Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество М. Ю. Лермонтова
Художественный мир М. Ю. Лермонтова

Цель: помочь ученикам раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы.

    Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова.

Методические приемы: повторение известных сведений о поэте, викторина, беседа по вопросам, работа с учебником.

Ход урока

Многие сведения о жизни и творчестве поэта учащимся известны, поэтому урок целесообразно начать с викторины. Проводит учитель, выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов на заданные вопросы.

I. Викторина

    1. Где и когда родился Лермонтов?

    2. Как звали домашнего учителя Лермонтова? (Алексей Зиновьевич Зиновьев - педагог, ученый, литератор.)

    3. Как звали русских писателей, учившихся вместе с Лермонтовым в Московском университете? (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев.)

    4. Кому посвящены ранние юношеские стихи поэта?

Я не достоин, может быть,

Твоей любви, не мне судить;

Но ты обманом наградила

Мои надежды и мечты,

И я всегда скажу, что ты

Несправедливо поступила.

    (Наташе Ивановой, девушке удивительной красоты, дочери драматурга Ф. Ф. Иванова.)

Мы случайно сведены судьбою,

Мы себя нашли один в другом,

И душа сдружилася с душою,

Хоть пути не кончить им вдвоем!

    (Варваре Александровне Лопухиной.)

    5. Куда был сослан Лермонтов за сочинение стихотворения «Смерть поэта»? (Был арестован и переведен служить Нижегородский драгунский полк, который находился в Закавказье. Там Лермонтов принимал участие в войне с горцами.)

    6. Назовите первое опубликованное стихотворение. Каким псевдонимом оно было подписано? (Стихотворение «Весна», напечатано в 1830 г. в журнале «Антеней», за подписью «L».)

    7. Как называлось первое изданное произведение, которое Лермонтов подписал своим именем? (Стихотворение «Бородино», напечатано в журнале «Современник» в 1830 г.)

    8. Кто автор памятника на месте трагической гибели Лермонтова на дуэли? (В 1881 году специальная комиссия определила примерное место дуэли поэта с Мартыновым в городе Пятигорске, на склоне горы Машук. В 1915 г. здесь был установлен памятник - обелиск, автор - скульптор Б. М. Микешин).

    9. Из каких произведений эти строки?

1) Заботой тайною хранима

Перед иконой золотой

Стоишь ты, ветвь Ерусалима,

Святыни гордый часовой!

      («Ветка Палестины».)

2) Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

      («Когда волнуется желтеющая нива».)

3) Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю

      («Нет, не тебя так пылко я люблю...»)

4) Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

      («Родина».)

    10. Кто сказал о Лермонтове: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей, и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого»? (Ираклий Андронников, профессор, доктор филологических наук.)

II. Оформление тетрадей. План урока

    1. Особенности лермонтовской эпохи.

    2. Своеобразие лирики Лермонтова.

III. Слово учителя

«Стихотворение “Смерть поэта”, - писал один из современников Лермонтова, - возвестило русской литературе о рождении нового поэта, достойного наследника Пушкина».

К людям большого гражданского мужества, лучшим представителям своего поколения и принадлежал Лермонтов. Эти люди были еще очень юными, но на их долю выпала тяжелая судьба, и они стали взрослыми раньше времени.

В основе лермонтовского творчества лежит столкновение страстных стремлений лучших людей эпохи к жизни и борьбе с горьким осознанием невозможности их осуществления. Отсюда трагизм произведений Лермонтова: ноты бесконечной тоски, тема одиночества, вечного скитальчества, но с другой стороны, - презрение к современности, дерзкий вызов, стремление высказать «едкие истины». «В стихах Лермонтова, - писал Горький, - начинают звучать ноты, почти неизвестные у Пушкина, - это жадное желанье дела, активности, вмешательства в жизнь».

