Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016
Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество А. С. Пушкина
Подготовка к сочинению на тему Роль лирических отступлений в романе Евгений Онегин
* По материалам И. Лавровой, НОУ «Частная школа», г. Краснодар.
Цели: разработка плана сочинения; составление тезисов основной части; выбор эпиграфа.
Эпиграф: Отступления, бесспорно, подобны солнечному свету; они составляют жизнь и душу чтения. Изымите их, например, из этой книги, - она потеряет всякую цену: холодная, беспросветная зима воцарится на каждой ее странице. (Л. Стерн)
Ход урока
I. Выяснение понятийных моментов
- Что такое «лирическое отступление»? (Лирические отступления - это внесюжетный элемент, который позволяет автору обратиться к читателям со страниц своего произведения непосредственно, а не от лица кого-либо из действующих персонажей.)
- Какова тематика лирических отступлений в романе «Евгений Онегин»? Как они соотносятся с сюжетной частью романа?
- Каковы основные функции лирических отступлений в произведении А. С. Пушкина?
Специалисты насчитывают в романе Пушкина «Евгений Онегин» двадцать семь лирических отступлений и пятьдесят разнотипных лирических вставок. Некоторые из них занимают всего лишь одну строчку. Другие весьма обширны, а если их соединить, то они по объему образуют две самостоятельные главы.
Для пушкинского романа, который сам автор называл «свободным романом», такие отступления особенно важны. Ведь это свобода непринужденного разговора на самые разные темы, это свобода авторских отступлений от фабульной линии повествования. «Такие отступления - правило, а не исключение, они соответствуют внутреннему закону пушкинского романа», - писал Е. А. Маймин.
Тематически лирические отступления группируются как:
а) автобиографические;
б) картины родной природы, близкие автору и его героям, особенно Татьяне;
в) о собственном творчестве, литературе, искусстве, о литературной борьбе того времени, современном Пушкину театре.
В этой части урока демонстрируется знание текста, приводятся примеры лирических отступлений, комментарии к ним. По ходу работы с цитатами задача учителя - обратить внимание на черты личности повествователя, стоящие за его суждениями. Также целесообразно будет провести работу с опорной лексикой, предложив составить и записать фразы для характеристики автора и авторской речи в романе «Евгений Онегин»:
- взволнованная речь автора;
- эмоциональность и образность языка;
- особенности поэтической интонации (непринужденно-свободная, откровенная, доверительная, задушевная);
- наделение героя собственным умонастроением;
- глубина и многосторонность наблюдений над жизнью;
- утверждение бесценности бытия;
- сокровенные мысли, исповедальная искренность;
- проникновенный лиризм, искрометный юмор, драматизм;
- полемичность высказываний.
II. Работа по подготовке к сочинению
1. Определение жанра работы.
Сочинение-рассуждение в жанре литературно-критической статьи.
2. Составление плана сочинения.
Обозначив круг вопросов, которые будут рассмотрены в сочинении, можно переходить к составлению его плана. Начинать следует с главного тезиса, раскрытие которого и составит основное содержание работы.
Главный тезис:
Лирические отступления неразрывно связаны с сюжетной основой романа и служат:
- для раскрытия образа автора в романе, постановки важных для него проблем, прямой формы выражения авторской позиции;
- раздвигания пространственных и временных границ повествования;
- создания культурно-исторического образа эпохи.
Вынесем вопрос о соотношении лирических отступлений с сюжетом романа во вступление.
Итак, первым пунктом плана становится: «Место лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Главная часть работы сосредоточена над раскрытием темы «Роль лирических отступлений».
Работа над формулировками заключения:
а) Кто же главный герой романа: Онегин или сам автор? (Не повторяет ни вступления, ни основной части и является логическим продолжением главного тезиса: за лирическими отступлениями встает образ не менее яркий, чем герои романа.)
б) Чему учит нас автор своим романом? (Вопрос связан скорее с проблематикой романа и не входит в круг вопросов нашей темы.)
в) Каков образ автора «Евгения Онегина», формирующийся у нас благодаря лирическим отступлениям? (Дублирует вопрос основной части сочинения.)
План сочинения
I. Место лирических отступлений в романе «Евгений Онегин».
II. Роль лирических отступлений:
- раскрытие образа автора в романе, постановка важных для него проблем, прямая форма выражения авторской позиции;
- расширение пространственных и временных границ повествования;
- создание культурно-исторического образа эпохи.
III. Кто же главный герой романа «Евгений Онегин»?
Подбор возможного эпиграфа:
1. «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина... Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. (В. Г. Белинский)
2. ... кроме прелестных стихов я нашел тут тебя самого, твой разговор, твою веселость. (П. А. Катенин)
3.
Дай Бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлечений, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти.
Остановим свой выбор на первом или втором, так как на экзамене пригодятся лишь те цитаты, которые ученики знают наизусть.
Нелишне будет напомнить ребятам и «золотое правило эпиграфа»: лучше обойтись без эпиграфа, чем взять неудачный.
III. Подведение итогов урока
Многие строки лирических отступлений из «Евгения Онегина» стали афоризмами, например,
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей...
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она...
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел...
Любви все возрасты покорны...
Это ли не свидетельство блестящего острого ума их создателя и вечности его романа!
Дополнительный материал
Образ автора в романе «Евгений Онегин»*
* По материалам статьи Красовский В. И. А. С. Пушкин / Русская литература XIX-XX в. М.: Издательство Московского университета, 2001.
