Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Вводные уроки
Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже

Цели: дать общую характеристику русской литературы XIX в. и показать ее своеобразие; показать значение русской литературы XIX в. в развитии мирового литературного процесса; дать понятие о социально-политической обстановке в России рубежа XVIII-XIX вв.

Методические приемы: лекция учителя, повторение изученного, работа с учебником, составление тезисного плана, работа с таблицей.

Эпиграф: До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их. (М. Горький)

Ход уроков

I. Повторение основных сведений, изученных в 9 классе

    - Как вы понимаете слова М. Горького, взятые эпиграфом к уроку?

    - О каких талантливых поэтах и писателях говорит М. Горький? Задание. Вспомните и назовите произведения XVIII – первой половины XIX вв., изученные в 9 классе.

II. Знакомство с программой и учебником литературы для 10 класса

Курс русской литературы в 10 классе построен на историко- литературной основе. В отличие от предыдущих лет, мы будем не просто знакомиться с отдельными произведениями, изучать их, а постараемся создать картину литературно-исторического процесса, представить русскую литературу как единый, непрерывный, многообразный поток, попытаемся понять значение литературы в жизни общества и каждого отдельного человека.

Учебник Ю.В. Лебедева состоит из двух частей. В книге даются глубокий анализ изучаемых произведений, историко-теоретические, литературоведческие сведения. В конце каждой темы предлагаются вопросы и творческие задания, ориентированные на базовый и профильный уровни изучения литературы.

Задание. Прочитайте раздел «От автора». В чем основные отличительные черты литературы первой половины XIX в.? Выпишите ответ в тетрадь.

III. Русская литература на рубеже XVIII-XIX вв.

1. Слово учителя.

Уже с конца XVIII в. молодая русская литература была вовлечена в мировое предромантическое, а потом романтическое движение. Именно в 20-х годах XIX в. новое миропонимание осознается теоретически, обнаруживается, что вокруг романтизма и внутри романтизма стоят насущнейшие проблемы: проблема культурного самоопределения России, проблема развития русской культуры и русской общественности на началах народных и вместе с тем европейских.

Русские романтики 20-30-х годов XIX в. стремились к национальной самобытности, но вопрос о соотношении европейского начала с началом исконно русским - по-разному решался отдельными романтическими группировками, различными по своей социальной природе.

Грандиозное умственное движение, начавшееся во второй половине XVIII в. и впоследствии охватившее мир под именем романтизма, - движение освободительное, основой его является Французская буржуазная революция 1789. Знак равенства между революционностью и романтизмом охотно ставили и романтики-декабристы, и противники романтизма.

Новые умонастроения породили глубокие изменения в строе русской литературы. В центре внимания оказались внутренний мир человека и его сложные взаимоотношения с внешним миром: народом, страной, историей, своей судьбой. Повышенный интерес к душевным переживаниям человека привел к появлению феномена лирического героя, который коренным образом изменил поэтику классицизма, нарушил устойчивые жанры, смешал стили, разрушил границы между стихами и прозой, литературой и реальностью.

Перед литературой встала необходимость выработки поэтических форм, которые были бы традиционными и национальными, с одной стороны, и способными выразить индивидуальное чувство - с другой. Эта задача сводилась к проблеме нового литературного языка, вокруг которого разгорелись споры. В процессе споров существование русской литературы обретало определенные черты. Писатели, определяясь идеологически и эстетически в этих спорах, создавали литературные кружки, общества, журналы, в которых шел процесс формирования эстетических идей, стилей, поэтических форм. В результате этих сложных разнонаправленных исканий родилась новая русская литература.

