратного отсчета, начало возврата к себе истинному.
3. Путешествие Онегина. Познание реальной родины и ее народа. Изменение в мировоззрении, воскрешение в душе подлинно человеческого.
4. Любовь к Татьяне - обретение себя истинного, расцвет души.
После 8-10-минутной подготовки - ответы.
III. Беседа по вопросам
- Почему Онегин свел знакомство с Ленским и как Пушкин относится к их дружбе? (Говоря, что сходятся Онегин и Ленский «от делать нечего», Пушкин предупреждает читателя о непрочности этой дружбы.)
- В чем причина такого отношения автора? Как это характеризует Евгения? (Онегин и Ленский - совершенно разные люди, но дело не только в этом. Онегину чувство дружбы не свойственно. Его «правило» - отчужденность. Ленский лишь временное «исключение».)
В черновой рукописи была строфа, где Евгений раскрывался как человек, более открытый добру и высоким чувствам. В беловой рукописи эти качества сужаются, в окончательном тексте (строфа XIV второй главы) почти исчезают.
- Каково внешнее окружение бесед Онегина с Ленским? (Интерьер, которым Пушкин сопровождает беседы Онегина с Ленским (строфа XVII четвертой главы), постоянно указывает на состояние охлажденной, угасающей души Онегина, «едва» согретой присутствием юного поэта.)
- Каковы результаты этих бесед? В чем основное отличие Ленского от Онегина? (Онегин «убил» на светское общество восемь лучших лет жизни, но душа его все еще не мертва. Он не верит чувствам, хотя тоскует по ним. Поэтому общение с Ленским усиливает в Онегине потребность возрождения чувств. В юном Ленском «Онегину все было ново». От холодного Онегина Ленский отличен прежде всего тем, что «его душа была согрета», он еще не успел разочароваться.)
- Почему пылкие чувства Ленского вызывают у Онегина «невольный вздох сожаленья»? (Перемены происходят и в Онегине, так как он, прежде бранивший Гомера, Феокрита, внимательно слушает отрывки «северных поэм» Ленского. Это — пусть очень робкое, но очевидное приближение к искусству. И оно возможно потому, что в Онегине пробуждается потребность чувствовать:
Но чаще занимали страсти
Умы пустынников моих.
Ушед от их мятежной власти,
Онегин говорил об них
С невольным вздохом сожаленья.)
- Что в облике, поведении и чувствах Ленского дает возможность предположить высокую его судьбу? Что помешало ему осуществить в жизни свои мечтанья?
Отметим не только романтическую мечтательность Ленского, но и энтузиазм, цельность чувства, преданность своим убеждениям, способность отстаивать их. В портрете Ленского (VI строфа второй главы) соседствуют приметы свободолюбивого одушевления и наивности. Рядом оказываются «вольнолюбивые мечты» и «кудри черные до плеч», что по моде того времени не противостоит друг другу, но носит оттенок иронии. Но ведь Ленский «из Германии туманной» привез не только «кудри черные до плеч» и пылкий образ мыслей. Он «посланник славы и свободы», он пылок и порывист, он готов писать оды (жанр, очень любимый декабристами). Идеалы Ленского не конкретны, а абстрактны, поэтому Владимир Ленский в романе оказывается лишь туманным зеркалом человека декабристского типа, вольнолюбивого романтика, идущего к трагическому финалу. В Ленском живет желание героического поступка, но жизнь, окружающая его, почти не дает поводов для этого. И герой бросается в дуэль, чтобы защитить любовь от коварства, доверчивость от хитрых искушений, наконец, свой романтизм от скептицизма Онегина.
- О чем спорили Онегин и Ленский?
- В чем причина ссоры героев? Как в ней проявились характеры героев?
Шестая глава, в которой гибнет Ленский, и в которой Пушкин прощается со своей юностью, написана после вести о гибели декабристов. Это совпадение судьбы героя романа и героев русской действительности трудно считать простой случайностью. Гибель Ленского обрисована в таких торжественных и величественных образах, что заставляет думать о громадной катастрофе, действительной трагедии:
Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Сползает глыба снеговая.