В русской литературе Лермонтов продолжил дело Пушкина и в то же время явился поэтом новым, поэтом другой эпохи, с иным, чем у Пушкина, складом творческой личности. Из огромного круга тем и образов, волновавших Пушкина, Лермонтов остановился только на некоторых. Белинский считал, что все творчество Лермонтова посвящено разрешению одного вопроса: «нравственного вопроса о судьбах и нравах человеческой личности». И герой у Лермонтова, собственно, один: один и тот же образ проходит в стихах, драмах, романах, воплощаясь то в лирического героя, то в Демона, то в Печорина... но этот «лермонтовский человек» - личность могучая, трагически прекрасная, словно вбирающая в себя все «думы» эпохи. Лермонтовскому герою доступно все: трезвый анализ собственной души и окружающего, понимание истины, умение иронизировать и негодовать. Лермонтов - поэт очень субъективный. Он постоянно присутствует в своих произведениях, раскрывает часто не саму действительность, а свое страстное, оценочное отношение к ней, и в этом его величайшая сила. По словам Белинского, он имел право быть субъективным, ибо, как все великие поэты, «в своем сердце, в своей крови он носил жизнь общества, болел его недугами, мучился его страданиями, блаженствовал его счастьем...».

IV. Работа с учебником

1. Прочитать статью учебника «О своеобразии художественного мироощущения Лермонтова» (с. 161-164).

2. Составить тезисный план статьи.

Домашнее задание

    1. Подготовить связный рассказ «Художественный мир Лермонтова», используя материалы урока и материал учебника.

2. Выучить наизусть стихотворение «Поэт».

    3. Подготовить выразительное чтение и анализ одного из стихотворений: «Поэт», «Кинжал», «Как часто пестрою толпою окружен...», «И скучно и грустно», «Журналист», «Пророк».

4. Прочитать роман «Герой нашего времени».

5. Ответить на вопросы:

    - В чем сходство и различия в мироощущении Пушкина и Лермонтова?

- Лирический герой в поэзии М. Ю. Лермонтова.

    - Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова. Что нового внес Лермонтов в эту тему?

    6. Опережающее задание: подготовиться к устному зачету (по билетам).

    1) Ответ на теоретический вопрос (класс делится на 5 групп).

    2) Анализ стихотворения (на выбор).

    3) Чтение наизусть стихотворения.

Дополнительный материал

Русская ветвь рода Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии. В поколениях, ближайших ко времени поэта, род Лермонтовых считался уже захудалым; отец его, Юрий Петрович, был пехотный капитан в отставке... Красота и столичный лоск Юрия Петровича пленили единственную дочь, нервную и романтически настроенную Марию Михайловну Арсеньеву. Несмотря на протесты своей гордой матери, она вскоре стала женой небогатого армейского офицера. Постоянно болея, мать Лермонтова умерла весною 1817 г...

Бабушка Лермонтова перенесла на внука всю свою любовь к умершей дочери и страстно к нему привязалась, но тем хуже стала относиться к зятю; распри между ними приняли такой обостренный характер, что Юрий Петрович вынужден был уехать в свое поместье. До самой смерти его длилась эта вражда, и ребенку она причинила очень много страданий.

Первыми учителями Лермонтова были какой-то беглый грек, домашний доктор Ансельм Левис и пленный офицер Наполеоновской гвардии, француз Капэ. По смерти Капэ был взят в дом французский эмигрант Шандро, которого сменил англичанин Виндсон, знакомивший Лермонтова с английской литературой, в частности с Байроном, который сыграл в его творчестве большую роль. Из русских писателей на него повлиял сильнее всего Пушкин, перед которым он преклонялся всю свою жизнь, а из иностранных - Шиллер, особенно своими первыми трагедиями.

В 1829 г. возникает серьезный интерес Лермонтова к личности и поэзии «огромного» Байрона, которого поэт всю жизнь свою «достигнуть бы хотел».

Осенью 1830 г. Лермонтов поступает в Московский университет на «нравственно-политическое отделение». В университете Лермонтов пробыл менее двух лет. Профессора, помня его дерзкие выходки, «срезали» его на публичных экзаменах. Он не захотел остаться на второй год на том же курсе и переехал в Петербург вместе с бабушкой.

