Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество М. Ю. Лермонтова
Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова

Цели: расширить знания учащихся о лирическом герое; помочь понять, каков лирический герой в поэзии Лермонтова; совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

Методические приемы: лекция учителя с элементами беседы, выразительное чтение, анализ поэтического текста.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Дать связный ответ по теме «Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова».

2. Проверка заполнения таблицы.

3. Выразительное чтение наизусть стихотворений по выбору (принимают ассистенты).

II. Беседа по теме «Лирический герой в художественном произведении»

- Кто такой лирический герой?

    - Можно ли считать лирического героя тождественным автору? (доказать на примерах).

III. Оформление тетрадей. План по теме урока

    1. Лирика Лермонтова второй половины 30-х - начала 40-х годов XIX в.

2. Лирический герой поэзии Лермонтова.

IV. Слово учителя

Лирике Лермонтова второй половины 30-40-х годов свойственна новая направленность. Если ранние стихотворения поэта - своеобразный лирический дневник, откровенный разговор с самим собой, чистосердечная исповедь молодого человека, то в последние годы его жизни непосредственная пылкость чувств сменяется глубоким философским раздумьем о сущем, отдельные мотивы творческих исканий сливаются в целостный, неповторимый лермонтовский мир. Но это не означает отказ поэта от прежних идеалов.

Начинается, как ни странно, для молодого, не достигшего и 30 лет человека, подведение итогов пережитого. Теперь все чаще и чаще лирический герой оказывается во власти Думы, Памяти, передающих не конкретные впечатления, а состояние души. В ней уже не романтически-печальной, тоскующей, а усталой, «тьмой и холодом объятой», он все-таки ищет свежих сил, предчувствует близкий перелом. Горечь пролетающих лет взывает к мысли о грядущем. Так, «всесильный господин» собственных борений создает для себя «царство дивное» духовного бытия. «Царство дивное» поражает нас во многих поздних лирико-философских стихотворениях. Среди них - «Гляжу на будущность с боязнью...» (1837), «Как часто пестрою толпою окружен» (1840), «И скучно, и грустно» (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю» (1841), «Выхожу один я на дорогу...» (1841) и др.

    - Что объединяет эти стихотворения? (В каждом из них взгляд поэта сосредоточен не столько во внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. В них чувствуется ощущение отшумевших уже юности, надежд и радостных желаний.)

V. Чтение и анализ стихотворений

Действительно, в каждом из этих стихотворений Лермонтов находит особый прием, чтобы показать различное ощущение прошлого и настоящего.

    1. Чтение стихотворения «Гляжу на будущность...».

    - Какова тема этого стихотворения?

    2. Чтение стихотворения «Как часто, пестрою толпою...».

    - Какое впечатление оставило у вас это стихотворение?

    - Каким показан «свет»? Каково отношение поэта к нему? (Это стихотворение воспринимается иначе. В начале стихотворения несколькими точными штрихами поэт рисует надменных, духовно нищих людей «большого света». В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушных людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски».)

    - Как решает проблему неприятия мира поэт? (Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска суеты», он погружается в воспоминанья о близкой сердцу «недавней старине».)

    - Удается ли ему решить свои проблемы? (Приятные мечты о прошлом являются обманом, точнее самообманом («опомнившись, обман я узнаю») и не рассеивают «бурю тягостных сомнений и страстей». Его жалобы на современную ему жизнь переходят в решительный протест, в желание:

... резко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..)

3. Чтение стихотворения «И скучно, и грустно».

    - Какие свои чувства и переживания передает автор в этом стихотворении? (Здесь каждая строфа опровергает юные стремления к счастью, любви, страсти. В этом стихотворении взгляд поэта сосредоточен не столько на внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Его произведение - это напряженный внутренний монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них.)

    - Каков лирический герой стихотворения? (Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания. Иное звучание приобретают стихотворения о природе, где поэт учит чувствовать таинства неба и земли:

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу.

И звезда с звездою говорит.)

    - В чем источник сил и энергии героя? (В могучем источнике красоты черпает лирический герой духовную энергию. И самые горькие переживания сменяются спокойствием:

Начать готов я жизнь другую,

Молчу и жду: пора пришла.)

Сложное мироощущение лирического героя не замкнуто в себе самом. Он пристально вглядывается в окружающее. Зрительные впечатления преобразуются в лирическое раздумье, где реальные образы становятся воплощением общих особенностей бытия. Именно так воспринимаются многие стихотворения, как «Тучи» (1840), «На севере диком стоит одиноко...» (1841), «Утес» (1841), «Листок» (1841). В этих произведениях описана не просто одухотворенная красота природы, а яркие приметы трагических процессов жизни и человеческой души.

4. Чтение стихотворения «Дума».

Самостоятельно подготовить сообщение «Образ лирического героя в стихотворении «Дума».

В стихотворении «Дума» раздумья Лермонтова о судьбах отдельных людей и судьбе всего народа достигают большой глубины и зрелости. Они высказаны с особой убедительностью и отличаются публицистической резкостью и яркой образностью.

