Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество М. Ю. Лермонтова
Роман М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени. Печорин в отношениях с другими персонажами романа

Цели: ответить на вопрос: «Печорин - виновник или жертва трагедии?»; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина.

Методические приемы: сообщения и доклады учеников, выразительное чтение, беседа.

Пояснение для учителя. На уроке подробно не рассматриваются творческая история, тема, идея, сюжет романа «Герой нашего времени», так как в 9 классе эти темы и повесть «Княжна Мери» были изучены. Поэтому урок целесообразно начать с сообщения учащегося по теме «Герой нашего времени - первый психологический роман в русской литературе». Учащиеся составляют краткий конспект этого сообщения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Сообщение ученика «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе».

    2. Доклады учеников на темы, данные в домашнем задании.

II. Обобщающая беседа

    - Перечитать предисловие к роману. Можно ли в нем найти ответ на вопрос: «Каким образом намеревался автор создать «портрет, составленный из пороков всего поколения»?

    - Что известно из повести «Бэла» о жизни Печорина до появления в крепости? (При ответе внимательно прочитать автохарактеристику героя.)

    - Что вам нравится в Печорине, когда вы читаете «Бэлу», где вы ему сочувствуете и когда решительно осуждаете?

    - Устно опишите перевал путников через Крестовую гору. Как меняется характер пейзажа в начале и в конце перевала?

    - Как удается автору создать ощущение присутствия человека, рисующего пейзаж?

    - Какими изображены рассказчик и Максим Максимыч в повести? Что они за люди, можно ли довериться их взгляду, их мнению?

    - Почему Печорин решился на похищение Бэлы? Почему он не чувствует себя счастливым, добившись любви девушки?

    - Что мы узнали из повести «Бэла» об отношении Печорина к жизни и людям и о его характере?

    - Какая повесть произвела на вас более грустное впечатление? Объясните причины этого.

    - Изменился ли герой после отъезда его из крепости? (В повести «Максим Максимыч» читатель наблюдает уже полное равнодушие Печорина к жизни, апатию, холодность, эгоизм. Раньше он был способен открыть Максим Максимычу причины своей тоски, признаться, что страдает, здесь он не хочет рассказать даже о самых поверхностных событиях своей жизни. Раньше он записывал в дневнике-журнале все случившееся с ним, вверял бумаге свои задушевные мысли и переживания. Теперь он даже не интересуется судьбой бумаг, позволяя делать с ними, что угодно. На изменения характера намекают и некоторые детали портрета героя: появившаяся «нервическая слабость», равнодушно-спокойный взгляд.)

    - Есть ли у Печорина какое-нибудь внутреннее оправдание перед Максимом Максимычем?

Домашнее задание

    1. Прочитать статью учебника «Роман «Герой нашего времени»» (с. 191-203).

    2. Ответить письменно на вопрос: «В какой из повестей Печорин вызывает у вас большее осуждение - в «Бэле» или в «Максиме Максимыче»? Почему?»

    3. Вопросы по повести «Тамань»:

    - Что в обстановке хаты, а также в поведении и характере ее хозяев показалось Печорину странным и загадочным?

    - В чем проявляются смелость Печорина, его интерес к жизни и людям и критическое отношение к себе?

    4. Подумать над идейным содержанием повести «Княжна Мери» (изучена в 9 классе). Составить план повести.