В Петербургский университет Лермонтов не попал: ему не зачли двухлетнего пребывания в Москве и предложили держать вступительный экзамен на первый курс. В 1832 г. по совету своего друга Столыпина он решил поступить в школу гвардейских юнкеров. Почти в одно время с ним поступил в школу и его будущий убийца, Н.С. Мартынов, в биографических записках которого поэт-юнкер рисуется как юноша, «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно. Он поступил в школу, по словам Мартынова, уже человеком, много читал, много передумал; другие еще вглядывались в жизнь, он уже изучил ее со всех сторон. Г одами он был не старше других, но опытом и воззрением на людей далеко оставлял их за собою». Лермонтов пробыл в школе «два страшных года», по его словам.

Смерть Пушкина показала Лермонтова русскому обществу во всей мощи его гениального таланта. Лермонтов был болен, когда разнеслась по городу весть об этом страшном событии. До него доходили различные толки; некоторые, «особенно дамы, оправдывали противника Пушкина», находя, что «Пушкин не имел права требовать любви от жены своей, потому что был ревнив, дурен собою». Негодование охватило поэта, и он излил его на бумагу. Сначала стихотворение оканчивалось словами: «И на устах его печать». В таком виде оно быстро распространилось в списках, вызвало бурю восторгов, а в высшем обществе возбудило негодование. Когда Столыпин стал при Лермонтове порицать Пушкина, доказывая, что Дантес иначе поступить и не мог, Лермонтов моментально прервал разговор и в порыве гнева написал страстный вызов «надменным потомкам» (последние 16 стихов). Стихотворение было понято как «воззвание к революции»; началось дело, и уже через несколько дней (25 февраля) по Высочайшему повелению Лермонтов был переведен в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе.

Благодаря связям бабушки 11 октября 1837 г. последовал приказ о переводе Лермонтова в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, стоявший тогда в Новгороде.

В начале января 1838 г. поэт приехал в Петербург и пробыл здесь до половины февраля, после этого поехал в полк, но там прослужил меньше двух месяцев: 9 апреля он был переведен в свой прежний лейб- гвардии Гусарский полк.

Под Новый год 1840 г. Лермонтов был на маскарадном балу в Благородном собрании. Присутствовавший там Тургенев наблюдал, как поэту «не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, и он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза...».

На балу у графини Лаваль (16 февраля) произошло у него столкновение с сыном французского посланника, де Барантом. В результате - дуэль, окончившаяся благополучно, но повлекшая для Лермонтова арест на гауптвахте, а затем перевод на Кавказ. Во время ареста Лермонтова посетил Белинский. Белинский пришел в восторг «и от личности, и от художественных воззрений поэта». Лермонтов снял свою маску, и в словах его почувствовалось «столько истины, глубины и простоты».

По дороге на Кавказ Лермонтов остановился в Москве и прожил там около месяца. 9 мая он вместе с Тургеневым, Вяземским, Загоскиным и другими присутствовал на именинном обеде у Гоголя в доме Погодина и там читал Своего «Мцыри». 10 июня Лермонтов уже был в Ставрополе. В двух походах - в Малую и Большую Чечни - Лермонтов обратил на себя внимание начальника отряда «расторопностью, верностью взгляда, пылким мужеством» и был представлен к награде золотою саблею с надписью: «За храбрость».

В половине января 1841 г. Лермонтов получил отпуск и уехал в Санкт-Петербург. На другой же день по приезде он отправился на бал к графине Воронцовой-Дашковой. Появление опального офицера на балу, где были Высочайшие Особы, сочли «неприличным и дерзким»; его враги использовали этот случай как доказательство его неисправимости.

На этот раз Лермонтов уехал из Петербурга с тяжелыми предчувствиями, оставив родине на прощание свои стихи «Прощай, немытая Россия».