Здесь предстает лирический герой особого типа. Это не просто мыслящий человек, способный с позиции историзма воспринимать общественные явления. Это еще и человек огромного мужества, ибо трезвый взгляд на русскую жизнь того времени и способность высказать суровый приговор целому поколению требуют большого мужества, бесстрашия.

Этот лирический герой Лермонтова сначала бегло, но точно говорит об отцах, о предшествующем поколении. Это поколение сокрушило Наполеона, отстояло независимость России, мечтало о свободе для своего народа.

Далее в «Думе» предстают «дети». Это те, кто учился с Лермонтовым в военной школе, служил в гвардейских полках в Петербурге и на Кавказе. Те, кого он встречал на балах и светских приемах, для которых естественным было бы творить, совершать преобразования, приумножать славу Отечества. А вместо того они занимались интригами, клеветой, тратили время и силы на пустяки. У многих отсутствует чувство независимости, нет внутренней гордости. Это признаки духовного оскудения. Таковы «дети», если сравнить их с «отцами».

Далее они предстают в отношении к «внукам» и тем, кто придет на смену поколению, оказавшемуся в николаевское царствование ненужными людьми. Поэтому Лермонтов приводит читателей к неизбежному вопросу: так что же скажут эти внуки о предшественниках? Поэт убежден, что ответ должен быть суров:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Домашнее задание

    1. Подготовить ответы на вопросы:

    - Какова творческая история романа?

    - Почему в романе нарушена хронологическая последовательность?

    2. Индивидуальные задания: а) подготовить сообщение «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе»; б) составить статью для литературоведческого словаря по теме: «Что такое кольцевая композиция? Зачем она нужна в романе?».

    3. Подготовить доклады на следующие темы:

    а) Изображение природы Кавказа и быта горцев.

    б) Казбич и Азамат в изображении Лермонтова.

    в) Особенности характера Бэлы.

    г) Максим Максимыч как офицер и простой человек.

    д) Причины, побудившие Печорина нарушить покой «честных контрабандистов».

    е) Поведение Печорина в среде горцев, контрабандистов и в обществе Максим Максимыча.

Дополнительный материал

Анализ стихотворения «Дума» следует начать с вопроса о впечатлении, которое оно произвело на учеников. По словам Е.А. Маймина, «Дума» основана «на пафосе мысли и действует прежде всего на разум читателя, а потом уже на чувства». Каковы личные впечатления юных читателей, возникшие после первого прочтения стихотворения учителем?

Композиция «Думы» способствует постепенному раскрытию основной мысли поэта. По справедливому утверждению У. Р. Фохта, кольцеобразно замкнутая, она указывает на беспросветность будущего современному поэту поколения. Прослеживая композиционные особенности «Думы», обнаруживаем сочетание строгой логики мысли с богатством чувств поэта.

Какие же выразительно-изобразительные средства помогают автору достичь этого сочетания? Обращаем внимание на торжественную лексику (грядущее, под бременем, презренные рабы, пришлец, чаша, с строгостью судьи и гражданина, др.), подчеркивающую важность и значимость размышлений поэта, их философский смысла Выражению печали автора («Печально я гляжу на наше поколенье») помогают постоянные сравнения, как-то: как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом, как тощий плод, до времени созрелый. И вместе с тем обращаем внимание на то, как выражено страстное желание пробудить современников к осознанию необходимости изменить образ жизни и мышления, тем более что они обладали большими духовными возможностями («лучших сил... не сберегли», «надежды лучшие и голос благородный», «мы жадно бережем в груди остаток чувства», «бесполезный клад», «огонь кипит в крови»). Наконец, для стихотворения характерно использование приема антитезы, противопоставления страстно желаемого реальному.

Какое отношение к жизни утверждает герой «Думы» - пассивное или страстное, деятельное? Примиряется ли он с существенным положением вещей или призывает изменить духовную атмосферу в обществе? Ответить на эти вопросы помогают размышления над жанром стихотворения. Знакомство учащихся с некоторыми высказываниями критиков и литературоведов на этот счет.

С. П. Шевырев назвал стихотворение «ужасной эпитафией всему молодому поколению». Белинский подчеркивал, что «эти стихи написаны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснее физической смерти!.. Если под «сатирою» должно разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а громы негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества, - то «Дума» Лермонтова есть сатира, и сатира есть законный род поэзии».

У. Р. Фохт назвал «Думу» социальной элегией, характерно лермонтовской жанровой формой, далекой от элегий сентиментально-романтической литературы, например, элегий Жуковского.

Романтические настроения Лермонтова и его героев придают стихам форму печальных раздумий. Но это печаль сильного человека, не боящегося даже самых горьких и жестоких упреков самому себе. Отсюда и мотивы неприятия действительности, трагическое мироощущение, осознание разлада в собственной душе. Одна из существенных черт романтического героя Лермонтова - потребность в активном действии, в деятельности мысли.