Художественная уникальность романа определяется особым положением, которое занимает в нем автор. Автор в романе Пушкина - не традиционный рассказчик, ведущий повествование о героях и событиях, четко отделяя себя от них и от читателей, но создатель романа и его герой. Он напоминает читателям о «литературности» романа, о том, что текст, создаваемый им, - новая, «жизнеподобная» реальность, которой надо доверять. Герои романа - вымышленные. Мир, в котором живут герои, - тоже плод творческой фантазии автора. Реальная жизнь - только материал для романа, отобранный и организованный им, творцом романного мира.
Автор ведет постоянный диалог с читателем - делится «техническими» подробностями, пишет «критику» на свой роман и опровергает возможные мнения журнальных критиков, привлекает внимание к поворотам сюжета, к разрывам во времени, вводит в текст черновики - показывает, что роман еще не дописан. Роман как бы создается прямо на глазах читателя, при его участии, с оглядкой на его мнение. Автор видит в нем «соавтора».
Автор - создатель романного мира, творец сюжетного повествования, но он же - его «разрушитель». Это противоречие возникает тогда, когда он, прерывая повествование, сам входит в роман - на короткое время (репликой, замечанием) или заполняет его целиком (авторским монологом). Однако автор, отрываясь от сюжета, не отделяет себя от своего романа, становится его «героем». Хотя автор - не обычный герой, участник сюжета. Сюжет романа один автор - за пределами сюжетного действия.
У автора особое место в романе, определенное двумя его ролями. Первая - роль повествователя, рассказчика, комментирующего все, что происходит с героями. Вторая - роль «представителя» жизни, которая тоже является частью романа, но не укладывается в рамки литературного сюжета. Автор находится над сюжетом. Его жизнь - часть общего потока жизни.
Отдельные пересечения автора и героев (встречи Онегина и автора в Петербурге, о которых говорится в первой главе, попавшее к нему письмо Татьяны («его я свято берегу»), подчеркивают, что герои романа - только часть той жизни, которую представляет в романе автор.
Образ автора создается иными средствами, чем образы Онегина, Татьяны, Ленского. Автор отделен от них, между ними есть соответствия, смысловые параллели. Не будучи действующим лицом, автор появляется в романе как субъект высказываний - реплик и монологов (авторских отступлений). Говоря о жизни, о литературе, о романе, который создает, автор то приближается к героям, то отдаляется от них. Суждения его совпадают или, наоборот, противостоять мнениям героев. Автор прямо указывает на сходство или различия между собой и героями: «Страстей игру мы знали оба; / Томила жизнь обоих нас; / В обоих сердца жар угас»; «Всегда я рад заметить разность / Между Онегиным и мной»; «Так точно думал мой Евгений»; «Татьяна, милая Татьяна! / С тобой теперь я слезы лью».
Чаще всего между высказываниями автора и жизнью героев возникают композиционные и смысловые параллели. Появление авторских монологов и реплик, внешне не мотивированное, связано с сюжетными эпизодами смысловыми связями. Поступок или характеристика героя рождают отклик у автора, заставляя его заговорить о том или ином предмете. Каждое высказывание автора добавляет новые штрихи к его портрету.
Главную роль в создании образа автора играют его монологи - авторские отступления. Это вполне завершенные по смыслу фрагменты текста, обладающие стройной композицией и неповторимым стилем.
Большая часть отступлений - лирические и лирико-философские. Они насыщены жизненными впечатлениями, наблюдениями, философскими размышлениями. Они - средство раскрытия духовного мира автора - мудрого Поэта, много повидавшего в жизни. Он то молодой, озорной и страстный, то насмешливый и ироничный. Автора привлекают женщины и вино, дружба, театр, балы, стихи и романы. Сквозная тема его размышлений - молодость и зрелость, «возраст поздний и бесплодный, / На повороте наших лет».
Некоторые отступления проникнуты духом литературной полемики. В отступлении в третьей главе (строфы XI-XIV) дав ироническую «историко-литературную» справку, автор знакомит с планом своего «романа на старый лад». Автор включается в споры о русском литературном языке, подчеркивая верность «карамзинистским» идеалам (гл. 3, строфы XXVII-XXIX), полемизирует с «критиком строгим» (В.К. Кюхельбекером) (гл. 4, строфы XXXII-XXXIII). Таким образом автор определяет свою литературную позицию.
В ряде отступлений автор иронизирует, а иногда и высмеивает чуждые ему представления о жизни. Например, строфы VII-VIII - «Чем меньше женщину мы любим...»; строфы XVIII-XXII - «Врагов имеет в мире всяк...»; строфы XXVIII-XXX - «Конечно, вы не раз видали / Уездной барышни альбом...». Объектом его иронии являются пошлость и лицемерие, зависть и недоброжелательность, душевная лень и разврат, замаскированные светской благовоспитанностью. Такие отступления можно назвать ироническими. Автор не сомневается в подлинных жизненных ценностях и духовных качествах людей. Он верен свободе, дружбе, любви, чести, ищет в людях душевной искренности и простоты.
Во многих отступлениях автор предстает как петербургский поэт, современник героев романа. Автобиографичны все отступления в первой главе, часть отступлений в восьмой главе (строфы I-VII; строфы XLIX-LI), в третьей главе (строфы ХХII-ХХIII), в четвертой главе (строфы XXXV), отступление в финале шестой главы (строфы XLIII-XLVI), отступление о Москве в седьмой главе (строфы XXXVI-XXXVII).
Полнота духовной жизни, способность к целостному восприятию мира в единстве светлых и темных сторон - главные черты личности автора, отличающие его от героев романа. Именно в авторе Пушкин воплотил свой идеал человека и поэта.