В Пятигорске, куда он приехал, жила большая компания веселой молодежи - все давнишние знакомые Лермонтова. Время проходило в шумных пикниках, кавалькадах, вечеринках с музыкой и танцами. В этой компании находился и отставной майор Мартынов, любивший пооригинальничать, порисоваться, обратить на себя внимание. Лермонтов часто зло и едко вышучивал его за «напускной байронизм», за «страшные» позы. Между ними произошла роковая ссора, закончившаяся «вечно печальной» дуэлью. Поэт пал жертвой своей двойственности. Нежный, отзывчивый для небольшого круга избранных, он по отношению ко всем прочим знакомым держался всегда заносчиво и задорно.

Похороны Лермонтова, несмотря на все хлопоты друзей, не могли быть совершены по церковному обряду. Официальное сообщение о его смерти гласило: «15 июня, около 5 часов вечера... скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов». По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили словами: «туда ему и дорога». Весною 1842 г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы. В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке»*.

* Долинин А. С. Лермонтов / Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона. М.: Терра, 2001.

Вопросы для викторины по творчеству М. Ю. Лермонтова**

** По материалам О. Поцек, г. Десногорск, Смоленская область.

    1. В каких стихотворениях говорится о пустыне? («Утес», «На севере диком...».)

    2. В каких стихотворениях поэт «использует» лазурный цвет? («Тучи», «Парус», «Утес»: «степью лазурною», «по лазури весело играя», «под ним струя светлей лазури...».)

    3. Какой герой и кому «обещает полмира, а Францию себе»? («Воздушный корабль»: император - сыну.)

    4. В каком стихотворении щит от стрел и меча заколдован? («Пленный рыцарь».)

    5. В каком произведении кто и кому собирался подарить образок? («Казачья колыбельная песня»: мать - сыну.)

    6. В каких стихотворениях упоминается слово «богатырь»? («Бородино»: «Богатыри - не вы»; «Казачья колыбельная песня»: «Богатырь ты будешь с виду...».)

    7. В каком стихотворении герой носит треугольную шляпу? («Воздушный корабль»: император.)

    8. Что видит из окна пленный рыцарь? («Синее небо отсюда мне видно: // В небе играют все вольные птицы».)

    9. Из какого произведения эти строки: «Он растерял в пылу сраженья // Винтовку, шашку и бежит!» Кто это? («Беглец»: Гарун.)

    10. «Я солнцем любима, цвету для него и блистаю...» Кому принадлежат эти слова? («Листок»: чинара.)

    11. В каком стихотворении пять вопросительных предложений, расположенных друг за другом? («Тучи».)

    12. «У наших ушки на макушке...» У кого именно? Назовите стихотворение. (Русские солдаты. «Бородино».)

    13. Какова была последняя просьба Калашникова? («Помолитесь сами в церкви Божей // Вы за душу грешную!»).

    14. Что слышно за дверями узнику? («...звучно -мерными шагами // Ходит в тишине ночной //Безответный часовой».)

    15. Кого сравнивает Лермонтов с «толпой угрюмою»? (Свое поколение. «Дума».)

    16. «И маршалы зова не слышат...» Почему не слышат? («Иные погибли в бою, // Другие ему изменили...». «Воздушный корабль».)

    17. О чем поют райские птицы? («Поют они песни про славу морской царь-девицы». «Листок».)

    18. «Ступай - достоин ты презрения». Кто и кому это говорит?

    (Гаруну - его друг. «Беглец».)

    19. «Ахнул дерзкий - и упал!» Кто это? (Наполеон. «Два великана».)

    20. «Мне грустно...» Почему? (Закончить строку). («...потому что я тебя люблю»; «...потому что весело тебе».)

    21. На кого роптали пальмы? («И стали три пальмы на Бога роптать...». «Три пальмы».)

    22. В каких стихотворениях встречается слово «сон»? («Когда волнуется желтеющая нива...»: «И погружает мысль в какой-то смутный сон...»; «Выхожу один я на дорогу...»: «Но не тем холодным сном могилы...».)

    23. Какой крест висел на груди Кирибеевича? («На груди его широкой висел медный крест // Со святыми мощами из Киева».)

    24. Где был похоронен Калашников? («На чистом поле промеж трех дорог: // Промеж тульской, рязанской, владимирской».)