Существовало два варианта создания нового литературного языка. Н. М. Карамзин предложил реформировать язык так, чтобы это был язык и письменной литературы, и устной речи для интеллектуального общения всех людей. Это должно было объединить людей и вернуть искомое единство личности и народа. Реформирование языка предлагалось вести как преодоление двуязычия (русский и французский), как осторожный синтез их, как разумное сочетание национальной самобытности и европейских заимствований, не отрывая русскую литературу и общество от достижений европейской культуры. Другое решение проблемы языка основывалось на категорическом отрицании какой бы то ни было пользы европеизации русского языка и литературы. Утверждалось, что разрыв личности и народа произошел как раз из-за влияния вредных идей развращенной, погрязшей в жестокости Европы, доказательством чему служила Французская революция.

Новаторство Карамзина заключалось в преодолении старого литературного языка, прежних художественных приемов. Карамзинисты продолжили использование традиций: им нужны старые жанры для пародий, прежние стили для их столкновения.

В 1801 г. молодые поэты А. Ф. Воейков, А. С. Кайсаров, В. А. Жуковский, А. Ф. Мерзляков и др. организовали «Дружеское литературное общество», возникшее как акт протеста против Карамзина и его школы. Они утверждали, что русская литература - бедна и упрекали Карамзина в том, что его дерзкое новаторство повернуло русскую литературу на неверный путь иностранных заимствований.

В 10-х годах XIX в. возникла масса литературных кружков и обществ. Литературные общества появлялись и распадались, «переливаясь» в другие, смыкались с журналами, издавали собственные - шел процесс формирования эстетических взглядов и поэтических принципов романтизма.

Начавшаяся в XIX в. литературная эпоха не была простым продолжением предшествующего литературного процесса. На рубеже веков возник кризис процесса европеизации России, когда под сомнение была поставлена сама идея европеизации и русская культура вновь совершала выбор пути развития на столетие вперед.

    2. Составление таблицы.

Период

События и изменения в литературе

Конец 90-х- XIX в. - 1800 г.

Карамзинский период. Журнал «Вестник Европы» Карамзина. Литературная деятельность М.Н. Муравьева. Возникновение многочисленных литературных обществ. Развитие поэзии карамзинистов («поэтической бессмыслицы», «галиматьи», фамильярной дружеской поэзии, изящной салонной поэзии и пр.)

10-е годы XIX в.

Становление романтизма. «Вестник Европы» под редакцией В. А. Жуковского. Спор о жанре баллады, о народности, литературном языке. «Психологический романтизм» В. А. Жуковского, «мечтательный романтизм» К. Н. Батюшкова

20-30-е годы XIX в.

Пушкинский период. Эволюция романтизма в творчестве Пушкина. «Гражданский романтизм» декабристов. А. С. Грибоедов. Поэты пушкинского круга. М. Ю. Лермонтов. Н. В. Гоголь

IV. Работа с учебником

    1. Прочитайте раздел «От автора» (с. 3-7).

    2. Ответьте на вопросы:

    - В чем основные отличительные черты литературы первой половины XIX в.? Запишите ответ в тетрадь.

    - Почему Томас Манн русскую литературу XIX в. назвал святой?

    - В чем отличие русской литературы от западноевропейской?

3. Прочитайте раздел «О своеобразии русского романтизма» (с. 8-12). Ответьте на вопросы:

    - Каковы особенности социально-политической обстановки в России в конце XVIII - начале XIX вв.?

    - В чем специфика русского романтизма?

    - Как вы понимаете выражение «романтическое двоемирие»?

    - Какой выход из мировоззренческого кризиса, переживаемого европейским обществом, предложил Н. М. Карамзин?

Домашнее задание

    1. Прочитать разделы учебника: «Языковая реформа Карамзина», «Спор “карамзинистов” с “шишковистами”» (с. 12-19); сделать тезисный план.

    2. Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Батюшкова или Жуковского.

    3. Индивидуальные задания: подготовить сообщения на темы: «“Переводы-перевыражения” и их роль в становлении и развитии русского романтизма»; «Романтический историзм Н. М. Карамзина»; «Романтическая “школа гармонической точности”» (по материалам учебника: с. 19-38).