Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество М. Ю. Лермонтова
Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова

Цели: показать характерные особенности стихов о поэте и поэзии; помочь осознать причины трагического положения истинных поэтов в России 30-х годов XIX в.

Методические приемы: лекция учителя, выразительное чтение, анализ поэтического текста, беседа по вопросам.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Пересказ статьи учебника «О своеобразии художественного мироощущения Лермонтова».

2. Ответы на вопросы.

    - В чем сходство и различия в мироощущении Пушкина и Лермонтова?

- Лирический герой в поэзии М. Ю. Лермонтова.

    - Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова. Что нового внес Лермонтов в эту тему?

3. Выразительное чтение и анализ одного из стихотворений: «Кинжал», «Как часто пестрою толпою окружен...», «И скучно и грустно», «Журналист», «Пророк».

II. Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова

    1. Слово учителя.

Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества. Историческое своеобразие развития русского общества обусловило особую роль литературы. Белинский считал, что в ней сосредоточены вся умственная жизнь общества, все его нравственные и духовные интересы.

Лермонтов, как и многие его предшественники, понимал, что литература является могучим средством воздействия на читателей. Поэтому в его творчестве тема поэта и поэзии занимает важное место.

Тема поэта и поэзии - одна из центральных в лирике Лермонтова, но взгляды его менялись по мере развития и углубления в творчестве реалистических тенденций. Молодой Лермонтов - романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника.

    2. Чтение стихотворения «Нет, я не Байрон...»

Несколько слов о причинах написания стихотворения: у Лермонтова были великие предшественники. В юношеской поэме «Последний сын вольности» он с любовью пишет о сосланных поэтах-декабристах. Его немеркнущим кумиром был Пушкин - слава и гордость России. Лермонтова увлекала и бунтарская, романтическая поэзия Байрона. Жизнь английского поэта, принимавшего участие в освободительной борьбе у себя на родине, в Италии и Греции, кажется ему достойным подражания:

Я молод, но кипят на сердце звуки,

И Байрона достигнуть я б хотел:

У нас одна душа, одни и те же муки;

О, если б одинаков был удел...

Познавая поэтическое наследие талантливых учителей, Лермонтов настойчиво развивал свое мастерство. Восемнадцатилетний поэт осознает, что у него свой путь: «Нет, я не Байрон, я другой...»

    3. Задание классу.

Ответить на вопрос: как менялись взгляды Лермонтова на тему поэта и поэзии на протяжении его творчества?

III. Чтение и обсуждение стихотворений

    - Каким мы видим образ поэта в стихотворениях Лермонтова? (Лермонтовский поэт - «Как демон с гордою душой»; он «меж людей беспечный странник, для мира и небес чужой!» Поэт живет своими мечтами, своими страданиями, которые недоступны толпе». Но уже в ранний период творчества Лермонтов ставит под сомнение правомерность противопоставления одинокого поэта «ничтожной толпе людей».)

    1. Чтение стихотворения «О, полно извинять разврат...».

    - Каковы взгляды Лермонтова на поэзию?

    - Что воспевается в этом стихотворении? (Уже в юности Лермонтов имеет ясный и определенный взгляд на то, что должен воспевать в своем творчестве настоящий поэт. В стихотворении поэт воспевает свободу и не склоняется ни перед кем.)

    - Какие образы возникают в стихотворении? (Впервые в этом произведении возникает гордый и величественный образ, который найдет яркое воплощение в стихотворениях зрелого периода: поэт — это человек, одаренный «высокой мыслью и душой, ни перед кем не склоняющий «гордого чела», ничего не страшащийся.)

    - Каков долг поэта, по мнению Лермонтова? Есть ли такие поэты вокруг Лермонтова? (Главный долг поэта - воспевать вольность. Но в современной ему действительности Лермонтов почти не видел таких поэтов.)

    2. Комментарий учителя.

Острая и меткая характеристика литературы тех лет дается в стихотворении «Журналист, читатель и писатель» (дается для самостоятельного осмысления в качестве домашнего задания).

В зрелый период творчества, когда субъективный взгляд на жизнь постепенно уступил место объективному изображению реальной действительности, Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая «истин вековых», а народного трибуна. Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении «Поэт».

    3. Выразительное чтение стихотворения «Поэт».

    4. Ответы на вопросы.

    - Какие образы вы считаете основными и в чем их связь друг с другом?

    - Почему Лермонтов предпослал своим размышлениям о поэзии историю кинжала?

    - Какие строфы вы считаете наиболее важными в развитии основной мысли? (После выяснения первоначальных впечатлений рекомендуется проследить развитие поэтической мысли.)

    - В чем оригинальность стихотворения Лермонтова? (Сблизив образы поэта и кинжала, Лермонтов впервые образно высказал мысль о том, что поэзия подобна оружию. Построив стихотворение на развернутом сравнении, он в первых шести строфах рассказал историю кинжала, а в последующих шести - высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни.)

    - В чем смысл истории кинжала? (Судьба оружия бесславна, так как она стала золотой игрушкой.)