Значимость гибели Ленского подчеркивается и структурой произведения. Шестая глава оказывается кульминацией в общей композиции романа. Именно здесь совершается глубокий, драматический перелом в судьбах всех героев. Онегин понимает, что чувство превосходства, которым он так гордился и которое было основой его жизни, оказалось «мнимым». И этим открытием Онегин «сражен». «Убив на поединке друга», он нарушил, по мысли Пушкина, нравственную природу вещей. Пушкин знал, что презирать суд людей не трудно; презирать суд собственный - невозможно. Невозмутимость Онегина (слово «хладнокровно» не раз повторяется в сцене дуэли) обернулась смертельным холодом ужаса перед происшедшим, перед своим поступком:
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его... напрасно:
Его уж нет.
В строфе XXXIV Пушкин призывает нас, читателей, пережить этот ужас, чтобы почувствовать душевную смуту Онегина.
- Как характеризует героя испытание дружбой? (В испытании дружбой (ссоре и дуэли с Ленским) Онегин показал себя «мячиком предрассуждений», глухим к голосу своего сердца и к чувствам Ленского. Его поведение - обычная «светская злость», а дуэль - следствие боязни злоязычия Зарецкого, а конечном счете - общества.)
- Как проявил себя Онегин в испытании любовью? (Как благородный и душевно тонкий человек. Смог увидеть в Татьяне искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Но герой не послушался голоса своего сердца, а поступил «рассудительно». «Резкий, охлажденный ум» и неспособность к сильным чувствам, стали причиной драмы несостоявшейся любви. Но герой не выдерживает и испытание любовью. Автор показывает, что любовь прошла мимо Онегина, потому что герой лишен самой способности любить. Его отношение к любви целиком рассудочно. Оно выдержано в духе усвоенных светских «истин», главная цель которых - обворожить и обольстить, казаться влюбленным, а не быть им на самом деле. Других отношений в любви Онегин еще не знает.)
- Укажите прямые авторские характеристики Онегина, указывающие на сходство и различие автора и героя.
- Почему Пушкин исключил из романа главу о путешествии Онегина и все внимание читателей, начиная с седьмой главы, перешло к Татьяне?
«В тоске сердечных угрызений» Онегин покидает усадьбу, надеясь в себе разобраться, осознать все происшедшее. Мы, читатели, не знаем, с кем его сводила судьба, не знаем о его занятиях, но смутно догадываемся, что в Онегине произошли глубокие перемены. Да Пушкин и не ставил перед собой цель описать перерождение Онегина, так как мечта об идеале русского человека была связана с Татьяной. В седьмой главе ей суждено было открыть интеллектуальный мир Онегина. Татьяна не только понимает его, но и поднимается над ним, давая точное определение одной из коренных слабостей онегинского ума.
- Является ли Онегин жертвой общества и обстоятельств? (Нет. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Однако, отказавшись от света, Онегин стал не деятелем, а созерцателем. Погоня за удовольствиями сменилась уединенными размышлениями.)
- В каких эпизодах проявляется в Онегине зависимость от светского общества? (Прежде всего это эпизод с дуэлью. Испытание любовью и испытание дружбой показали, что внешняя свобода не означает свободу от ложных предрассудков и мнений общества.)
- Итак, в какой же ситуации оказался Онегин? (Он стал пленником своего старого кумира - «общественного мненья».)
- Что привело героя к прежде недоступному миру чувств? (Трагедия (убийство друга) и овладевшая им «тоска сердечных угрызений».)
IV. Подведение итогов урока
Любовь и дружба для Пушкина - два оселка, на которых испытывается человек, они раскрывают богатство души или ее опустошенность. Онегин отказался от фальшивых ценностей «света пустого», но слишком поздно открыл для себя ценности истинные - дружбу и любовь. Он заплатил за это жизнью друга, потерей истинной любви. Автор проводит героя от стандартной судьбы светского денди через разочарования, потери, страдания к обретению живой души.
Домашнее задание
1. Выучить наизусть отрывок «Письмо Онегина к Татьяне» и «Письмо Татьяны к Онегину» (на выбор).
2. Прочитать статью учебника «Онегин и Татьяна» (с. 125-137).
3. Ответить на вопросы:
- Какое событие стало поворотным этапом в духовных исканиях Онегина?
- Как и почему путешествие Онегина изменило его мировосприятие?
- Какие душевные изменения принесла Онегину любовь к Татьяне?
- В чем причины трагического итога жизненного пути Евгения Онегина?
4. Индивидуальные задания: подготовить сообщения на темы «Сестры Ларины», «Татьяна - “милый идеал” Пушкина», «Сопоставление письма Татьяны с письмом Онегина».