Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество М. Ю. Лермонтова
Повести Тамань, Бэла, Максим Максимыч, Княжна Мери

Цели: рассмотреть изменения в характере и поведении главного героя в разных ситуациях; совершенствовать навыки анализа текста.

Методические приемы: сообщения учеников, беседа, обсуждение плана.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

    1. Индивидуальные задания.

    Подготовить сообщения:

    1) Характеристика Янко.

    2) Характеристика девушки-контрабандистки.

    3) Роль пейзажа в раскрытии характеров героев («Тамань»).

2. Чтение и анализ нескольких письменных ответов на вопрос домашнего задания. Обсуждение.

    3. Беседа по повести «Тамань» (см. вопросы домашнего задания).

II. Анализ повести «Тамань»

    - Кто является в повести главным героем? (Главными героями являются не контрабандисты, а Печорин. Печорин выступает здесь в роли наблюдателя, случайно оказавшегося свидетелем действий контрабандистов.)

    - Каким показал себя Печорин в столкновении с ними, как раскрывается его характер в приключении в «Тамани»? (Печорин все время выходит из роли наблюдателя и становится участником событий. Именно его вмешательство в чужую жизнь определяет конфликт и финал повести. Стремление вмешаться в события, стать их участником - свидетельство активности героя, нежелания его довольствоваться пассивной ролью созерцателя жизни, хотя он сам на словах и ограничивает себя этими рамками.)

    - О каких сторонах характера Печорина позволяет судить повесть «Тамань»? (Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, самообладание, умение видеть и чувствовать красоту природы, красоту человека, наблюдательность.)

    - Как эти качества проявляются в отношении к Янко и девушке- контрабандистке?

Слушаем сообщения учеников, готовивших индивидуальные задания по характеристике героев. Остальные ученики дополняют ответы.

    - Почему, обладая такими качествами характера, Печорин не кажется счастливым? (Ни одно из действий Печорина, ни одно из проявлений его воли не имеет глубокой, большой цели. Он активен, но его активность не нужна ни ему, ни другим. Он ищет действия, но находит лишь подобие его и не получает ни счастья, ни радости. Он умен, находчив, наблюдателен, но все это приносит только несчастье людям, с которыми он сталкивается. Нет в его жизни цели, действия его случайны, активность бесплодна, и Печорин несчастлив. Он жалеет, что нарушил жизнь «честных контрабандистов», взволнованно восклицает: «как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие». Скрытая печаль и глухая боль слышатся в кажущихся циничными заключительных словах героя: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!»)

    - Какова роль пейзажа в раскрытии содержания повести и характера героев?

Слушаем сообщение ученика, готовившего индивидуальное задание. Остальные ученики дополняют ответ.

III. Беседа по повести «Бэла»

    - Кто является рассказчиком в повести?

    - Какими путями Печорин добивается своего в отношениях с Азаматом, Максим Максимычем, Бэлой?

    - Какие черты раскрываются в Печорине в повести?

    - В каких эпизодах очевидна противоречивость его характера?

IV. Беседа по повести «Максим Максимыч»

    - Какую роль в композиции романа играет эта повесть?

    - Чьими глазами мы видим Печорина в повести?

    - Какие черты Печорина раскрываются в его психологическом портрете?

V. Обсуждение плана повести «Княжна Мери»

    - Каково идейное содержание повести «Княжна Мери»? (Развернутый ответ, обсуждение.)

Домашнее задание

1. Ответить на вопросы:

- Каков язык повести «Тамань»?

    - Чем отличается Печорин в повести «Тамань» от Печорина в повести «Бэла» и «Максим Максимыч»? (Ответить письменно на выбор). Проверяется на зачете.

2. Ответить на вопросы:

    - Почему происходит конфликт между Печориным и обществом, изображенным в повести, ведь он сам относится к этому обществу?

    - Чем отличаются сцены дуэли в «Евгении Онегине» и в «Герое нашего времени»?

    - Почему Пушкин винит своего героя в убийстве, а Лермонтов прощает Печорина?

3. Перечитать стихотворение «Дума» и ответить на вопрос:

    - В романе или в стихотворении отношение Лермонтова к поколению строже, непримиримее? Почему?

    4. Индивидуальные задания: 1) подготовить сообщение о Вуличе; 2) чтение по ролям диалога Вулича и Печорина, завершающего эпизод пари.