    - Изменяется ли интонация от строфы к строфе? (Вначале интонация несколько торжественная и сдержанная: автор вспоминает о боевой службе кинжала, а о ней говорить нельзя ни чрезмерно пылко - это не соответствовало бы суровой правде, ни слишком обыденно - это опростило бы рассказ, снизило бы его тон. После гибели хозяина боевой кинжал не находит применения. Чувство грусти, испытываемое автором при мысли об этом, вызывает изменение характера стиха: если первые три строфы и половина четвертой звучат энергично, то последующие - смягченно, грустно.)

    - Охарактеризуйте лексику и эпитеты. (В первых шести строфах многие слова не имеют книжного характера: походная лавка, родные ножны, бедный спутник и т. д., в них также нет и метафор, они единичны (например, резьба - наряд), редки сравнения, но много эпитетов. Если в первых строфах они в основном эмоционально окрашены (надежный, таинственный, постыдный), то далее для них характерна конкретность: золотая игрушка, походная лавка и т. д. Лишь два эпитета подчеркивают отношение автора к кинжалу, превратившемуся в игрушку: он стал «бесславным и безвредным». Восклицательный знак делает их заметными, усиливает их идейную значимость. Затем Лермонтов прямо осуждает поэта, променявшего былую славу и власть над людьми на покой и «злато». Спокойная и ровная интонация сменяется взволнованным обращением, повествовательность первых строф уступает место ораторскому пафосу, в стихотворении появляется местоимение 2-го лица: «...не так ли ты, поэт, свое утратил назначенье?»)

    - Какие строфы являются идейным центром стихотворения?

    - Какие художественные приемы усиливают выразительность? (Восьмая и девятая строфы. В них Лермонтов, высказывая свой взгляд на роль и назначение поэзии, создает величественный образ поэта. Раскрывая мысль о связи истинного поэта с людьми, о необходимости поэзии для народа, Лермонтов прибегает к сравнениям, применяя восходящую градацию: «как чаша для пиров», «как фимиам в часы молитвы», «как божий дух» и, наконец, кульминация - «как колокол на башне вечевой». Поэт в этих строфах использует слова с высокой окраской: «воспламенить», «вечевой колокол», «голос мщенья». Такой же стиль был типичен для творчества Пушкина раннего периода.)

Рассматривая предпоследнюю строфу, отмечаем, что она контрастна предыдущей строфе. Истинные поэты не признаны в «ветхом мире», их «простой и гордый» язык не нужен там, где тешатся «блестками и обманами». И как бы подчеркивая будничность и пустоту современной поэзии, автор меняет приподнятую лексику на разговорный стиль: скушен, тешат, морщины, румяна.

    - Какова роль последней строфы? В чем ее смысл? (В последней строфе - обращении - вновь страстно звучит призыв, подобный пушкинскому «Восстань, пророк!» Слово «пророк» рифмуется с «клинок», возвращая читателя к образу кинжала. Заключительная метафора «ржавчина презренья» скрепляет стихотворение, объединяя аллегорический образ кинжала с образом поэта-пророка. Концовка дана в виде вопроса, но в этом вопросе заключен и призыв, выражающий основную мысль автора. Последняя строфа объединяет образы кинжала и поэта и делает стихотворение художественно цельным, стройным.)

    - В чем смысл композиции стихотворения? (Такая композиция и образная система позволяют ощутить подтекст и подчеркнуть авторскую мысль: миновало время битв, оно сменилось «веком изнеженным». Подтекст в этом стихотворении очень глубок и многопланов. Здесь и мысль о том, что настоящее искусство не нуждается в приукрашивании, и уверенность в том, что «прикрашенная поэзия» никого, в сущности, не утешит, и понимание того, что никакие «румяна» не помогут надолго скрыть истину, правду, «морщины» века.)

Домашнее задание

    1. К зачету подготовить самостоятельную работу над стихотворением «Журналист, читатель и писатель».

    2. Сделать сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» Лермонтова и Пушкина. Заполнить таблицу.

    Пример заполнения таблицы:

«Пророк» Пушкина

«Пророк» Лермонтова

Преображение человека в пророка

Общество отвергает пророка

Ясный, гармоничный мир

Мир страданий и слез

Богатство, многообразие мира

Контраст света и тени, добра и зла

Торжество настоящей и будущей жизни

Отрицание суетной жизни, несмотря на утверждение высших ценностей

Цель - «глаголом жечь сердца людей»

Цель - «воспламенять бойца для битвы»

    3. Ответить на вопрос: «В чем выражается близость во взглядах Пушкина и Лермонтова, на роль поэта и его поэзии?», используя стихотворение «Пророк».

    4. Прочитать материалы учебника о М. Ю. Лермонтове (с. 164-180).

5. Ответить на вопросы, используя материалы урока и учебник:

    - Почему тема поэта и поэзии занимает в творчестве Лермонтова видное место?

- Как смотрел Лермонтов на задачи поэзии?

- Каким рисовал он образ истинного поэта?

- Повторить понятие о лирическом герое.