Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество А. С. Пушкина
Сочинение по роману Евгений Онегин

Цель: развивать умение строить письменное продуктивное высказывание, умения цитировать, доказывать, объяснять, делать выводы, организовать текст композиционно.

    Примерные темы и планы

I. «Татьяна - русская душою»

План и краткие пояснения

1. Место образа Татьяны в романе «Евгений Онегин».

(Образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения. С образом Татьяны связано убеждение Пушкина в том, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей и возможность подняться над бездуховной средой.)

2. Кто она, пушкинская героиня?

(Богатый внутренний мир. Душевные силы не растрачены. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена умом, воображением. Своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества, понимает его пошлость, праздность, пустоту жизни. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов.)

а) Условия воспитания. («Они хранили в жизни мирной привычки милой старины...». Вместе с семейным воспитанием Татьяна приобрела основы народной нравственности, чистоты.)

б) Своеобразие характера в детстве и ранней юности. (Формирование характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Татьяна отталкивала от себя все пошлое, не соответствующее ее романтическому восприятию мира.)

в) Причины, повлиявшие на формирование ее характера:

- общение с народом, любовь к няне;

- русская природа;

- патриархальность семейного уклада.

г) Гармоничность натуры Татьяны:

- незаурядный ум;

- нравственная чистота;

- глубина чувств;

- верность долгу.

3. Белинский о Татьяне Лариной.

Пушкин любит свою героиню за цельность, благородство, простоту характера, за ум, пламенное и нежное чувство, за ее веру в избранную мечту, живую волю. В понимании Пушкина Татьяна - идеал русской женщины. Пушкин «первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину».

II. «Евгений Онегин - “лишний человек”»

План

1. Эпоха создания романа «Евгений Онегин».

2. Евгений Онегин - «лишний человек».

    а) Происхождение Онегина.

    б) Воспитание Онегина:

    - уровень знаний;

    - неумение трудиться;

    - утонченные манеры;

    - времяпрепровождение.

    в) Разочарованность Онегина и ее причины.

    г) Поиски удовлетворения духовных запросов:

    - чтение книг;

    - попытки писать;

    - путешествия;

    - преобразования в деревне.

    д) Основные черты характера Онегина:

    - резкий охлажденный ум;

    - эгоизм;

    - правдивость;

    - знание и понимание людей;

    - неудовлетворенность жизнью.

    е) Отношение Онегина к окружающим:

    - к Татьяне;

    - к Ленскому;

    - к поместному дворянству.

3. Трагичность образа Онегина.

Дополнительный материал

Примерный план сочинения по теме «Образ Онегина»*

* Из книги: Репин А. Я иду на урок литературы. М., 2001.

    Вступление

1. Важной особенностью пушкинского творчества является его «необычная по размерам и скорости эволюция».

2. Наилучшим свидетельством эволюции Пушкина стал его роман в стихах «Евгений Онегин». Авторская эволюция - центральная тема самого «Евгения Онегина». Роман писался в течение семи лет (1823-1831); за это время многократно менялся замысел романа, менялся сам поэт, менялись представления автора о своих героях, его отношение к ним.

3. Евгений Онегин - меняющийся герой. Он меняется от главы к главе, при этом внутри одной главы авторская точка зрения на Онегина тоже может меняться. Основной принцип в изображении меняющегося («живого», «незастывшего») героя - «принцип противоречия».

Основная часть

1. Противоречия в изображении Онегина.

а) В начале первой главы - сатирическое изображение Онегина как типичного представителя светского общества (перечислить типические характеристики Онегина как светского человека).

б) В конце первой главы - элегическое изображение Онегина как романтического («байронического») героя (перечислить черты онегинского романтизма, близкие самому автору: «Мечтам невольная преданность, // Неподражательная странность», «томление» («Томила жизнь обоих нас»), усталость от жизни («В обоих сердца жар угас») и др.)

в) Автор отдает себе отчет в противоречивости своего героя: «Противоречий очень много, // Но их исправить не хочу». Сам роман должен разъяснить, почему Автор не хочет «исправить» противоречия героя.

2. Загадка Онегина и ее разрешение:

а) Кто же такой Онегин? Этот вопрос поставила перед собой любящая его Татьяна. Первоначально она искала в нем героя «возвышенных» романов - или «ангела», или «демона» («Кто ты, мой ангел ли хранитель, // Или коварный искуситель?»). Уже после дуэли Татьяна вновь задается этим вопросом: «Созданье ада иль небес, // Сей ангел, сей надменный бес, // Что ж он?»

б) Пушкин не дает простого ответа на этот вопрос. Ангел или бес, положительный или отрицательный герой? Ни то, ни другое. Татьяна пытается разгадать Онегина по тем книгам, которые он читает, по его пометкам на полях этих книг - и догадывается: «Уж не пародия ли он?»

в) Однако, и эта догадка лишь отчасти верна. Когда в VIII главе те же оценки даны Онегину светским мнением, автор возражает: «Зачем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем?» Да, в Онегине есть «пародия»; да, его поведение во многом определяется сменой масок («Мельмота, космополита, патриота, Гарольда...»), но разгадка его в ином.

г) Так кто же он? Он - человек - сложный, меняющийся, противоречивый. В недоумении те, кто ищет в нем однозначность литературного героя; разгадка - в живой человеческой неоднозначности Онегина. Такой герой, сложный, «суверенный», впервые введен в русскую литературу Пушкиным.

3. Онегин - лишний человек.

а) Онегин - это особый человеческий тип - «лишний человек». Определяя тот характер, который открывался Татьяне при чтении любимых онегинских книг, автор указывает на важнейшую черту своего героя: «С его озлобленным умом, // Кипящим в действии пустом». «Пустое действие» - вот ключ для понимания Онегина. Онегин, одаренный человек, один из лучших людей своего времени, не сделал ничего, кроме зла, - убил друга, принес несчастье любящей его женщине: «Дожив без цели, без трудов // До двадцати шести годов, / /Томясь в бездействии досуга, // Без службы, без жены, без дел, // Ничем заняться не умел».

б) В этом трагическое противоречие Онегина: человек, который мог бы сделать многое, оказывается в этой жизни «лишним».

Заключение

Этот характер стал для русской литературы типическим. Вслед за Онегиным появились лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов. Все они объединены тем, что их высокие таланты оказались «лишними» для общества - отчасти по причине их слабости, отчасти же по вине общества (которому они служили укором). Истоки многих тем в русской литературе восходят к Пушкину; одна из них - тема «лишнего человека».

Домашнее задание

    1. Прочитать статью учебника «Маленькие трагедии». «Повести Белкина» (с. 137-140).

2. Подготовиться к семинару по этим произведениям.